Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПОЕЗД НА ЮМУ»
(3:10 to Yuma)

США, 1957, 92 мин., ч/б, «Columbia»
Режиссер Делмер Дэвис, композитор Джордж Данинг
В ролях Гленн Форд, Ван Хефлин, Фелисия Фарр, Леора Дана, Генри Джонс, Ричард Джекель

После жестокого нападения на дилижанс знаменитый бандит Бен Уэйд арестован шерифом городка в штате Аризона; шерифу помогал фермер Дэн Эванс, свидетель нападения и отец двоих детей. Шерифу требуются два помощника, чтобы присматривать за Уэйдом, доставить его в соседний город Контеншн-Сити и посадить на поезд отправлением в 3:10 до Юмы, где Уэйда будут судить. Хозяин транспортной линии мистер Баттерфилд обещает добровольцам награду в 200 долларов. Дэн Эванс почти разорен засухой и согласен на любую работу, равно как и пьяница Поттер, стремящийся доказать всем вокруг, что хоть на что-то годен. Бен Уэйд проводит вечер на ферме Эванса и ест за его столом в семейном кругу. Ночью его отвозят в Контеншн-Сити и тайно размещают в местной гостинице. Дэну поручено следить за ним, и он не отпускает его ни на шаг. Бен Уэйд пытается подкупить Дэна, предлагая ему сначала небольшую сумму, затем-тайное участие в многотысячной афере. Чтобы добиться своего, он ловко использует искушение, угрозы, страх, напоминая о том, что члены его банды очень скоро узнают, где прячут их главаря, и приложат все усилия, чтобы его вызволить. Утром по городу проходит похоронный кортеж с телом кучера, убитого Уэйдом при нападении на дилижанс. Брат погибшего поднимается в комнату Уэйда и пытается убить его, но Эванс не дает ему этого сделать. Сообщник Уэйда, следивший за гостиницей, видит в окне его силуэт (в поисках главаря члены банды разъехались по окрестным городкам). Он скачет предупредить остальных. Баттерфилд с трудом набирает пять человек, чтобы дать отпор банде; чуть позже, когда бандиты вступают в город, эти пятеро бегут с поля боя. Эванс убивает стрелка, разместившегося на крыше. Бандиты захватывают Поттера и вешают его в гостиничном холле. Теперь Дэн Эванс хочет идти до конца не ради денег и не из гражданской сознательности-впрочем, Баттерфилд уже освободил его от всех обязательств. Эванс хочет сделать это ради погибшего товарища. За несколько минут до 3 часов Эванс и его пленник пересекают площадь, окруженную бандитами. Им удается пробиться к вокзалу и запрыгнуть в поезд. Бен Уэйд вполне мог остаться на перроне и развязать там побоище, но предпочел пощадить Эванса, который спас ему жизнь в гостинице. Впрочем, ему известно, что побег из тюрьмы в Юме-дело несложное. Из окна поезда Эванс с наслаждением видит, как на соседнюю деревню падают крупные капли дождя...
Подражание картине «Ровно в полдень» (1952), что вынудило режиссера Ховарда Хоукса отказаться от съемок фильма «Рио Браво» (1959), обратившись к более оригинальным вестернам. В 2007 году был снят одноименный ремейк с Расселлом Кроу и Кристианом Бейлом в главных ролях. Седьмой из девяти вестернов Дэвиса и один из важнейших вестернов 50-х годов. Этот фильм разнороден, однако обладает очень большой цельностью. Глубокий лиризм Дэвиса достигает в нем барочности и даже формализма, однако эти качества уравновешены столь же глубокой искренностью автора. Лиризм порождается прежде всего обостренным пониманием природы. Он выражается в своеобразном балете, хореографических фигурах, которые камера рисует вокруг персонажей (знаменитые вертикальные проезды на кране). Также он служит для углубления взаимоотношений между персонажами, их чувств, которые чаще всего оказываются живыми, сильными, неожиданными. Такой, например, предстает связь между Беном Уэйдом и официанткой в баре (Фелисия Фарр, актриса-талисман Дэвиса) в эпизоде, ставшем хрестоматийным для творчества режиссера; такой предстает необъяснимая симпатия, возникающая у бандита к фермеру и, в какой-то степени, у фермера к бандиту-эдакий необычайный дуэт противоположностей, Сатаны и честного человека, немного бесцветного и вовсе не склонного к героизму. Лиризм фильма не лишает его интенсивного саспенса, построенного на грамотном выборе ограниченного количества объектов и умелой и тщательной концентрации времени. В этом смысле фильм оказывается своеобразной вариацией на тему «Ровно в полдень», но с той ощутимой разницей, что герой на этот раз-не «профессионал», а самый обычный человек, отнюдь не предназначенный судьбой для подобного поручения. Уже одним этим фактом социальный и нравственный аспект сюжета обогащается и придает фильму универсальное измерение. Оставаясь лирической поэмой, напряженным остросюжетным рассказом, фильм, наконец, передает размышления гуманиста-впрочем, без этого элемента он не мог бы целиком и полностью принадлежать миру Дэвиса. Споры о мере ответственности каждого гражданина накладывают отпечаток на действие, даже не отражаясь напрямую в диалогах. По ходу сюжета главный герой поневоле раскрывает для себя ценности, на которых основана его жизнь. Три регистра (лирический, драматический, гуманистический), порождающие богатство фильма, объединены операторской работой, которую можно назвать гениальной: театральной в лучшем смысле слова, но при этом необыкновенно реалистичной и документальной. На всех уровнях фильма она выражает сухость, жестокость, красоту этого мира глазами художника, стремящегося скорее показать, чем обличить, растрогать, нежели преподать. Картина номинировалась на приз британской киноакадемии «BAFTA» как лучший фильм года. В 2012 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США.