Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ»
(The Breaking Point)

США, 1950, 97 мин., ч/б, «Warner»
Режиссер Майкл Кертис по Эрнесту Хэмингуэю, сценарист Ранальд Макдугалл
В ролях Джон Гарфилд, Патрисия Нил, Филлис Такстер, Уоллас Форд, Хуано Эрнандес, Виктор Сен Юнг

В городе Ньюпорт-Бич на юге Калифорнии бывший командир торпедного катера Гарри Морган владеет небольшой яхтой «Морская королева», зарабатывая на жизнь организацией любительской рыбалки в открытом море. Он все еще не выплатил кредит за покупку яхты и при этом успел наделать новых долгов. Дела Гарри идут плохо, учитывая, что он должен содержать жену Люси с двумя детьми. Чтобы как-то свести концы с концами Люси подрабатывает швеей, постоянно уговаривая мужа продать яхту и уехать жить на ферму к ее отцу. Однажды вместе со своим другом и помощником Уэсли Парком Гарри получает заказ от богатого клиента Хэннагана организовать для него вместе с его привлекательной подругой Леоной Чарльз недельный рыболовецкий круиз вдоль мексиканского побережья. Когда они причаливают в одном из мексиканских портов, Хэннаган, не расплатившись и не объяснившись с Гарри, неожиданно улетает на самолете, бросив без денег и Леону. У Гарри нет средств даже на то, чтобы купить топливо для возвращения домой, и, хотя он всегда соблюдал законы, на этот раз он идет на нарушение своих жизненных принципов и принимает предложение адвоката Ф. Р. Данкана, известного своими сотрудничеством с криминальными структурами. Гарри соглашается нелегально перевезти на своем катере в Калифорнию восьмерых китайцев за 1600 долларов. Гарри понимает, что в случае поимки им может грозить до десяти лет тюрьмы, и потому не хочет вмешивать в это дело Уэсли, которому дает деньги, чтобы добраться домой на автобусе. Однако, чувствуя, что Гарри может попасть в беду и ему может потребоваться помощь, Уэсли тайно проникает на борт яхты, прихватив с собой и Леону. Некоторое время спустя Гарри причаливает яхту в пустынной бухте, где забирает нелегалов. Однако когда клиент Гарри по имени мистер Синг вопреки договоренности отказывается расплатиться в полном объеме и достает пистолет, Гарри вступает с ним в драку, в ходе которой непреднамеренно убивает китайца, после чего с помощью Уэсли выбрасывает тело Синга за борт. Китайские нелегалы, которые находились на нижней палубе, не подозревают о том, что произошло. Гарри возвращает китайцам полученные от них 300 долларов и высаживает там же, где их подобрал. Вскоре китайцев подбирает прибрежный патруль, и один из них сообщает властям название яхты Гарри. Когда «Морская королева» прибывает в Сан-Диего, яхту задерживают по запросу мексиканских властей по подозрению в незаконной перевозке нелегалов. Гарри возвращается в Ньюпорт-Бич, где ему ничего не остается, как напиваться в баре, предаваясь грустным размышлениям о потерянной яхте и о давно просроченных долгах мистеру Филиппсу, который требует их возврата. Некоторое время спустя в городе появляются Леона и Данкан. Увидев Леону, Люси начинает ревновать и даже специально перекрашивается в блондинку, чтобы произвести впечатление на мужа, однако это только смешит детей. Хотя Леона с самого начала открыто демонстрирует свой интерес к Гарри, он не поддается на ее сексуальные намеки и сохраняет верность Люси. Тем временем Данкан в качестве адвоката Гарри добивается через суд возвращения «Морской королевы», однако яхту тут же забирает банк за просрочку платежей по кредиту. Гарри снова вынужден обратиться за помощью к Данкану, который соглашается помочь при условии, что тот за тысячу долларов Гарри переправит на своей яхте на остров Каталина четырех гангстеров после ограбления ипподрома. Получив деньги, Гарри выкупает яхту назад, после чего выпивает с Леоной в баре, после чего она приглашает его к себе домой. В квартире Леоны Гарри