Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«МОСТ СЛИШКОМ ДАЛЕКО»
(A Bridge Too Far)

США-Великобритания, 1977, 175 мин., «A Bridge Too Far»
Режиссер Ричард Аттенбору, композитор Джон Эддисон
В ролях Шон Коннери, Райан О'Нил, Дирк Богард, Майкл Кейн, Джин Хэкман, Эдвард Фокс, Вольфганг Прейсс, Энтони Хопкинс, Джеймс Каан, Максимилиан Шелл, Лоуренс Оливье, Роберт Рэдфорд, Эллиотт Гулд, Харди Крюгер, Лив Улльман

Фильм рассказывает историю подлинной военной операции войск союзников, проводившейся с 17 по 25 сентября 1944 года на территории Голландии во время Второй мировой войны. В ходе операции была произведена крупнейшая за всю историю войны высадка воздушного десанта, для переправы которого требовался контроль над шестью мостами, ведущих в Германию…
Масштабный фильм. Всего в картине задействовано 14 актеров и членов съемочной группы, обладателей «Оскара». Первоначально роль майора Джулиана Кука должен был играть Стив Маккуин (в итоге сыграл Роберт Рэдфорд, получивший за 2 недели съемок 2 миллиона долларов), а роль Кейт Тер Хорст-актриса Одри Хепберн (в итоге сыграла Лив Улльман). Но Хепберн запросила слишком большой гонорар, а Маккуин был готов играть только самую главную роль, а не одного среди звездного ансамбля. Свою роль генерала Уркухарта актер Шон Коннери получил потому, что был очень похож на него в молодости (кстати, сам генерал не знал, кто такой Коннери, поэтому недоумевал, когда его дочери были очень обрадованы тем, что актер будет играть их отца). Кстати, Коннери снимался и в картине «Самый долгий день» (1962), в котором описываются события (открытие второго фронта), происшедшие за 3, 5 месяца до этой операции. Журналисты обрушились с критикой на режиссера за то, что он доверил сыграть роль генерала Гавина 36-летнему актеру Райану О'Нилу, не зная того, что во время этой операции Гавину действительно было 37 лет. Именно после этого сражения ему было присвоено генеральское звание, что сделало его самым молодым генералом в истории США. Было отснято более 820 километров пленки. Продюсерам удалось достать всего 4 настоящих танка «Sherman», остальные были пластиковыми моделями. Первоначально Ричард Аттенбору не собирался снимать этот фильм, намереваясь заняться своим проектом «Ганди» (1982), но продюсеры настояли в обмен на финансирование вышеназванного фильма. Во время съемок в автокатастрофу попал постановщик спецэффектов Джон Ричардсон, который был серьезно ранен, а его подруга погибла. Еще один каскадер промахнулся мимо матов во время падения с крыши и также получил серьезные травмы. В картине должен был сниматься и Роджер Мур (его роль ушла Эдварду Фоксу), но очередную картины саги про Джеймса Бонда «Шпион, который меня любил» (1977) решили выпустить на год раньше запланированного срока, поэтому актер был вынужден покинуть проект. Дирк Богард сыграл роль генерала Браунинга слишком противоречиво, что вызвало недовольство среди друзей и людей, лично знавших генерала. Хотя Аттенбору удалось замять публичный конфликт, его отношения с Богартом были безвозвратно испорчены. Небольшую роль отклонил Роберт Де Ниро, которая ушла Джеймсу Каану. На роль генерала Сосабовски претендовал Чарльз Бронсон, но она ушла Джину Хэкману. Британская киноакадемия наградила картину своим призом «BAFTA» за лучшую музыку, операторскую работу, саундтрек и актера второго плана (Эдвард Фокс), а номинировала за лучшую режиссуру, монтаж, художественное оформление и как лучший фильм года. При бюджете в 26 миллионов долларов картина в прокате США собрала 51 миллион и еще 20 миллионов выручила за право использования на территории США.
