Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«БАЛЬЗАК»
(Balzac)

Франция-Италия-Германия, 1999, 240 мин., «TF1/GMT Productions/Taurus Film»
Режиссер Джоси Дайан, сценарист Дидье Декуэн
В ролях Жерар Депардье, Герт Восс, Жанна Моро, Фанни Ардан, Сержио Рубини, Вирна Лизи, Катя Риман

Биографический мини-сериал, рассказывающий о жизни и творчестве великого французского писателя XIX века Оноре де Бальзака, о его непростых взаимоотношениях с матерью Шарлоттой-Лаурой-холодной и властной женщиной, с графиней Эвелиной Ганской-большой любовью всей жизни писателя, а также с Лаурой де Берни и Лорой д’Абрантес…
Оноре де Бальзаак (1799-1850)-французский писатель: романист, драматург, литературный и художественный критик, эссеист, журналист и издатель. Один из основоположников реализма в европейской литературе. Крупнейшее произведение Бальзака-серия романов и повестей «Человеческая комедия», рисующая картину жизни современного писателя французского общества. Творчество Бальзака пользовалось большой популярностью в Европе и еще при жизни принесло ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века. Произведения Бальзака повлияли на творчество таких крупных писателей, как Чарльз Диккенс, Федор Достоевский, Эмиль Золя, Уильям Фолкнер и других. Оноре де Бальзак родился в Туре в семье крестьянина из Лангедока Бернара Франсуа Бальса (1746-1829). Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Не имеет никакого родственного отношения к французскому писателю Жану-Луи Гез де Бальзаку (1597-1654). Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком. Мать Анна-Шарлотта-Лаура Саламбье (1778-1853) была значительно моложе своего супруга и даже на четыре года пережила своего сына. Она происходила из семьи парижского торговца сукном. У Оноре было две младших сестры-Лора и Лоранс, с которыми у него были теплые дружеские отношения. Лоранс умерла в возрасте 20 с небольшим лет после крайне неудачного замужества. Дружба с Лорой (в замужестве Сюрвиль) сохранилась до последних дней. Затем в семью был принят внебрачный сын матери Анри, отношения с которым не сложились ни у кого. Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В 1807-1813 годах Бальзак учился в Вандомском коллеже, в 1816-1819-в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом. Однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе. Родители мало занимались сыном. В Вандомский колледж он был помещен против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учебы ему многократно приходилось бывать в карцере. В четвертом классе Оноре начал смиряться со школьной жизнью, но насмешек над учителями не прекратил…В 14 лет он заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства колледжа. Пять лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но вскоре после переезда семьи в Париж в 1816 году выздоровел. Директор училища Марешаль-Дюплесси писал в своих воспоминаниях о Бальзаке: «Начиная с четвертого класса его парта всегда была полна писаниями…». Оноре с ранних лет увлекался чтением, особенно его привлекало творчество Руссо, Монтескье, Гольбаха, Гельвеция и других французских просветителей. Также он пробовал писать стихи и пьесы, однако его детские рукописи не сохранились. Его сочинение «Трактат о воле» было отнято учителем и сожжено на его глазах. Позже свои годы детства в учебном заведении писатель опишет в романах «Луи Ламбер», «Лилия в долине» и в других. В возрасте 22 лет Бальзак сошелся с 45-летней Лаурой де Берни, матерью 9-ти детей. Возникший обоюдный интерес перешел в стойкую любовь. Их отношения длились до смерти госпожи де Берни летом 1836 года. Она поддерживала Оноре деньгами, советами, своими связями, помогала править рукописи и корректуры. Когда ее не стало, Бальзак писал о ней: «Она была мне матерью, подругой, семьей, спутницей и советчицей. Она сделала меня писателем, она утешила меня в юности, она пробудила во мне вкус, она плакала и смеялась со мной, как сестра, она всегда приходила ко мне благодетельной дремой, которая утешает боль. Без нее я бы попросту умер». После 1823 года напечатал несколько романов под различными псевдонимами в духе «неистового романтизма». Бальзак стремился следовать литературной моде, и позднее сам он называл эти литературные опыты «сущим литературным свинством» и предпочитал не вспоминать о них. В 1825-1828 годах попытался заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу. «Господин де Бальзак был одним из первых среди великих, одним из лучших среди избранных. Все его произведения составляют одну книгу, книгу живую, блистательную и глубокую, где живет, движется и действует страшная, жуткая и вместе с тем реальная наша современность. Сам того не зная, хотел ли он того, или нет, согласился бы он с этим или нет-автор этого огромного и причудливого творения был из могучей породы писателей-революционеров». В 1829 году выходит первая подписанная именем «Бальзак» книга-исторический роман «Шуаны». На формирование Бальзака как писателя оказали влияние исторические романы Вальтера Скотта. Последующие сочинения Бальзака: «Сцены частной жизни» (1830), роман «Эликсир долголетия» (1830, вариация на темы легенды о Дон Жуане), повесть «Гобсек» (1830) привлекли внимание читателя и критики. В 1831 году Бальзак публикует свой философский роман «Шагреневая кожа» и начинает роман «Тридцатилетняя женщина». Цикл «Озорные рассказы» (1832-1837)-ироническая стилизация под новеллистику Возрождения. В отчасти автобиографическом романе «Луи Ламбер» (1832) и особенно в более поздней «Серафите» (1835) отразилось увлечение Бальзака мистическими концепциями Э. Сведенборга и Кл. де Сен-Мартена. Его надежда разбогатеть еще не осуществилась (тяготеет долг-результат его неудачных коммерческих предприятий), когда слава начала приходить к нему. Между тем он продолжал напряженно трудиться, работая за письменным столом по 15-16 часов в сутки, и ежегодно публикуя от 3 до 6 книг. В периоды творческого