Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ВЕДЬМА ИЗ БЛЭР»
(The Blair Witch Project)

США, 1999, 86 мин., «Haxan Entertainment/Artisan»
Режиссеры, сценаристы и монтажеры Даниэль Мирик и Эдуардо Санчес, композитор Тони Кора
В ролях Майкл Уилльямс, Хитер Донахью, Джошуа Леонард

Фильм сделан под документальное расследование. В самом начале картины говорится, что в октябре 1994 года трое студентов кинофакультета исчезли в лесах возле городка Блэр, штат Мэрилэнд, где в качестве курсовой работы снимали документальный фильм. Годом позже был найден отснятый ими материал. Этот материал затем якобы полностью и показывают. Из него следует, что ребята сначала брали интервью о ведьме Эли Кэдуорт у жителей городка, а потом заблудились в лесу у Черных холмов, где по преданию та обитала. Снят этот кусок продолжительностью немногим более часа захватывающе, хотя ручная камера постоянно прыгает, на экране чаще всего темно и почти ничего не видно, зато вопли слышны очень отчетливо. Оказывается, ребята не могли уйти из заколдованного места. Куда бы они ни направлялись по компасу, к вечеру возвращались обратно. Сначала исчез Джошуа, а потом в каком-то доме сгинули Хитер и Майкл. Далее рассказывается история самой ведьмы в виде телепередачи о реальных событиях. В 1785 году несколько детей обвинили Эли Кэдуорт в колдовстве. Ее признали виновной и изгнали из города посреди зимы. Все считали, что она умерла от холода, но на следующий год все ее обвинители и половина детей в городе исчезли без следа. В страхе перед проклятьем жители поклялись больше никогда не произносить имени Эли Кэдуорт. Двухсотлетняя история страшных случаев, связанных с Эли Кэдуорт, и рассказывается после этого…
Появление подобного фильма и его баснословный успех обусловлены повальным увлечением колдовством и мистикой. Режиссеры летом 1998 года открыли сайт в Интернете по адресу www.haxan.com, который вскоре стал эпицентром всей картины. Помимо разговоров режиссеров on-line, многочисленных интервью и chat’ов, туда стали обращаться люди, у которых пропали дети при схожих обстоятельствах. Вскоре такой список стал насчитывать почти две тысячи человек. На престижном кинофестивале «Санданс» в феврале 1999 года фирма «Artisan» купила права на фильм за 1 миллион долларов. Она открыла сайт, собственно посвященный фильму по адресу www.blairwitch.com, который в первый же уик-энд посетили около 110 тысяч раз. К сентябрю количество посещений выросло до 75 миллионов! Это был не первый случай в истории кино и Интернета, когда сеть использовали в рекламе, но первый в том смысле, что картина и сайт представляли собой единое целое. Интересней всего было бы смотреть этот фильм по телевизору, не зная, что это просто фальсификация. Если закрыть глаза на то, что молодые люди ведут себя в лесу действительно как полные идиоты, то получается жутковатый фильм. Авторы сделали монтаж из почти 20 часов сырых непрофессиональных съемок. Довольно много чисто кинематографических ошибок. В одном эпизоде видно, что камера неподвижно висит на дереве, а потом изображение этого эпизода оказывается дерганным. В другом эпизоде человек с камерой бежит, а изображение движется, как при медленной ходьбе. Во время Каннского кинофестиваля на набережных можно было увидеть желтые листовки, наклеенные прямо на стены домов. На листовках крупными буквами было написано: «Пропали без вести. 21 октября 1994 года Хитер Донахью, Джошуа Леонард и Майкл Уилльямс выехали в лес Черные холмы для съемок документального фильма, инспирированного местной легендой о ведьме из Блэр. С тех пор о них нет никаких сведений». Ниже сообщалось, что через год после исчезновения были обнаружены видеоматериалы, зафиксировавшие ужасные обстоятельства этого происшествия, которые и будут представлены в рамках двухнедельника режиссеров. Естественно, что зрители, пришедшие смотреть фильм в кинотеатр, перешептывались, пытаясь выяснить, что перед ними-подлинные материалы, оставленные пропавшими, или ловкая подделка. На пресс-конференции сомнения были развеяны. Авторы фильма Даниэль Мирик и Эдуардо