Голландская операция-военная операция союзников, с 17 по 25 сентября 1944 года Нидерландов и Нацистской Германии во время Второй мировой войны. В ходе операции была произведена одна из крупнейших за всю историю высадка воздушного десанта. Данная операция является крупнейшим провалом союзников за всю войну и последней крупной победой Вермахта. После поражения в Нормандской операции и операции «Кобра» остатки немецких войск к концу августа отступили к немецкой границе, к укреплениям «Линии Зигфрида». В результате быстрого наступления во Франции и Бельгии коммуникации Союзников растянулись. 4 сентября 1944 года их продвижение приостановилось. Причиной задержки наступления стали проблемы со снабжением, так как в их распоряжении к этому времени был единственный порт-Шербур. Железные дороги были разрушены бомбардировками, и все необходимое для армии приходилось доставлять на грузовиках из Нормандии. Другая причина заключалась в местности: прорезанная многочисленными каналами и реками территория Нидерландов ставила наступление в зависимость от мостов, тем самым упрощая задачу для немецкой обороны. Монтгомери планировал наступление на Везель и Арнем, с использованием воздушно-десантных сил, которые должны захватить мосты через Рейн и даже доверительно сообщил начальнику генерального штаба, что рассчитывает войти в Берлин через две-три недели. Но находящийся в Шартре Эйзенхауэр в очередной раз изменил свое решение. На личной встрече Монтгомери доказывал Эйзенхауэру, используя в основном те же доводы, что Паттон и Брэдли, что единый и мощный, похожий на удар рапирой, наступательный бросок в сторону Берлина ускорит коллапс немецкой воли, подобно тому, который произошел в 1918 году. Этого можно было достичь, используя 1-ю союзную воздушно-десантную армию для захвата 100-км коридора от бельгийской границы до низовий Рейна в Арнеме, по которому устремится вперед 21-я группа армий с 30-м корпусом в авангарде. Даже если Германия не капитулирует, союзники обойдут с фланга «Линию Зигфрида» и захватят плацдарм на другой стороне Рейна. Дополнительный довод был получен в то же утро в секретной телеграмме от начальника британского генерального штаба. 48 часов назад начались давно ожидаемые обстрелы Лондона баллистическими ракетами «Фау-2». Немцы запускали их с мобильных установок в пригородах Гааги, и единственной надеждой на прекращение дальнейших обстрелов, кроме уничтожения этого голландского города бомбардировочной авиацией, была наступательная операция, в результате которой 21-я группа армий отрежет Нидерланды от Германии.
Операция получила кодовое название «Маркет Гарден»: «Маркет» означало десантную составляющую, а «Гарден»-наземную. Однако сочетание этих слов в прямом порядке в английском языке означает просто-напросто «огород»-таким образом название отражало желание союзного командования добиться координации и синергизма действий двух отдельных элементов в рамках общей задачи. Оба командующих сошлись на том, что операция должна начаться в воскресенье, 17 сентября. В случае удачи, предполагалось закончить войну с Германией к Рождеству (концу декабря) 1944 года взятием Берлина. План операции принадлежал британскому фельдмаршалу Б. Монтгомери и был утвержден Эйзенхауэром. Замысел Союзников заключался в обходе Линии Зигфрида путем наступления на север, в район Арнема, захвата мостов через Маас, Ваал, Нижний Рейн, и поворота в промышленные районы Германии. Захват голландских портов должен был решить проблему со снабжением. В общей сложности наступающим механизированным частям предстояло преодолеть около сотни километров от городка Неерпельт до Арнема, пересекая при этом по меньшей мере девять водных преград. Для удобства весь коридор был поделен на три сектора, получивших наименования от названий крупных городов, расположенных в данных секторах-Эйндховен, Неймеген и Арнем. Каждый из них был закреплен за одной из парашютных дивизий.