начинает испытывать к ней влечение, и дело практически доходит до поцелуя, но в последний момент Гарри отстраняется со словами «в другие времена я бы не остановился. В другие времена все шло так, как я хотел». После этого Гарри возвращается домой и кладет в шкатулку для жены полученный от бандитов аванс, одновременно начиная подготовку к, возможно, смертельной схватке с преступникам. Когда Люси видит, что Гарри заряжает оружие, она просит его остановиться, чувствуя, что он ввязался во что-то опасное и незаконное. Когда он не реагирует на ее просьбы, Люси заявляет, что уходит от него. Тем не менее, Гарри отправляется на яхту, где тщательно готовится к тому, чтобы дать гангстерам вооруженный отпор. Тем временем бандиты проникают в хранилище ипподрома, захватывая приличный куш, однако при отходе охрана убивает Данкана. Тем не менее, все четверо гангстеров добираются до порта живыми и невредимыми. В этот момент около «Морской королевы» стоит Уэсли, уговаривая Гарри взять его с собой. Подъехавшие гангстеры без лишних разговоров убивают Уэсли и под угрозой оружия заставляют Гарри вывести яхту в открытое море, не привлекая внимания береговой охраны. Когда яхта отходит от берега, гангстеры выбрасывают тело Уэсли за борт. Гарри понимает, что, в конце концов, гангстеры и его не оставят в живых, и начинает действовать. Сначала ему удается выбросить за борт часть оружия гангстеров, а затем убедить их, что у него на борту из оружия есть только незаряженное ружье, усыпив их бдительность. Затем он делает вид, что у яхты возникли проблемы с двигателем, что позволяет достать два спрятанных в моторном отсеке револьвера и первым открыть стрельбу по гангстерам. В последующей перестрелке Гарри убивает всех четырех бандитов, но сам получает тяжелое ранение и теряет сознания, бормоча, что он одинок и никто не будет переживать, если он умрет. На следующий день береговая охрана обнаруживает дрейфующую в море «Морскую королеву» и буксирует ее в порт. На берегу яхту встречает Люси. Гарри едва жив, и врач просит согласия Люси на ампутацию его руки. Она говорит мужу, насколько любит его и убеждает его дать согласие на операцию, чтобы спасти себе жизнь. Гарри отвечает, что тоже по-прежнему любит ее, после чего его увозят в больницу. В порту остается лишь маленький Джозеф, сын Уэсли, который ожидает возвращения отца…
В основу сценария фильма положен роман Эрнеста Хемингуэя 1937 года «Иметь и не иметь». Фильм рассказывает историю добропорядочного владельца рыбацкого катера Гарри Моргана, который в отчаянной финансовой ситуации вынужден согласиться на перевозку из Мексики в США группы нелегальных эмигрантов. Провал этого дела еще более ухудшает дела Гарри, в результате чего он соглашается перевезти гангстеров, ограбивших ипподром. Однако в последний момент Гарри решает переломить судьбу и вступает в отчаянную схватку с бандитами. Это второй из трех известных американских фильмов, поставленных по роману «Иметь и не иметь». Первый поставил в 1944 году режиссер Говард Хоукс с Хамфри Богартом в главной роли, который по содержанию довольно сильно отступил от оригинала. В 1958 году вышел третий фильм по этому роману «Контрабандисты» (1958), который поставил Дон Сигел, а главную роль в нем сыграл Оди Мерфи. Съемки фильма проходили на натуре в городе Ньюпорт-Бич, штат Калифорния, и в его окрестностях, а также в студийных павильонах «Уорнер бразерс». Это был предпоследний фильм в карьере Джона Гарфилда. Режиссер фильма Майкл Кертис добился успеха в Голливуде постановками исторических приключенческих фильмов «Одиссея капитана Блада» (1935, номинация на Оскар), «Приключения Робин Гуда» (1938) и «Морской ястреб» (1940), а также криминальных мелодрам «Кид Галахад» (1937), «Меченая женщина» (1937), «Ангелы с грязными лицами» (1938, номинация на Оскар) и «Милдред