Санчес сразу же признались, что это кино, снятое по заранее написанному сценарию, с профессиональными актерами, стилизованное под формат документального. Это первый вышедший в большой прокат псевдо-snuff, то есть фильм с якобы подлинной смертью персонажей. Американские критики обозначили его жанр как mockumentary, от английских слов mock (насмешка) и documentary (документальный фильм). Проще говоря, это грандиозный розыгрыш, мистификация, подготовленная настолько тщательно, что 22 тысячи долларов, затраченных на производство, через два месяца проката принесли компании «Haxan» около 140 миллионов, а всего по всему миру 240 миллионов. Именно поэтому фильм внесен в Книгу рекордов Гиннесса. Случай беспримерный в истории кино. Тем более что и рекламная кампания обошлась производителям почти задаром-она целиком прошла Интернету, который стал не только средством информации, но и самим «посланием». Сайт не просто предлагал клипы из фильма и собирал высказывания критиков и зрителей, он являлся произведением искусства, погружая посетителя в мир легенды. Он принципиально фрагментарен, отрывочен. Информация как будто намекает на целые пласты фактов, пока недоступных, но, безусловно, существующих и настоятельно влекущих к себе. Сайт появился в сети за несколько месяцев до премьеры фильма и, регулярно обновляемый, разжигал интерес зрителей. Свое название компания взяла по фильму Бенджамина Кристенсена «Haxan» (1922), который послужил главным источником для авторов этой картины. Главная стратегия фильма-съемки в реальных условиях. Легенду о ведьме укоренили в истории и «прописали» в местности, находящейся в двух часах езды от столицы Соединенных Штатов. В фильме Хитер Донахью показывает старинную книгу, в которой рассказывается о том, как в 1785 году в местечке Блэр дети обвинили некую Эли Кэдуорт в том, что она затаскивала их к себе в дом и пила их кровь. Ведьму изгнали, а вскоре из города исчезли все, кто ее обвинял. Городок обезлюдел. Но спустя несколько лет на этом месте возник новый город. Не прошло и года, как одиннадцать свидетелей под присягой показали, что видели, как бледная рука, протянувшаяся из ручья, утащила на дно десятилетнюю девочку. Еще через полсотни лет опять пропала девочка, а тела спасателей были обнаружены на Гробовой скале, связанные и выпотрошенные. Список жертв пополнился в нашем столетии, в начале 40-х годов, когда исчезли семеро детей, чьи тела были найдены в доме отшельника Растина Парра. Он объяснил, что действовал, выполняя волю призрака старухи, которая живет в лесной чаще. Экспедиция, возглавляемая Хитер, опрашивает жителей городка. Полупомешанная Мэри Браун говорит, что видела женщину, густо заросшую шерстью, а рыбаки объясняют, как добраться до Гробовой скалы. По их словам, путь должен занять минут двадцать. Студенты отправляются по указанному пути и не возвращаются. После того как поиски, в том числе с помощью специально запущенного министерством обороны спутника, не дают никаких результатов и приостанавливаются, студенты-антропологи находят в старом доме камеры, пленки и дневник Хитер. Мать Хитер заключает контракт со студией «Haxan», обязующейся смонтировать отснятый материал, который зафиксировал события, происшедшие с 20 по 28 октября 1994 года. Мы так и не узнаем, кто погубил трех студентов-ведьма, человек или их собственный панический страх. В качестве одного из безотказных способов вызвать впечатление жуткого Зигмунд Фрейд называл неведение, в котором находится читатель относительно того, является ли некая фигура человеком или, допустим, автоматом. Этим приемом пользовался Ежи Гофман в своих фантастических повестях. Еще один прием с таким эффектом-ненамеренное возвращение одного и того же. Чтобы испытать воздействие такого кино, как это, надо остаться одному, даже белым днем, в обычном доме. Тогда срабатывает идентификация, и пробуждаются первичные инстинкты, потеря ориентации, паника, страх потеряться навсегда, ужас при мысли о том, что уже никогда не выбраться из чащобы. Первый приступ страха испытываешь, когда герои начинают понимать, что