Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Элизабет, живущую в поместье вместе с сестрой, врачи приговорили
к пожизненному пребыванию в инвалидной коляске из-за паралича ног, что явилось
для нее страшным ударом. В это же время в поселке рядом с поместьем у девушки
Анны тяжело болеет брат. Анна страстно молится, прося выздоровления для
брата. Он возвращается к жизни, хотя все уже считали его умершим, и жители
начинают считать Анну целительницей. Она отвергает эти предположения, но
к дому ее родителей стекаются все новые и новые люди. Элизабет, узнав об
этом случае, просит своего друга Матиаса привести к ней Анну, чтобы она
ее вылечила. Матиас не верит в чудеса, но соглашается выполнить просьбу,
в надежде, что это хоть немного облегчит душевные муки Элизабет. Когда Анна
встречается с Элизабет, та молит ее об излечении. Но Анна не умеет и не
хочет никого исцелять. Одержимая последней надеждой на спасение, Элизабет
бросается вслед за убегающей Анной-и встает с инвалидной коляски. Ее выздоровление
окончательно укрепляет за Анной славу целительницы. На Элизабет, снова могущую
ходить, сбегается посмотреть весь поселок. Элизабет предлагает Анне остаться
жить в ее доме, она уверовала, что Анна способна исцелить весь мир. Сама
Анна уже не знает, чему верить. Поселковый пастор пытается противостоять
нарастающей вере в чудеса, но у него ничего не выходит. Епископ присылает
в поселок двух представителей. Элизабет готова продемонстрировать способности
Анны всем. Она договаривается с пастором о публичной демонстрации чудес
Анны. В назначенный день к церкви стекается народ. В это время становится
плохо Матиусу, страдающему туберкулезом. Элизабет просит Анну помочь ему.
Но Матиас умирает. Мир Элизабет рушится. Анна убегает в поселок и просит
своего друга Мартина избавить ее от всего случившегося. Элизабет находит
ее и в полувменяемом состоянии призывает пойти на собрание. Анна отказывается.
Элизабет бросается со скалы в море…
Снятый через два года после «Девушек в униформе», фильм хотя и не повторяет
его сюжета, тем не менее задействует тех же актрис в главных ролях и делает
отношения между героинями основной темой. Но теперь задачей было показать,
что отношения эти «больны» по своей сути. Параллели с «Девушками в униформе»
заключаются не только в выборе тех же самых актрис и в повторении имени
героини Дороти Вик (в «Девушках» ее персонажа также звали Элизабет). Финал
картины, когда Анна интуитивно предчувствует самоубийство Элизабет, напрямую
отсылает к финалу фильма 1931 года, где фройляйн фон Бернбург внезапно прерывает
разговор с директрисой и бросается в коридор, ощущая, что с Мануэлой может
случиться беда. Но если Мануэлу удается спасти, то в «Анне и Элизабет» героине
суждено умереть. Смерть в конце может рассматриваться как освобождение Элизабет
от собственного лесбианизма и освобождение Анны от власти Элизабет. Если
«Девушки в униформе» символизировали борьбу с авторитаризмом и могли рассматриваться
как провозглашение свободы для гомосексуализма, то символизм «Анны и Элизабет»
в показе гомофобии связывает последнюю с нацистской идеологией. Мартин,
к которому прибегает Анна за помощью-добропорядочный и уверенный в себе
ариец, противопоставленный как немощной Элизабет, так и ее больному туберкулезом
другу Матиасу. С этой точки зрения самоубийство Элизабет может пониматься
как отзвук евгенических идей нацизма: инвалиды должны удаляться из общества,
насильственно или же по собственной воле. Зловещая и истероидная атмосфера
фильма будто призвана «задавить» то эмоциональное раскрепощение, что провозгласили
«Девушки в униформе». Однако чувства главных героинь оказалось невозможным
скрыть. Между девушками действительно существует глубокая эмоциональная
связь: именно она ввергла Анну в сильнейшие переживания, когда она интуитивно
почувствовала желание Элизабет покончить с собой. Ночь перед проверкой способностей
Анны девушки проводят вместе. Эта ночь, не показанная на самом деле, обрамлена
крупными планами лиц героинь: вечерним, когда Элизабет смотрит сверху вниз
на своего идола, и утренним, когда Анна готова подчиниться желаниям Элизабет
и пойти исцелять. Эротичность данного момента словно противостоит всему
предшествующему повествованию и заставляет предположить глубочайшую преданность
там, где раньше виделось лишь порабощение. Предназначенный погасить ту эмоциональную
свободу, что провозглашали «Девушки в униформе», фильм «Анна и Элибет» лишь
подчеркнул ее. Напряжение, которое возникало от просвечивающего лесбийского
контекста фильма с одновременной попыткой его отрицания, настолько явственно
заявляло о непосредственном существовании и силе лесбийских чувств, что
фильм был запрещен уже через две недели после выхода.