Пирс» (1945), но самой известной картиной Кертиса стала военная мелодрама «Касабланка» (1942), которая принесла ему его единственный Оскар за режиссерскую работу. Как отмечает киновед Дебора Джонсон, «коммерческая репутация режиссера прочно держалась на таких картинах, как «Касабланка», «Милдред Пирс» и праздничной классике «Светлое Рождество» (1954)». Свою первую роль в кино Джон Гарфилд сыграл в 1938 году в музыкальной мелодраме Кертиса «Четыре дочери» (1938). За работу в этом фильме оба удостоились номинаций на Оскар: Кертис-как режиссер, а Гарфилд-как исполнитель роли второго план. В 1941 году Гарфилд снялся еще в одном фильме Кертиса, приключенческой драме «Морской волк» (1941), за которой последовала серия признанных нуаров, среди них «Падший воробей» (1943), «Почтальон всегда звонит дважды» (1946), «Никто не живет вечно» (1946), а также социальные фильмы-нуары «Тело и душа» (1947, номинация на Оскар за лучшую роль), «Джентльменское соглашение» (1947) и «Сила зла» (1948). В середине 1940-х годов Гарфилд покинул студию «Уорнер бразерс» и создал собственную продюсерскую компанию, но вернулся на «Уорнер» для съемок в этом фильме, в четвертый раз в своей карьере воссоединившись с режиссером Майклом Кертисом. Историк жанра фильм-нуар Деннис Шварц отмечает, что «Гарфилд всегда был известен как политически активный либерал, и он был одним из первых актеров, который заставил студии приглашать на роли представителей национальных меньшинств. В тот период актеры обычно не выражали свои социально-политические взгляды настолько открыто, а левые убеждения Гарфилда не были популярны у глав студий, которые опасались, что из-за этого потеряют бизнес в южных штатах. Но поскольку Гарфилд был коммерчески очень успешным актером, он продолжал получать великолепные роли». Шварц далее указывает, что «при работе над этим фильмом Гарфилд убедил Кертиса, который был его любимым режиссером и одним из тех, кто сделал его звездой, расширить роль черного актера Хуано Эрнандеса». В итоге эта роль «обрела большую значимость, чем обычная стереотипная голливудская роль для негров в то время, когда они были либо шоферами, либо какими-либо слугами». Вскоре после этого фильма Гарфилд «заплатил дорогую цену за свою общественную деятельность, став одной из жертв черных списков сенатора Маккарти, что в буквальном смысле разрушило его карьеру». Джонсон пишет, что хотя Гарфилд отрицал, что был коммунистом, тем не менее, «речи о новом контракте со стороны «Уорнер» больше не шло, и совершенно неожиданно ему вообще перестали поступать какие-либо новые предложения, что не предвещало ничего хорошего. Телефон перестал звонить. Сценарии перестали присылать». После «Переломного момента» Гарфилд снялся всего в одном фильме «Он бежал всю дорогу» (1951) и на следующий год скоропостижно умер от проблем с сердцем в возрасте 39 лет. Дебютировавшая в большом кино в 1949 году, Патриция Нил известна по таким драмам, как «Источник» (1949) по Айн Рэнд, фантастическому фильму «День, когда остановилась Земля» (1951), нуаровому триллеру «Дипкурьер» (1952) и социальной драме Элии Казана «Лицо в толпе» (1957). В 1960-е годы она получила «Оскар» за роль в драме «Хад» (1963) и была номинирована на «Оскар» за роль в мелодраме «Если бы не розы» (1968). Исследователь жанра фильм нуар Джеффа Майера считает, что «эта вторая из трех киноверсий романа Эрнеста Хемингуэя «Иметь и не иметь» (1937) до сего момента остается лучшей. Самый знаменитый из трех фильмов, «Иметь и не иметь» (1944) режиссера Говарда Хоукса с Хамфри Богартом в роли Гарри Моргана, взял лишь отдельные моменты из истории Хемингуэя, а низкобюджетный фильм Дона Сигела «Контрабандисты» (1958) с Оди Мерфи в роли Моргана был лишь тусклым его подобием». Вскоре после выхода этого фильма на экраны кинообозреватель Босли Кроутер отметил, что «те, что смотрел первый фильм шестилетней давности с ни много, ни мало Хамфри Богартом и Лорен Бэколл в главных ролях, тот не видел истории Хемингуэя-там осталась лишь пара тысяч слов и смутная абстракция с измененным сюжетом, в который вторгается политика Режима Виши. В целом же как тот фильм, так и «финальная сцена романа, позаимствованная фильмом «Мыс Ларго» (1948), несут лишь едва уловимый намек на суровую прозу Хемингуэя». Журнал «TimeOut» также обратил внимание на то, что через шесть лет после фильма Хоукса «Иметь и не иметь» (1944) «Кертис решил сделать более точный фильм, создав тщательно проработанную драму о контрабандистах, которая, без Богарта и Бэколл на борту, рассеялась в целлулоидном небытии». При этом журнал отметил, что «даже если вы знаете и любите фильм Хоукса, в этом фильме многое может заинтриговать вас». Кинокритик Деннис Шварц считает, что «определенно это лучшая киноадаптация романа Хеминуэя. Хоукс в 1944 году в «Иметь и не иметь» с Богартом и Бэколл в главных ролях был близок к правильному пониманию истории. Но Майкл Кертис шесть лет спустя в своем римейке оказался более верным автору. Он смог лучше передать дух фаталистического капитана чартерной лодки, который боролся с внутренними демонами до тех пор, пока не достиг переломного момента и не понял наверняка, какой он человек». Джонсон также отмечает, что «Переломный момент» более верен первоисточнику, чем интерпретация Говарда Хоукса с Богартом и Баколл», с ними согласен и Майер, подчеркивающий, что «Переломный момент» «ближе всех по духу к роману Хемингуэя, хотя сценарист Ранальд Макдугалл добавил в сценарий некоторые моменты из трех других рассказов Хемингуэя». Как указывает биограф Ларри Суинделл в книге «Тело и душа: История Джона Гарфилда», в данном случае студия «Уорнер» не стала использовать оригинальное название романа Хемингуэя, чтобы не порождать путаницы, «так как несколькими годами ранее она уже использовала это название для фильма со знаменитым Богартом и первым появлением на экране Лорен Баколл, хотя там почти не было той истории». Хотя, как полагают критики, «Переломный момент» по содержанию и духу наиболее близок роману Хемингуэя, он, тем не менее, также содержит некоторые сюжетные отличия. Джефф Майер, в частности, отмечает, что «в романе Моргана убивают кубинские революционеры, а фильм же заканчивается тем, что Морган получает тяжелое ранение при уничтожении бандитов на борту «Морской королевы». Кроме того, «Макдугалл изменил место действия с Флориды и Кубы на Калифорнию и Мексику, и передвинул историю во времени с 1930-х годов в послевоенный период. Он также создал новый персонаж, девушку по имени Леона Чарльз, которая приглашает Моргана вступить с ней в сексуальные отношения». Кроутер написал, что «без сомнения, ради удобства работы Макдугалл и «Уорнер бразерс» перенесли место действия с мысов Флориды на калифорнийское побережье, и дописали женскую роль, которой не было в истории…Но это не важно, так как Макдугалл полностью компенсировал те небольшие вольности, которые он допустил в истории. И кроме того он был более чем точен в сохранении необходимой атмосферы…Более того, Макдугалл существенно пополнил историю некоторыми богатыми драматическими деталями и прекрасными содержательными диалогами. К удивлению, мы получаем хорошую, плотную приключенческую историю с пониманием иронии жизни-историю неудачливого парня, который пытается обеспечить жену и детей, оказываясь в ситуации, когда нечего поставить на карту, кроме собственного мужества». Майер отметил, что «Гарфилд, Кертис и Макдугалл с энтузиазмом работали над фильмом, хотя понимали, что эту откровенно пессимистичную историю будет трудно продавать зрителю. Особенно их интересовала идея Хемингуэя о том, что у человека в одиночку нет никаких шансов, и этот мотив нашел воплощение