Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПРОЩАЙ, ДЯДЯ ТОМ»
(Addio zio Tom)

Италия, 1971, 136 мин., «Euro International Film»
Режиссеры, сценаристы и продюсеры Гуалтьеро Джакопетти и Франко Проспери, композитор Риц Ортолани

Уставшие отбиваться от многочисленных обвинений в расизме после выхода скандального фильма «Прощай, Африка», талантливые итальянские документалисты решили реабилитировать себя новым фильмом о тяжелой судьбе негров, только на этот раз-историческим. Темой нового проекта стала история рабства в Америке, и для того, чтобы воочию показать зрителю как это все было, Джакопетти и Проспери с кинокамерой пришлось отправиться на триста лет в прошлое. Внимательно изучив тысячи документов той эпохи, и населив свой фильм десятками реальных исторических персонажей, итальянцы с головой погружают зрителя в удивительный мир американского рабства, скрупулезно документируя этапы большого пути. В натуралистичных, и оттого малоприятных подробностях, мы увидим здесь все: доставку, сортировку, предпродажную подготовку, и реализацию живого товара; условия содержания и работы; отношение хозяев, и их взгляд на вопрос рабства; церковное поощрение рабовладения; изменение цены на товар с течением времени; первые побеги, и, в конечном итоге-первое восстание. Авторы постоянно скачут из прошлого в современную Америку (как раз недавно пережившую убийство Мартина Лютера Кинга и связанные с этим волнения негров), иллюстрируя очевидное влияние давних событий на сегодняшнее положение вещей. Их взгляд беспристрастен, камера вездесуща, а закадровый комментарий, как всегда, беспощаден. Так как тема этой ленты исключительно американская, а из предыдущих творений итальянцев мы знаем, что Америку и ее образ жизни Джакопетти, мягко говоря, не жалует, то и закадровый текст у него получился жесткий, злой и ироничный, а местами откровенно издевательский. Присутствует в фильме и юмор, который очень грамотно и небольшими дозами подается зрителю по ходу повествования. Из этого повествования, кстати, большинство сможет почерпнуть для себя много нового, того, о чем не рассказывают на уроках истории. Исключительно правдивый, реалистичный и просто очень талантливый фильм, как и ожидалось, вызвал во время своего выхода бурю страстей. Шокированные увиденным, дистрибьюторы потребовали от режиссеров полного перемонтажа материала, радикальной переписки закадрового текста, а также удаления шокирующих и провокационных сцен. В результате этих действий, получился абсолютно другой фильм, который еще больше закрепил за режиссерами статус расистов, вместо того, чтобы оправдать их. Публикой не понятая, и не принятая даже в своей урезанной версии, эта лента потерпела коммерческое фиаско, заставив Джакопетти и Проспери отказаться от дальнейшей разработки столь скользких тем…
Как бы переместившись во времени в Америку девятнадцатого века, партнеры скрупулезно воссоздали рабовладельческий строй той эпохи, сняв все это как документальный фильм глазами белых, для которых такое положение вещей было вполне очевидным и естественным. Разумеется, это уже было стопроцентно постановочным кино, но все таким же бескомпромиссно жестким, как и настоящая документалистика скандального тандема. Все персонажи этого фильма были реальными историческими личностями, а их диалоги-не плод воображения сценариста, а результат скрупулезных исследований документов той эпохи, когда в Америке разрабатывалась теория научного расизма, а сами рабы не осознавали всего ужаса своего положения. Столь нелицемерные откровения кинематографистов, однако, были восприняты публикой как безумный цинизм, и позднее Франко Проспери жалел, что фильм не был снабжен объясняющим титром, вроде: «Внимание! Все что вы сейчас увидите, показано с позиции белых людей того времени, и не является личным мнением авторов». Такого титра, впрочем, не было, и вместо того, чтобы стать в глазах широкой публики антирасистской, картина, наоборот, всех утвердила в мысли, что Проспери с Джакопетти являются самыми циничными и беспринципными расистами современности. По этой причине правительство Бразилии, где изначально планировалось снимать фильм, внезапно отказало кинематографистам во въезде, из-за чего партнерам срочно пришлось искать новое место для съемок. Этим новым местом стала Гаити, куда съемочную группу пригласил лично гаитянский диктатор Франсуа Дювалье. В обмен на неторопливые беседы за богато накрытым столом, он предоставил итальянцам отличные условия с дипломатическими машинами и эксклюзивными съемочными разрешениями. Все, что Проспери с Джакопетти должны были делать для съемок, так это регулярно ужинать со стариком по пятницам. Для них это был самый легкий и самый короткий съемочный период, всего три месяца, но за легкость приходится платить, и в данном случае расплата пришла в виде волны негативных рецензий и кислых кассовых сборов. Более того, «Прощай, дядя Том» был моментально запрещен к прокату в Италии, и лишь после судебного разбирательства запрет был снят.