Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«БЕЗДНА»
(The Abyss)

США, 1989, 171 мин., «20th Century Fox»
Режиссер и сценарист Джеймс Камерон, композитор Алан Сильвестри
В ролях Эд Харрис, Мэри Элизабет Мастрантонио, Майкл Бьен

Американская атомная подводная лодка повреждена некой таинственной силой и опускается на дно в Карибском море. Под водой неподалеку от нее проводят разработку новых нефтяных скважин бурильщики. На их подводную станцию «Deepcore» спускаются солдаты спецназа, чтобы проникнуть на подлодку и обезвредить ядерный реактор. Американское правительство опасается, что это раньше них могут сделать русские. В это время на поверхности моря начинается буря, и подводную станцию повреждает упавшая с корабля мачта. В результате поломок на станции остается кислорода только на 12 часов. Неожиданно исследователи знакомятся с таинственной субстанцией, обитающей в морских глубинах. Считая ее виновной в нападении на подводную атомную лодку, руководитель группы, лейтенант Хирам Коффи, намеревается применить против нее бомбу, принесенную с собой. Мирные нефтяники пытаются помешать ему. Вирджил Бригман, глава бурильщиков, вынимает капсюль из бомбы и одновременно входит в мирный контакт с инопланетным подводным разумом…
Построенная на той же основе, что и фильм «Чужие» (1986), картина постепенно эволюционировала к счастливой небылице типа «Инопланетянина» (1982) Стивена Спилберга. Можно было сделать немного жестче, но оказалось, что достаточно всего двадцати минут сентиментальной любовной болтовни, чтобы получился хороший фантастический фильм. «Бездна» за короткое время стала самым модным фильмом коммерческого американского кино. Его создатель Джеймс Камерон начинал работу еще в начале восьмидесятых годов с осуществления специальных трюков и эффектов. Он доказал, что простой и банальный сенсационный сюжет можно снять так, что он будет носить характер экзистенциальной, даже метафизической драмы. Фильм получил «Оскар» за лучшие визуальные спецэффекты Дэнниса Мюрена, Дэнниса Скотака и Джона Бруно («Охотники за привидениями», 1984; «Полтергейст-2», 1986; «Скалолаз», 1993; «Правдивая ложь», 1994), а номинировался за лучший звук, художественное оформление и операторскую работу. Бюджет фильма составил 69, 5 миллионов долларов, а собрал он только в США 55 миллионов и еще 29 миллионов получил за право демонстрироваться в других странах. Более 40 процентов съемок проходили под водой. Во время съемок чуть не утонул Эд Харрис. Перед началом съемок все снимавшиеся в фильме актеры получили сертификаты, разрешающие подводное плавание (дайвинг). Подводные маски и шлемы были сделаны так, чтобы были видны лица актеров. Кроме того, внутрь были вставлены мощные микрофоны, позволявшие записывать то, что они говорят. Посторонние шумы в шлемах, издаваемые вентиляцией и регуляторами, были убраны после съемок. Подводные съемки проходили в недостроенном ядерном реакторе в городке Gaffney, Южная Каролина. После съемок реактор осушили, но не уничтожили, так что он до сих пор находится в собственности студии «20th Century Fox», которая запретила его фото и видеосъемку. Глубина резервуара, где проходили съемки, была более 12 метров, но свет все равно проникал слишком глубоко, поэтому поверхность воды засыпали черной пластмассовой крошкой или проводили съемки ночью. Сцена с умерщвлением крысы была реальной, только крысы действительно могли выживать в той среде, которая попадала им в легкие. Было сделано пять дублей с пятью разными крысами, и все они остались в живых. Но в Великобритании не поверили уверениям режиссера и вырезали эту сцену из фильма. Интересно, что совсем немного сцен было снято с использованием дублеров или каскадеров: все трюки актеры выполняли сами. Съемки были очень выматывающими как для актеров, так и остальных членов съемочной группы. В начале фильма шла цитата Ницше: «Если долго глядеть в бездну, то можно заметить, что бездна тоже глядит на вас». Но эта же цитата была в только что вышедшем фильме «Преступный закон» (1988), так что создателям ленты не оставалось ничего другого, как убрать ее. Последние эпизоды заканчивали снимать в начале зимы, так что актерам приходилось держать во рту кусочки льда, чтобы у них не шел пар изо рта во время разговоров. Студия «20th Century Fox» настойчиво продвигала Майкла Бьена в номинацию на «Оскар» как лучшего актера второго плана. Роль Де Марко предназначалась Лэнсу Хенриксену, но тот в это время был занят на съемках другого фильма. Вода в резервуаре была сильно хлорированной, чтобы в ней не завелись микробы. В результате к концу съемок у многих актеров волосы стали зеленоватыми или побелевшими. Это первый фильм, использовавший раннюю версию программы «Adobe Photoshop». Продюсер фильма Гейл Энн Херд («Сражение среди звезд», 1980; «Гуманоиды из бездны», 1980; «Аллигатор», 1980; «Терминатор», 1984; «Нация пришельцев», 1988; «Дрожь земли», 1990; «Воспитание Каина», 1992; «Выхода нет», 1994; «Реликт», 1997; «Пик Данте», 1997; «Армагеддон», 1998; «Вирус», 1999)-воспитанница студии Роджера Кормана и бывшая жена Джеймса Камерона. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшую режиссуру, а номинировала за лучший сценарий, музыку, спецэффекты, актрису и актера (Мастрантонио и Харрис) и как лучший фантастический фильм года. Над разнообразными специальными и визуальными эффектами трудились такие «монстры», как «Dream Quest Images», «ILM», «Stetson Visual Services» и «Steve Johnson's XFX».