подъема он месяцами выделял на сон всего несколько часов с шести вечера до полуночи, когда просил разбудить его, и вновь писал до вечера, одновременно работая над несколькими произведениями. В письме матери он отмечал, что 40 дней такого распорядка дали ему 5 томов. В созданных в первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему жизни Франции: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы-купцы, аристократия, духовенство; различные социальные институты-семья, государство, армия. В 1845 году писатель был награжден орденом Почетного легиона. Оноре де Бальзак умер 18 августа 1850 года, на 52-м году жизни. Причина смерти-гангрена, развившаяся после того, как он поранил ногу об уголок кровати. Однако смертельная болезнь была лишь осложнением длившегося несколько лет мучительного недомогания, связанного с разрушением кровеносных сосудов-предположительно, артериита. Бальзак был похоронен в Париже, на кладбище Пер-Лашез. «Хоронить его вышли все писатели Франции». От часовни, где с ним прощались, и до церкви, где его отпевали, среди несущих гроб людей были Александр Дюма и Виктор Гюго. В 1832 году Бальзак заочно познакомился с Эвелиной Ганской, которая вступила с писателем в переписку, не открывая своего имени. Бальзак встретился с Эвелиной в Невшателе, куда она приехала со своим мужем, владельцем обширных поместий на Российской Империи, Вацлавом Ганским. В 1842 году Ганский умер, однако его вдова, несмотря на многолетний роман с Бальзаком, не выходила за него замуж, так как хотела передать наследство мужа своей единственной дочери (вступив в брак с иностранцем, Ганская лишилась бы своего состояния). Кроме того, ее тревожили неоправданно высокие траты Бальзака на внешнюю роскошь, а также опрометчивые финансовые вложения, где он терпел одни неудачи. В 1846 году Эвелина забеременела. Бальзак мечтал о сыне, и даже придумал ему имя Виктор-Оноре. Однако из-за переездов и болезни у Эвелины случились преждевременные роды, и ребенок, а это была девочка, умерла в тот же день. В 1847-1850 годах Бальзак гостил в поместье Ганской Верховня (в одноименной деревне Ружинского района Житомирской области, Российская Империя). Бальзак обвенчался с Эвелиной Ганской 2 марта 1850 года в городе Бердичеве, в костеле Святой Варвары, после свадьбы супруги уехали в Париж. Сразу же по приезде домой писатель заболел, и Эвелина ухаживала за мужем до последних его дней. Как она писала сестре Бальзака Лоре, с которой они подружились, еще до свадьбы она понимала, что станет не столько женой, сколько сиделкой. В неоконченном «Письме о Киеве» и частных письмах Бальзак оставил упоминания о своем пребывании в украинских городках Броды, Радзивилов, Дубно, Вишневец и др. Киев входивших в состав Российской Империи посещал в 1847, 1848 и 1850 гг. В 1831 году у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение-«картину нравов» его времени-огромный труд, впоследствии озаглавленный им «Человеческая комедия». По мысли Бальзака, «Человеческая комедия» должна была быть художественной историей и художественной философией Франции-как она сложилась после революции. Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни. Он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Цикл состоит из трех частей. В дальнейшем цикл был пополнен романами «Модеста Миньон» (1844), «Кузина Бетта» (1846), «Кузен Понс» (1847), а также, по-своему подытоживающим цикл, романом «Изнанка современной истории» (1848). Циклу присуща наибольшая «философичность». В некоторых произведениях-например, в повести «Луи Ламбер», объем философских выкладок и размышлений многократно превышает объем сюжетного повествования. Конец 1820-х и начало 1830-х годов, когда Бальзак вошел в литературу, был периодом наибольшего расцвета творчества романтизма во французской литературе. Большой роман в европейской литературе к приходу Бальзака имел два основных жанра: роман личности-авантюрного героя (например, Робинзона Крузо) или самоуглубляющегося, одинокого героя («Страдания молодого Вертера» В. Гете) и исторический роман (Вальтер Скотт). Бальзак отходит и от романа личности, и от исторического романа Вальтера Скотта. Он стремится показать «индивидуализированный тип». В центре его творческого внимания, по мнению ряда советских литературоведов, находится не героическая или выдающаяся личность, а современное буржуазное общество, Франция Июльской монархии. «Этюды о нравах» разворачивают картину Франции, рисуют жизнь всех сословий, все общественные состояния, все социальные институции. Их лейтмотив-победа финансовой буржуазии над земельной и родовой аристократией, усиление роли и престижа богатства, и связанное с этим ослабление или исчезновение многих традиционных этических и нравственных принципов. Творчество Бальзака нашло свое признание в России еще при жизни писателя. Многое печаталось отдельными изданиями, а также в московских и петербургских журналах, почти сразу после парижских публикаций-в течение 1830-х годов. Однако, некоторые произведения были под запретом. По просьбе начальника Третьего отделения, генерала А. Ф. Орлова, Николай I разрешил писателю въезд в Россию, но со строгим надзором. В 1832, 1843, 1847 и 1848-1850 гг. Бальзак посещал Россию. С августа по октябрь 1843 года Бальзак проживал в Санкт-Петербурге, в доме Титова на Миллионной улице, 16. В том году посещение столь известным французским писателем российской столицы вызвало у местной молодежи новую волну интереса к его романам. Одним из молодых людей, проявившим такой интерес, был 22-летний инженер-подпоручик Петербургской инженерной команды Федор Достоевский. Достоевский был так восхищен творчеством Бальзака, что решил тут же, безотлагательно, перевести на русский язык один из его романов. Это был роман «Евгения Гранде»-первый русский перевод, опубликованный в журнале «Пантеон» в январе 1844, и первая печатная публикация Достоевского (хотя при публикации переводчик указан не был).