Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«НЕВЕСТА ФРАНКЕНШТЕЙНА»
(Bride Of Frankenstein)

США, 1935, 75 мин., ч/б, «Universal»
Режиссер и продюсер Джеймс Уэйл по Мэри Шелли, композитор Франц Ваксман
В ролях Борис Карлофф, Эрнест Тесигер, Эльза Ланчестер, Колин Клайв

Картина начинается там, где закончился предыдущий фильм: пожар усадьбы. Монстр Франкенштейна выжил во время пожара. Он убивает отца и мать убитой им девочки. Старый доктор Преториус наносит визит Генри Франкенштейну. Он говорит, что они занимаются одинаковыми исследованиями. Преториус показывает своему коллеге образцы уродцев и карликов, которые он вырастил как растения и хранил в банках: короля, одетого как Генри Восьмого, королеву, архиепископа, монстра, очень похожего на Преториуса, балерину и русалку. Доктор Преториус хочет создать вместе с ученым что-то вроде монстра Франкенштейна, но женского пола. Доктор Франкенштейн энергично отказывается. В это время монстр идет через лес. Его ловят жители деревни и заковывают в цепи. Но они оказываются непрочными, и монстр убегает. Он слышит мелодию, исполняемую на скрипке, которая ему очень нравится. Музыкантом оказывается слепой отшельник. Он приветливо встречает монстра и становится его другом. Он учит его нескольким обыкновенным словам. Монстр очарован дружелюбным отношением отшельника и пищей, которую тот дает ему. Но снова появляются два охотника, и монстр вынужден убегать. Он скрывается в пещере, где встречается с доктором Преториусом, который вместе с двумя грабителями трупов прячет там тело девочки, которое ему необходимо для опытов. Преториус обещает монстру создать ему подругу. Чтобы вынудить доктора Франкенштейна сотрудничать с ним, Преториус приказывает монстру похитить Элизабет. Генри соглашается провести с Преториусом второй эксперимент. Он проходит успешно, но существо, предназначенное быть подругой монстра, воет от ужаса, увидев его. Тем временем Элизабет удается убежать. Она пытается освободить Генри. Монстр помогает им спастись, после чего взрывает замок, под руинами которого он, доктор Преториус и существо-женщина находят свою смерть…
Успех картины «Франкенштейн» 1931 года положил начало многочисленным продолжениям. Монстр должен возродиться. На этот раз он оказывается более человечным, а роль злодея переходит к доктору Преториусу. «Невеста Франкенштейна», вероятно, самый законченный фильм цикла: прекрасный грим Джека Пирса, великолепные трюки Джона Фултона, а также пролог, смешавший Байрона и Мэри Шелли. По единодушному мнению это продолжение лучше оригинала. Человечность монстра подчеркивается словами, которые он научился произносить, необходимостью дружбы и его желанием иметь подругу. Сцена его встречи со слепым отшельником является самой красивой во всем цикле о Франкенштенйне. Доктора Преториуса сыграл Эрнест Тесигер, еще один соотечественник Джеймса Уэйла. Дело в том, что Бела Лугоши отказался от роли. Преториус воплощает аморальную сторону ученого по отношению к исключительно научной позиции, занимаемой Генри Франкенштейном. Благодаря всего трем минутам экранного времени, прическе и двум костюмам, Эльза Ланчестер (она также сыграла роль Мэри Шелли в прологе) создала незабываемый персонаж. Диалоги с изобретательностью демонстрируют душераздирающий холодный юмор. «Я люблю мертвых. Я ненавижу живых»-говорит бормочущее чудовище Преториусу в склепе. «Вы по-своему правы»-отвечает доктор. Даже хэппи-энд несет на себе печать оригинальности, когда доктор Франкенштейн извиняется перед монстром перед его самоубийством. В первой версии фильма Генри Франкенштейн погибает во время взрыва и очень внимательные зрители могут заметить актера Колина Клайва в огне пожарища. Во втором варианте можно видеть его на руках у своей возлюбленной. Это было сделано потому, что продюсеры посчитали конец слишком печальным. Потом концовку переснимать не стали. Фильм считается лучше оригинала 1931 года, хотя небывалый успех «Франкенштейна» позволил значительно увеличить бюджет этого фильма. В маленькой и одной из своих первых ролей появился Джон Кэррадайн. На съемках картины Колин Клайв и Борис Карлофф сломали себе ноги. Клайв-во время прогулки на лошади перед самым началом съемок, поэтому большинство съемок с участием доктора Франкенштейна сняты в сидячем положении актера. А Борис Карлофф поскользнулся во время съемок эпизода, когда он карабкается по руинам ветряной мельницы. Интересно, что ни Джеймс Уэйл, ни Борис Карлофф не хотели снимать этот фильм. Сам режиссер был гомосексуалистом, поэтому попытался использовать небольшие намеки на нетрадиционную ориентацию монстра, что владельцы компании «Universal», естественно, моментально вырезали. Сам Генри Франкенштейн по сравнению с первым фильмом здесь играет второстепенную роль по отношению к своему созданию. Музыка к фильму пользовалась такой популярностью, что ее решили использовать в телесериале «Флэш Гордон» с Бастером Краббе в главной роли. Съемки картины заняли 46 дней, а бюджет был около 400 тысяч долларов. Борис Карлофф похудел на 20 фунтов из-за постоянного нахождения в гриме и костюме. Первоначально в картине насчитывался 21 труп, но цензоры сократили количество мертвецов до десяти. Картина номинировалась на «Оскар» за лучший звук.