на экране в различных формах». По информации Джонсон, Гарфилд вспоминал, как на предварительном обсуждении материала с участием Кертиса и Макдугалла, он «исполнял все роли. Если Кертис хмурился, мы это проговаривали, после чего Макгугалл кое-что переписывал. Кертис все время хотел понять секрет моей сексуальности, решив, что пора ввести в кино немного целомудренного секса». Далее Джонсон пишет: «Незадолго до начала съемок в газете появилась статья, намекавшая на связь Гарфилда с коммунистической партией. Так как у него уже был заключен контракт на этот фильм, Гарфилд закончил работу, но с того момента его карьера резко пошла на спад». По словам Майера, «атмосфера антикоммунистических гонений, которая разрушила карьеру Гарфилда и, возможно, ускорила его преждевременную смерть, негативно отразилась и на этом фильме, который не имел коммерческого успеха в США, так как «Уорнер бразерс» не верила в него и потратила слишком мало денег на его рекламу». В итоге, резюмирует Майер, «чудесный фильм с момента своего выхода так и остался в буквальном смысле незамеченным». Несмотря на трудности с прокатом, фильм получил позитивные отзывы критики. В частности, Босли Кроутер написал в «Нью-Йорк таймс», что после «невнятного первого замаха на незабываемую историю Хемингуэя студия «Уорнер бразерс», наконец, ухватилась за сюжет и сделала настоящий хит с фильмом «Переломный момент». По его мнению, «весь характер, вся образность и весь пессимизм скупой и скудной истории Хемингуэя заключены в этой реалистической картине, а Гарфилд находится на высоте в главной роли». Современные историки кино также высоко оценивают фильм. В частности, Спенсер Селби назвал его «верной первоисточнику, выдающейся экранизацией романа Хемингуэя», а Шварц написал, что «это величайшая картина Кертиса, хотя она и не так известна, как некоторые остальные. Она даже более выдающаяся, чем его признанная классика «Касабланка» и «Янки Дудл Денди». Батлер оценил картину как, «к сожалению, почти забытый маленький шедевр, который заслуживает большей известности. Это не великий фильм, но это впечатляющее и зачастую мощное произведение, во многом благодаря великолепному исполнению главной роли Джоном Гарфилдом и уверенной, творческой режиссерской работе Кертиса». По мнению Батлера, «нельзя сказать, что сценарий не заслуживает упоминания, так как он очень хорошо передает существо истории Хемингуэя и позволяет довольно успешно перенести на экран образ не лишенного недостатков, преследуемого мучениями героя. Просто в нескольких местах он немного хромает, а отдельные реплики не попадают в цель». «По словам Суинделла, фильм «стал одним из немногих достойных проектов студийной системы, которые появились в этот тусклый год». Критики восхищались игрой Гарфилда, но так как фильм не имел коммерческого успеха, он был забыт к моменту отбора кандидатов на Оскары». Шварц отмечает, что «в этой блестящей версии истории Хемингуэя, постоянно преследует щемящее чувство тщетности усилий нашего типично нуарового героя, несмотря на то, что его здорово поддерживает семья. Только когда этот герой достигает абсолютного дна, он, несмотря на свою внешнюю жесткость, понимает свой пораженческий подход и свою уязвимость, и невозможность дальнейших страданий доходит до той точки, когда он должен начать действовать или умереть. Трудно забыть глубоко волнующую игру Гарфилда, который реалистично передает всю глубину пессимизма и силу своего персонажа». По мнению Спайсера, Гарфилд выступает как «ключевой политический символ, играя главного героя из рабочего класса, который пытается зарабатывать на жизнь, избегая скатывания в преступность». Майер добавляет, что «в конце концов, он понимает, что его всепоглощающая решимость сохранить независимость тщетна, так как это привело его не только к нарушению закона и