Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«НА ПОСЛЕДНЕМ ДЫХАНИИ»
(А bout de souffle)

Франция, 1960, 90 мин., ч/б, «Les Productions Georges de Beauregard»
Режиссер и сценарист Жан-Люк Годар, сценарист Франсуа Трюффо, композитор Марсель Солал
В ролях Жан-Поль Бельмондо, Жан Себер, Даниэль Буланже, Жан-Пьер Мелвиль

Молодой человек Мишель Пуакар занимается кражей автомобилей, перегонкой их в Париж и продажей. Мишель ведет беспечную жизнь, не задумываясь о будущем. Он любит красивых девушек, американские фильмы и беззаботное существование. Но во время очередной кражи за Мишелем бросается в погоню полицейский. Запаниковавший Мишель импульсивно убивает его. Теперь ему необходимо придумать, что делать дальше. Мишель встречается с американской студенткой Патрисией, изучающей журналистику в Сорбонне, с которой он познакомился несколькими неделями ранее в Ницце. Мишель предлагает девушке отправиться вместе с ним в Италию, но сначала он должен собрать немного денег, которые задолжали ему его товарищи. Но полиция уже давно приближается к Мишелю, распутывая вокруг него сети все ближе и ближе. Однажды Патрисия узнает о том, что совершил Мишель и его разыскивает полиция. Девушка должна принять судьбоносное решение: отправиться с Мишелем в Италию или выдать его властям…
Культовый фильм. Вопреки распространенному мнению, Жан-Люк Годар снимал фильм не без сценария, а лишь без законченного сценария. Годар и Трюффо каждое утро писали сцены, которые нужно было снять за этот день. Чтобы придать сюжету более спонтанный характер, режиссер говорил актерам их текст уже после того, как сцены были сняты. Сцены в движении снимали камерой, привязанной к инвалидной коляске, ибо бюджет фильма был настолько мал, что режиссер не мог позволить себе использовать камеру на рельсах. Этот прием Годар позаимствовал у Жана-Пьера Мельвиля, снимавшего так картины «Тишина моря» (1949) и «Боб-прожигатель жизни» (1956). После окончания съемок Годар попросил Жана-Пьера Мелвиля помочь ему с монтажом фильма, ибо первоначальный вариант получился слишком длинным. Мелвиль посоветовал Годару вырезать все сцены, которые замедляют действие. Каково же было удивление Мелвиля, когда он увидел, что Годар не вырезал сцены целиком, а просто отрезал от них по маленькому кусочку! Мелвиль сказал, что результат получился превосходным. Фильм посвящен знаменитой киностудии «Monogram Pictures», существовавшей в 1917-1952 годах и выпустившей такие известные фильмы как «Человек-обезьяна» (1943), «Месть зомби», «Призраки на свободе» (1943), «Заклинатель вуду» (1944), «Полет на Марс» (1951). Интересно, что в картине абсолютно отсутствуют титры, включая само название фильма. Персонаж Жана-Поля Бельмондо не называет свое имя (Мишель Пуакар), а использует псевдоним Ласло Ковач. Так звали героя Бельмондо в картине Клода Шаброля «На двойной поворот ключа», которая вышла в том же 1959 году немного ранее. В картине звучит композиция Пола Анки (одного из моих любимых певцов юности) «Pity Pity». В 1983 году режиссер Джим Макбрайд («Глен и Ранда», 1971) снял одноименный ремейк с Ричардом Гиром и Валери Каприски в главных ролях. Английская киноакадемия номинировала Жан Себер на свой приз «BAFTA» как лучшую иностранную актрису. На Берлинском международном кинофестивале картина номинировалась на «Золотого медведя», а получила приз за лучшую режиссуру. Бюджет картины составил 400 тысяч франков.