Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Испания. Лето 1939 года. Гражданская война закончилась.
Американский летчик Том Мартин, воевавший добровольцем, попал в плен к франкистам
и приговорен к смертной казни. Уже стоящий перед расстрельной командой,
Том внезапно освобожден. Как выяснилось-из-за вмешательства представившейся
его женой американской журналистки Августы «Густы» Нэш, которая искала хороший
сюжет для репортажа и случайно узнала о нем. Обманув начальника тюрьмы Густа
организует побег Тома. Преследуемые полицией, угнав вначале такси, а затем
самолет, они бегут через границу во Францию. В Париже Том безуспешно пытается
ухаживать за Августой, а когда она отправляется корреспондентом в Берлин-он
следует за ней. Том и Густа понимают, что любят друг друга, и собираются
пожениться, но с вторжением Гитлера в Польшу и началом Второй мировой войны
они вынуждены бежать из Германии. Они берут билеты на злополучный лайнер
«Атения», который торпедируется немецкой подводной лодкой. Спасенная британскими
моряками пара оказываться в Англии. Они решают отложить свадьбу и драться
с врагом до конца: Том идет служить в ВВС Великобритании, а Августа отправляется
военным корреспондентом во Францию. Осенью в Париже влюбленные воссоединяется,
но немецкие танки уже во Франции, и пара возвращается домой в США, чтобы
мобилизовать американцев на борьбу с фашизмом. Густа решает в своих репортажах
«сказать то, что она хочет сказать», а Том-«сделать десятки тысяч пилотов
для десятков тысяч самолетов»…
Американская романтическая комедия. Сценарий написан Чарльзом Брэкеттом
и Билли Уайлдером по мотивам оригинальной истории Бенджамина Глейзера и
Ханса Секея. Снятый в начале Второй мировой войны в Европе и основанный
на реальных событиях, фильм повлиял на отношение американцев к войне и вступление
США в битву с нацистской Германией: «Сценарий был пророческим в 1940 году».
В 1941 году фильм получил премию «Оскар» за лучший литературный первоисточник.
В основе фильма история американского пилота Гарольда Даля, который во время
Гражданской войны в Испании добровольцем сражался в составе испанских республиканских
ВВС под именем Эрнандо Диас. На его счету было пять подтвержденных сбитых
самолетов противника. 13 июня 1937 года он был сбит и попал в плен. Приговоренный
к смертной казни, он три года содержался в тюремной камере, пока дипломатические
службы предпринимали усилия для его освобождения. Летом 1940 года Даль был
освобожден и вернулся в США. Ходили слухи, что его первая жена Эдит Роджерс,
известная певица впечатляющей красоты, посетила Франсиско Франко, чтобы
умолять его сохранить мужу жизнь. Прототипом Августы Нэш является, по общему
мнению, Марта Геллхорн-одна из величайших военных корреспондентов 20-столетия,
жена писателя Эрнеста Хемингуэя. Фильм «является удивительным отражением
восприятия Голливудом меняющегося отношения американцев к угрозе, исходящей
от нацистского режима», и содержит, например, насмешки над Адольфом Гитлером.
Так, когда Том, выходя из тюрьмы, просит франкистов позаботиться об Адольфе
и поясняет: «Крыса. Я научил его держать лапу вот так (делает нацистское
приветствие)». В сцене в поезде, когда Том собирается спать, а Густа усаживается
ознакомится с «Майн Кампф» Гитлера, Том произносит фразу: «Разбуди меня,
когда доберешься до той части, где он претендует на Милуоки», после чего
книга летит в окно. Также лента содержит косвенную критику изоляционистов,
например, в сцене, где один из добровольцев демонстративно отвечает, что
не знает Линдберга. В то время одни считали фильм попыткой привлечь внимание
к войне в Европе-это один из первых кинофильмов, сюжет которых непосредственно
связан с политическими событиями в Европе-и предупредить о надвигающейся
опасности: «Сценарий был пророческим в 1940 году, утверждая, что это был
лишь вопрос времени, когда Америка будет вовлечена во Вторую мировую войну».