кружат на одном и том же месте и в то же время не могут до конца поверить в существование ведьмы. Ужас усиливается от повторяющегося на протяжении пяти суток круга событий, из которого участникам не вырваться. Бесполезно проблуждав целый день по лесу, они ставят палатку, в темноте слышат чьи-то жуткие голоса, утром видят вокруг палатки сложенные из камней пирамидки и вновь начинают путь то на юг, то на восток, но приходят к одному и тому же месту. Признаки жуткого становятся все более устрашающими по мере истощения сил. Когда бесследно пропадает Джошуа, Хитер попадаются сучья, связанные лентами из рубашки Джошуа. Внутри связки-его окровавленные кишки. Неизбежность конца становится очевидной. Психологический страх усиливается физиологическим ощущением тошноты, на которую жалуются многие зрители. Как и много лет назад на просмотрах фильма «Изгоняющий дьявола» (1973), из залов американских кинотеатров выводят смертельно бледных людей в полуобморочном состоянии. Доктора объясняют, что происходящее-результат воздействия дрожащего изображения, полученного в результате съемок ручной камерой и переведенного на киноэкран. Мозг неподвижно сидящего человека не справляется с увеличенной вибрирующей широкоформатной картинкой. Камера была подвешена на груди одного из студентов, который бредет спотыкаясь или бежит, продираясь сквозь непроходимый лес. Ветви бьют по объективу, горизонт пляшет. Психологическая кульминация фильма-обращенная к камере мольба о прощении, которую Хитер адресует родителям своих друзей и своим собственным. Это последние слова человека, посылаемые в мир. Плачущая Хитер винит в случившемся только себя, берет на себя всю меру ответственности. Это из-за ее амбиций они оказались в зловещем лесу, по ее прихоти пытались снимать кино о ведьме из Блэр, которое стало фильмом об их гибели. Обратите внимание, когда Хитер и Джошуа прибывают в дом Майка, они слушают альбом группы «Placebo» «Without You I'm Nothing» (1998), хотя действие картины разворачивается в 1994 году. Хитер Донахью во время съемок в лесу носила с собой нож, так как ее не прельщала перспектива спать одной вместе с двумя парнями. Рабочее название картины было «The Black Hills Project». Когда актеры брали интервью у местных жителей, они не подозревали, что тех уже подговорили режиссеры, поэтому реакция на лицах актеров была неподдельной. Сценарий картины состоял всего из 35 страниц, так что практически весь сюжет, не говоря уже о диалогах, были чистой воды импровизацией самих актеров. Когда фильм был снят, продюсеры вернули одну из купленных видеокамер обратно в магазин, чтобы выручить за нее хоть какие-то деньги. Одну из 16-милиметровых видеокамер Джошуа Леонард разбил, упав с холма. Интересно, что даже три исполнителя главных ролей во время съемок думали, что легенда о ведьме настоящая. Лишь после окончания съемок они узнали, что это просто сказка, придуманная продюсерами. Слово «fuck» звучит в картине 154 раза. Картина была снята всего за 8 дней. Чтобы внести раздор между тремя героями, режиссеры сознательно давали им мало еды каждый съемочный день. Первоначальный вариант картины длился 2, 5 часа. Сцена, где герои спят ночью в палатке, а та вдруг начинает сильно качаться, не была в сценарии, а была сымпровизирована режиссером, который по-настоящему испугал спавших ребят. Интересно, что охотничий сезон 1999-2000 годов выдался по всем США отвратительным, ибо все дикие и глухие леса заполонили подростки, пытавшиеся снять собственные документальные фильмы в стиле «Ведьмы из Блэр». В результате, большая часть диких животных просто убежала с насиженных мест. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» как лучший фильм ужасов года. На международном кинофестивале в Каннах картина получила специальный приз. На кинофестивале в Пучоне картина получила приз зрительских симпатий. На кинофестивале в Ситгее картина номинировалась на Гран-при, но удостоилась лишь «специального упоминания». Тем не менее, Хитер Донахью получила анти-приз «Razzie» как худшая актриса, а картина номинировалась как худший фильм года.