Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩА»
(Bread and Circus)

Норвегия, 2003, 75 мин., «Wring Wrong Films»
Режиссер и сценарист Мартин Локе
В ролях Оливер Буллет, Мириам Йоханссон, Мартин Локе, Бенджамин Рорстад, Магне Ярештейн, Сили Андресен

В тоталитарном королевстве появляется на свет очередной подданный. После стандартной проверки на нормальность ему надлежит стать частью системы, но по дороге в свою новую жизнь парень сбивается с указанного пути. Встретившийся мужчина рассказывает ему историю, как в молодости он тоже решил пойти против установленного порядка вещей, и что из этого вышло…
Единственная кинематографическая работа норвежца Мартина Локе, о которой не только в России, но, похоже, и за рубежом осведомлены весьма скверно. А зря, потому что при всех очевидных огрехах на нее стоит обратить внимание, ибо картина изобилует весьма и весьма занимательными аудио-визуальными моментами, сюжетными курьезами и остроумными постановочными ходами. С жанровой точки зрения, это весьма забористый винегрет, полученный смешением боевика, комедии и трэша, скромно приправленный сюрреализмом. При этом вкусовые особенности причудливой норвежской стряпни проявляются не для всех и не сразу, так как поначалу возникает впечатление, будто просто наблюдаешь череду символически нагруженных кадров. Зато чуть позже уже начинаешь чувствовать переход от явного концептуализма к ядреному боевику, со всеми вытекающими. А потом и вовсе начинается фантасмагорический бурлеск, достойный лучших экзерсисов Монти Питона, с той лишь существенной разницей, что английские затейники куда более стерильны в плане создания своих юморесок. В общем, любителям черного юмора и скабрезных шуточек здесь будет, чем себя потешить. Это же в равной мере касается и приверженцев трэшевой эстетики, для которых смачно сделанные мясные реверансы появляются в картине с завидной регулярностью. Одним словом, все в лучших традициях жанра и глазу есть за что зацепиться. Вообще, по ходу просмотра фильма возникает мысль, что все переключения жанровых регистров связаны лишь со стихийным желанием режиссера спародировать расхожие штампы, издевательски ошельмовать существующие каноны или просто поиграть с доступными ему изобразительными средствами. И действительно, довольно сложно объяснить чем-то иным внедрение в линию боевика ряда нарочито шутливых моментов, содержащих, к тому же, откровенную аллюзию на немые комедии 20-х годов с характерным таперским сопровождением. Что же до сюжета, то он выстроен по принципу триптиха, в каждой секции которого обыгрывается один и тот же мотив (опровержение прозревшей личностью гнета репрессивной социально-политической системы) на новый лад. Сначала нам демонстрируют принцип порабощения человека этой системой. Потом мы видим прецедент выламывания индивида из тоталитарных схем и его противодействие агентам железного порядка. Ну и под конец начинается направленная атака и успешное сокрушение системы. Все, хэппи-энд. Каждая из трех повествовательных линий развивается в своем времени, а их объединяющими элементами, мостками между прошлым и будущим, выступают флэшбэки действующих лиц и сами актеры, исполняющие в картине сразу несколько ролей. В особенности это касается персонажей, воплощенных самим Мартином Локе. Его герои-как бы две реинкарнации одного человека, но в разных амплуа. Так, будучи в одной жизни верным слугой Системы, в другой-этот же человек уже оказывается ее ниспровергателем. Вообще, сюжет, по большому счету, банален до неприличия (хотя про неприличие это я скорее для красного словца, ведь банальность, как известно, всегда сопутствует жанровости, даже в столь экзотическом ее преломлении), но причиной тому, как мне кажется, уже отмеченное выше стремление режиссера жонглировать стилистическими клише. Просто господин Локе предпочел идейное мелкобродство в качестве фона для своих упражнений в метафорике и конструировании сюрреальных сцен, что особенно заметно в одной из сюжетных линий. И здесь, кстати, не обошлось без присущей всему фильму игривой пошлинки с общим понижением штиля. Да и в целом грубовато-пикантных моментов в фильме немало, но здесь о них лучше не распространяться, чтобы сохранить интригу для тех, кто этот фильм еще не посмотрел. Подводя итог, можно сказать, что кино у норвежца действительно вышло занятное, сочетающее в себе нарочито мясную топорность с изящным художественным подходом, а авантюрную фабулу-с диковатым юмором. При этом, не смотря на свои серьезные темы, картина у Мартина получилась совсем не пафосной, хотя бы в силу предельно ироничного отношения режиссера к тем жанрам, из которых он черпал вдохновение и штампы для своего дебюта. Поэтому работа норвежского самородка определенно заслуживает зрительского внимания-вне зависимости от того, куда потом зритель ее определит, или пошлет.