Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СТАНОВЯСЬ ДЖЕЙН»
(Becoming Jane)

Великобритания-Ирландия, 2007, 120 мин., «HanWay Films/UK Film Council»
Режиссер Джулиан Джаррольд, композитор Адриан Джонстон
В ролях Энн Хэтуэй, Джеймс Макэвой, Мэгги Смит, Джулия Уолтерс, Джеймс Кромвель, Йан Ричардсон

Дочери бедного деревенского священника Джейн Остин, мечтающей стать писательницей, делает предложение Уизли-племянник их состоятельной соседки леди Грешэм. Однако Джейн не испытывает к нему взаимного чувства. В деревню приезжает молодой ирландский адвокат Том Лефрой, который сначала производит плохое впечатление на Джейн, однако позднее они оба влюбляются друг в друга…
Это кино на грани двух биографических традиций, представляющих два способа, какими может исследоваться и изображаться мир творческой личности. С одной стороны, мы наблюдаем классическую драму о становлении писательницы, драму о формировании склонностей, стиля и таланта на фоне бытовых и романтических жизненных коллизий. Однако с другой стороны, личная жизнь юной Джейн Остин воссоздана по большей части на основе ее романов, преимущественно «Гордости и предубеждения» (начал писаться в 21-летнем возрасте), которым приписана практически полная автобиографичность. Строго говоря, мы не знаем, что происходило с душой и телом мисс Остин в первые десятилетия ее жизни, поскольку ее сестра Кассандра уничтожила основную часть их переписки, но, строго говоря, нас не должно это слишком сильно волновать. Помещение писателя в мир его героев-совершенно оправданный и имеющий собственную традицию художественный прием, достигший, пожалуй, своей вершины в «Кафке» Стивена Содерберга. То, что происходит в фильме-это опыт реконструкции той точки, с которой началась проза, которую впоследствии стали именовать реалистической. Вопреки распространенным суждениям и мировым рейтингам, Джейн Остин-вовсе не великая писательница. Ее проза-сдержанная провинциальная сентиментальность, закругленная учтивостью и педантичностью-не идет ни в какое сравнение с шедеврами классиков реализма XIX века: Бальзака или Флобера. Более того, сама мисс Остин однажды так охарактеризовала «Гордость и предубеждение»: «Роман этот слишком легковесен, слишком блестит и сверкает. Ему не хватает рельефности: растянуть бы его кое-где с помощью длинной главы, исполненной здравого смысла (да только где его взять!), а не то с помощью серьезной и тяжелой бессмыслицы, никак не связанной с действием. Вставить рассуждение о литературе, критику Вальтера Скотта, историю Бонапарта или еще что-нибудь, что дало бы контраст, после чего читатель с удвоенным восторгом вернулся бы к игривости и эпиграмматичности первоначального стиля». Поэтому фильм, вписавший Джейн Остин вместе со всеми ее неведомыми нам биографическими потрохами в канву и стилистическую плоть ее собственной романистики, оказался гораздо интереснее оригинальных произведений. Один журналист считает фильм произведением «плоским» на том основании, что главная героиня оставляет возлюбленного не из-за страсти к писательству, плохо совместимой в те времена с благоприличиями супружества, а по моральным соображениям-дабы дать своему избраннику обоснованную сюжетными перипетиями возможность прокормить многочисленных братьев и сестер. Но, во-первых, в чисто моральном выборе нет ничего плоского, а во-вторых, подобный ход как раз и отображает лучше всего поэтику романов Джейн Остин, опрокинутых в ее частную жизнь-со всеми формулировками нарушенных, но не стертых границ приличия и прочими тонкими разграничениями. Фильм хорош именно тем, что не просто повествует о тех или иных событиях, а фиксирует эти события-от любовно-матримониальных историй до чтения филдинговского «Тома Джонса» и наоборот-как знаки, вехи формирования индивидуального стиля, своего рода зарубки на теле будущего романического текста. Кроме того, Джулиан Джерролд-один из наиболее талантливых современных английских режиссеров-изумительно выдержал пластичность кадра и ритм визуального развития сюжета. Фильм смотрится на одном дыхании: камера легко и изящно движется от эпизода к эпизоду, то скользяще вбирая в свой зрачок наполненных динамикой персонажей, то замирая перед барочным светом прудов и приобретающими готические тона изваяниями на фоне застеленного ветвями темнеющего неба. Композиция идеи здесь точно и выверено совпала с композицией образа. По опросу британских читателей, проведенному в начале 2007 года, выяснилось, что их любимым романом является «Гордость и предубеждение», принадлежащий перу Джейн Остин. В лекциях, написанных в середине двадцатого века и предназначенных для американских студентов, писательницей восхищался Владимир Набоков. А отец-основатель исторического жанра в романистике Вальтер Скотт считал, что талант Джейн, пожалуй, превосходит его собственный талант. Произведения Остин пользовались неизменным успехом на протяжении двух сотен лет, и сейчас Остин носит самый увесистый лавровый венок, который когда-либо носили женщины-писатели. На главную роль претендовали Натали Портман, Кира Найтли и Кейт Уинслет. Последняя роль известного актера Йана Ричардсона («Бразилия», 1985; «Темный город», 1998). Джеймс Макэвой вынужден был весь фильм ходить в туфлях на высоком каблуке, так как он был на пару сантиметров ниже своей партнерши Энн Хэтуэй. Картина снималась в Ирландии. Ирландская киноакадемия номинировала картину на свой приз за лучшие костюмы, звук и как лучший фильм года. При бюджете в 16, 5 миллионов долларов картина собрала в мировом прокате 38 миллионов.