Другие же считали фильм пропагандистским: лента была обвинена «в разжигании
войны и попытке втянуть Америку в войну» газетой «The Kansas City Star»,
пользовавшейся в то время влиянием в американской политике. Газета из столицы
штата Миссури представляла интересы сенатора от этого штата, бывшего президента
США Герберта Гувера, выступавшего за то, чтобы не вмешиваться во Вторую
мировую войну и предоставить всю Европу Гитлеру, и критиковавшего политику
действующего президента США Франклина Рузвельта. Название фильма происходит
от фразы из Ветхого Завета: «любимый мой сказал мне: встань, любимая моя,
прекрасная моя». С названием связано и прозвище героини-Густа. О запуске
фильма в производство было объявлено 8 апреля 1940 года в газете «The Hollywood
Reporter». Над фильмом работала та же команда, что перед этим сняла в 1939
году фильм «Полночь», который был назван «самой веселой, остроумной и озорной
комедией», а в 2013 внесен в Национальный реестр фильмов. Главную роль там
также сыграла Клодетт Кольбер-одна из самых высокооплачиваемых голливудских
звезд 1930-40-х годов (в 1938-42 годах самая высокооплачиваемая). В 1999
году Американским институтом киноискусства она названа 12-ой в списке 100
величайших звезд кино за 100 лет. Первоначально на роль Тома планировался
Джоэл Маккри, но он в это время снимался в фильме «Иностранный корреспондент»,
продюсер которого не захотел отпускать актера. В итоге режиссер по просьбе
Кольбер назначил на эту роль Рэя Милланда. Сценарий постоянно изменялся
и включал в себя реальные события, такие как недавнее потопление фашистами
лайнера «Атения» и случившиеся уже в последние дни съемок падение Парижа
и подписание перемирия между Францией и Германией в Компьенском лесу. Как
заметила Кольбер, фильм «начинался как эксцентрическая комедия, а в итоге
оказался Битвой за Британию». Режиссер и продюсер знали, что фильм стоит
на тонком льду политики, поскольку США еще не вступили в войну, и любой
фильм, касающийся войны, безусловно, оскорбит какую-то часть общественности,
а также повлияет на внешний рынок. Чтобы защитить себя насколько это возможно,
все сцены с антинацистскими диалогами имели альтернативные дубли, которые
были смягчены, и режиссер откладывал съемки концовки до последнего дня,
чтобы финал фильма был продиктован заголовками утренних газет. Кроме того,
режиссер старался обойти Кодекс Хейса: иногда специально «для прикрытия»
вводил в сцены очевидно нарушающие его фразы, а затем по указанию цензора
вырезал их из фильма. Благодаря этому задуманные им ходы цензура не заметила.
Съемки картины велись с 24 июня до середины августа 1940 года. Примечательно,
что 17 августа 1940 года, через два дня после завершения съемок, нацисты
запретили показ в Германии всех американских фильмов. Фильм полностью снят
на студии в Голливуде, за исключением нескольких сцен-побережья Калифорнии
и окрестностей испанского города Бургос. В качестве испанского самолета
в фильме задействован американский самолет SM-6000 Airliner, полеты выполнял
известный пилот Поль Манц. В сцене, где Том пытается напоить Августу, актеры
пили настоящий алкоголь-коктейль из мятного сиропа и шампанского. На этом
для реалистичности настаивал режиссер фильма. В итоге после нескольких дублей
актеров отвезла домой скорая. Клодетт Кольбер однажды сказала, что этот
фильм был лично для нее любимым фильмом из всех, в которых она снималась:
«Это такая картина, которая редко случается». Известно, что актриса, несмотря
на возможность по условиям контракта уйти в 18:00, оставалась на съемочной
площадке допоздна, считая, что фильм заслуживает того: режиссер вспоминал,
что одну сцену она исполняла дубль за дублем и только почти за полночь окончила
работу. Считая сценарий Чарльза Брэкетта его лучшей работой, после многократных
попыток сыграть одну сцену она расплакалась: «Я просто не могу передать
красоту этого поворота сюжета Чарли». Звучащая в фильме песня «Dream Lover»
(музыка Виктора Шерзингера, стихи Клиффорда Грея) впервые прозвучала в фильме
1929 года «Парад любви». В 1942 году по фильму была сделана радиопостановка.
Тома озвучил игравший его в фильме Рэй Милланд, роль Августы озвучивала
Лоретта Янг. Многие смешные фразы из фильма стали крылатыми, но наибольшую
известность получила фраза начальника Густы-издерганного редактора газеты
Филлипса: «Я не счастлив. Я совсем не счастлив». Эта фраза стала в США национальной
поговоркой 1940 года, и является крылатой до настоящего времени. При этом
отмечается, что для того чтобы оценить фразу и «получить полный восхитительный
эффект», нужно увидеть сцену с этим самым редактором. В 1941 году фильм
получил премию «Оскар» за лучший литературный первоисточник (Бенджамин Глейзер
и Ханс Секей), и был трижды номинирован: за лучшую музыку к фильму (Виктор
Янг), за лучшую операторскую работу (Чарльз Лэнг) и за лучшую работу художника-постановщика
(Ханс Дрейер и Роберт Ушер). В 1989 году историк кино Стивен Шойер назвал
фильм «важной, почти забытой комедей-мелодрамой». Студия «Paramount» выпустила
фильм увлекательно романтичный, доказывающий, что любовь найдет путь через
опасности воздушных налетов, торпедных атак и вражеского вторжения. Вчера
мы были поставлены лицом к реальности, ибо «Воскресни, любовь моя», которая
была принята с таким большим восторгом в кинотеатре «Парамаунт», оказалась
не безоблачной, легкомысленной любовной интрижкой, а отрезвляющей работой
на тему романтики и войны. Фильм сурово вызывает на битву таких двух самых
очаровательных представителей легкомыслия как Клодетт Кольбер и Рэй Милланд.
Он героически выпрямляет спины этих двух случайных и очевидно циничных обывателей.
Не так давно фильмы показывали последнюю мировую войну, как отправную точку
для потерянного поколения. «Вокресни, любовь моя» переворачивает отношение
к нынешней войне. Клодетт Кольбер и Рэй Милланд восхитительны…в искрометной,
умной и важной для культуры комедии-драме 1940 года режиссера Митчелла Лейзена…Фильм
доносит сильный призыв прийти на помощь и столь же актуален в отношении
мировой ситуации, как и сейчас.