Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СИНЯЯ БОРОДА»
(Bluebeard)

США, 1944, 73 мин., ч/б, «Producers Releasing Corporation»
Режиссер Эдгар Улмер, композитор Лео Эрдоди
В ролях Джон Кэррадайн, Жан Паркер, Нилс Астер, Людвиг Стоссел, Тила Лоринг

Девятнадцатый век. Неуловимый убийца женщин терроризирует Париж. Молодые девушки не осмеливаются выходить из дома одни. Известный скульптор и художник Гастон Морель приглашает модистку Люсиль помочь ему во время представления «Фауста» Гуно. Он показывает этот спектакль вместе с двумя своими сотрудниками, девушкой Рене и ассистентом по кличке Солдат. После представления Морель объясняет Люсиль, что все куклы, которые он сделал, имеют внешность женщин, которых он лично знал. Он создал куклу Маргариту, использовав в качестве модели женщину, которую он любил и которая недавно умерла. Морель предлагает Люсиль позировать для куклы. После ухода Люсиль, Рене закатывает Морелю сцену ревности и обвиняет его в том, что всех этих женщин он убил. Сказала она это, похоже, зря: Морель убивает Рене, и бросает ее труп в Сену. Инспектор, проводящий расследование убийств женщин, узнает в портрете женщины, недавно приобретенном герцогом, одну из жертв таинственного убийцы. Он не допрашивает торговца картинами Ламарте, думая, что тот является пособником убийцы. Сестра Люсиль по имени Франсина, невеста инспектора, составляет план, чтобы вычислить личность художника. Так называемый друг герцога (на самом деле полицейский) просит Ламарте, чтобы тот порекомендовал ему хорошего художника, чтобы тот нарисовал портрет его дочери. Эту роль должна исполнять Франсина. Друг герцога и его так называемая дочь просят торговца картинами поторопиться, так как им нужно доставить полотно в Южную Америку. Ламарте, соблазненный выгодной сделкой, заставляет Мореля, которого давно шантажирует, принять заказ. Морель ставит условие: никаких свидетелей рисования. Даже эта девушка не должна его видеть. Он будет видеть ее отражение за стеклом. Тем временем полицейские окружают магазин Ламарте. Франсина в ужасе узнает в художнике друга Люсиль. Морель душит ее своим галстуком и скрывается от полиции. Люсиль узнает в орудии преступления галстук, который она подарил Морелю. Она приходит в ателье, где влюбленный в нее Морель признается во всем. Когда-то, влюбившись в молодую девушку Жанетт, он привел ее к себе домой, чтобы нарисовать ее портрет. Создав свою первую картину, он позднее обнаружил, что девушка не соответствует тому идеализированному образу, который он запечатлел на полотне. Она была проституткой и, смеясь, предложила заплатить собой за его услуги. Морель ее задушил. Начиная с этого момента, портреты всех женщин, которых он рисовал, стали похожи на Жанетт, и каждый раз непреодолимая злость нападала на него. Морель признается Люсиль в убийстве ее сестры: «Она была препятствием к нашему счастью». Люсиль говорит, что она уже предупредила полицию. Он пытается задушить Люсиль, но ей удается спастись. Преследуемый, Морель убегает по крышам домов и падает в Сену…
Не стоит оценивать фильмы Эдгара Улмера по критериям, традиционно применяемым к картинам: умелость сюжетной конструкции, отточенность в изображении персонажей, напряженный ритм повествования. Улмер, которого ничего из этого не интересует, рассказал очень старую фантазию, рожденную немецким экспрессионизмом и Фридрихом Вильгельмом Мурнау. Эта фантазия отношений тени и света, механизмов и живых существ. В мире главного персонажа фильма тень почти полностью поглощает свет, механичность триумфует над живучестью. Герой здесь присутствует в качестве персонажа, чья жизнь полна разочарований, где идеал повергнут, оскверненный тривиальностью реальности, чьи воспоминания, преследующие его повсюду, придают его существованию трагичную механичность. Не имея возможности освободиться, это чувствительное артистичное создание, каждый раз, вспоминая прошлое и оживляя свою рану, вынуждено продлевать список своих преступлений. Роботизация человека под воздействием несчастья-тема, обработанная Эдгаром Улмером, стремится представить героя романтичным байроновским эстетом. Как обычно, Улмер расставляет на пути следования своих персонажей различного рода объекты и маски, символы и иллюзии, которые тщательно подчеркивают трагический характер их сущности. После успеха своего фильма «Черный кот» (1934) с Борисом Карлоффым, Эдгар Улмер собирался снимать с ним же в главной роли эту картину, но из-за конфликта с главой «Universal» вынужден был уйти со студии и обратиться к независимым кинокомпаниям. Это одна из любимейших ролей в карьере Кэррадайна.