угрозе его жизни, но также разрушает и его семью». Киноведы Спайсер и Хансон указывают на то, что среди прочего «фильм особенно примечателен потрясающим моментом в финале, который заставляет зрителей задуматься над расовой темой в таком аспекте, который слишком редко можно было встретить в послевоенных голливудских фильмах. Как замечает писательница Тони Моррисон, в романе Хемингуэя черный персонаж играет ключевую роль в истории, но на протяжении первых пяти глав его называют только как ниггер. В конце концов, он обретает имя и голос, но, как отмечает Моррисон, он использует его только чтобы ворчать, извиняться и ныть». Далее Спайсер и Хансон пишут, что «фильм меняет все это, делая Уэсли значительно более независимым и одухотворенным персонажем. Более того, Морган относится к нему справедливо и беспристрастно, что заметно контрастирует с тем, что имеет место в романе…Роли Уэсли и его семьи в фильме существенно расширены и наполнены достоинством до такой степени, что финальный кадр фильма заставляет зрителя задуматься хотя бы на мгновение о своих неосознанных расовых предрассудках. Как и в случае с персонажем Канады Ли в фильме «Тело и душа» (1947), этот фильм по-тихому проводит идею включения афроамериканцев в категорию «просто человек» и таким образом «просто американец». Кроутер считает, что персонажи и история в сценарии Макдугалла очень близки тому, что написал Хемингуэй, а «Кертис поставил картину в прекрасном четком и уверенном стиле», в итоге получившаяся картина стала общей «заслугой всех, кто над ней работал. Она, может быть, не столь возвышенно облагорожена, но таков уж Хемингуэй. И она очень жизненна…Крепкое кинопроизводство и съемки на побережье и в реальных гаванях завершают захватывающую и подлинную картину фильма». Шварц, назвав Кертиса «выдающимся студийным режиссером», далее пишет, что он «разыграл историю так, как она написана, добившись мощной игры от Джона Гарфилда и замечательной игры от всего актерского ансамбля, особенно от Уоллеса Форда и вскоре ставшей звездой Патриции Нил». Батлер дополняет, что «Кертис показывает свою исключительную форму в кульминационном эпизоде, когда Гарфилд расправляется с гангстерами на море». Кроутер высоко оценивает работу всего актерского состава, особенно Гарфилда, который демонстрирует «самую искусную и энергичную игру в фильме. Филлис Такстер необыкновенно сильна в роли усталой, но все еще чувственной жены, а Патриция Нил поразительно достоверна в роли сообразительной девицы для веселого времяпрепровождения. Уоллес Форд источает лесть и зло в роли портового посредника, а Хуано Эрнандес по-тихому великолепен в роли помощника и друга Гарри. Идеи товарищества и доверия, которые несет персонаж Эрнандеса, и сострадание, которое вызывает его смерть, является не только отличным свидетельством расового чувства, но также одним из самых трогательных моментов фильма». Кини выделяет «Эрнандеса в роли друга и первого помощника Гарфилда, и Нил-в роли роковой женщины, которая влюбляется в капитана-который почти что обращает на нее внимание». Гарфилд, по его словам, «замечателен, также как и кульминационная перестрелка на борту «Морской королевы». Майер считает, что «этот фильм стал вершиной выдающейся кинокарьеры Джона Гарфилда, начавшейся в 1938 году на студии «Уорнер бразерс» фильмом «Четыре дочери», который также поставил Кертис». Батлер также придерживается мнения, что «Гарфилд просто великолепен, давая отличную игру, в которой остается место и для красивых тонких моментов, создавая живой, дышащий образ, который практически выпрыгивает с экрана. Он получает отличную поддержку со стороны Патриции Нил и Филлис Такстер, а Хуано Эрнандес пользуется редкой в то время возможностью для актера, представляющего национальное меньшинство, сыграть настоящий характер, выдавая прекрасную игру».