Немецкая сторона собирала отступавшие части, подводила подкрепления и выстраивала оборону вдоль Рейна с целью недопущения Союзников на территорию Германии. В операции «Маркет» парашютистам предстояло узкой «ковровой дорожкой» высадиться в юго-восточной части Нидерландов на участке Эйндховен-Арнем. Удаление мест выброски от линии фронта-60-90 км. Главная цель-захват мостов через реки Доммель, Аа, Маас, канал Вильгельмины, канал Маас-Ваал и далее к Рейну. Основные силы 30-го корпуса должны были наступать на Эйндховен, Неймеген и Арнем на соединение с высадившимся десантом. 17 сентября с разных взлетных полей для выполнения плана «Маркет Гарден» в воздух поднялись 1344 транспортника, 491 десантный планер «дакота» (при соответствующем числе буксировщиков), 1113 бомбардировщиков и 1240 истребителей. Вторая волна, стартовавшая на следующее утро, насчитывала 1360 «дакот» и 1203 планера с буксировщиками. Всего в тылу противника было высажено 34 876 солдат и офицеров, 568 артиллерийских орудий, 1926 единиц транспортных средств. За всю операцию в расположение трех воздушно-десантных дивизий было доставлено 5227 тонн грузов. Для немцев появление в небе союзных парашютистов стало настоящим сюрпризом. К 15:00 все силы десанта были сгруппированы и приступили к выполнению задач. Основные силы британцев приземлились в районе, удаленном от своей главной цели-моста через реку Рейн у Арнема-более чем на 10 километров. Время, затраченное на сбор войск и марш к объекту атаки, лишило англичан главной выгоды воздушно-десантной операции-момента внезапности. Спустя полчаса у британских парашютистов возникли первые серьезные проблемы. Радиостанции дают необъяснимые сбои-связь была потеряна практически со всеми подразделениями. На пути в Арнем в засаду попал авангард дивизии-разведэскадрон, движущийся на джипах. Остановлено было наступление и двух других батальонов. Только парашютистам 2-го батальона во главе с подполковником Джоном Фростом удалось достичь главной цели-автомобильного моста в Арнеме и начать подготовку к обороне. В этом ключевом пункте было немедленно установлено несколько 57-мм противотанковых пушек, простреливавших мост и подступы к нему на противоположном берегу Рейна. Второй эшелон десанта, высаженный в полдень 18 сентября, не смог улучшить положение. Ночью немецкие соединения сумели подтянуть дополнительные силы в район Арнема. Это вынудило десантников перейти к обороне, они окончательно утратили инициативу. 19 сентября основные силы дивизии, оставив слабый заслон, блокированный у Арнемского моста, отошли к предмостному укреплению в районе Остербека на северном берегу реки. Здесь разделенные на две части, не имеющие достаточного количества противотанковых средств, ценой героических усилий десантники сумели отразить массированную атаку 9-й танковой дивизии СС. Куда лучше шли дела у американцев. Несмотря на встречный огонь, десантникам 82-й дивизии удается захватить мост через Маас около Граве, а к вечеру под контроль переходит мост в Нюмене. Но из-за задержки в зоне высадки для зачистки прилегающих территорий не выполнена основная цель-не взят мост в Неймегене. В районе Эйндховена части 101-й дивизии, не встречая сопротивления, взяли под контроль мост в Сент-Уденроде, и вошли в Вегель. В это время после получения сведений об удачном исходе высадки командир 30-го британского армейского корпуса генерал-лейтенант Брайан Хоррокс, чьи силы превосходили противника по пехоте в два раза (по танкам и авиации численное преимущество было абсолютным), начал наступление с Неерпельтского плацдарма. В 14:00 четыреста тяжелых орудий начали обстрел позиций противника, а через полчаса колонна, насчитывавшая в своем составе 20 тысяч транспортных средств, двинулась на северо-восток. Наступление английских войск (гвардейская бронетанковая и две пехотные дивизии) развивалось по одному-единственному шоссе, так как местность справа и слева от него была непроходимой для танков. Хоррокс не ожидал серьезного сопротивления со стороны немцев. На практике все обернулось по-другому. Уничтожение одного идущего впереди танка влекло за собой образование пробки и остановку всей колонны. На очистку дороги и продолжение марша всякий раз уходило много времени и сил, так что 17 сентября англичане прошли всего 6-8 километров, а к южной окраине Эйндховена авангард корпуса подошел только к исходу следующего дня. Замедление темпов продвижения сухопутных сил поставило десантников под удар. Положение частей 1-й британской воздушно-десантной дивизии в целом продолжало ухудшаться. 19 сентября в течение дня англичане потеряли все средства радиосвязи и распылили свои силы, оставив некоторые подразделения без руководства и поддержки с воздуха. В Арнеме изолированные группы десантников вынуждены были вести ожесточенные уличные бои. Генерал Эркьюарт бездеятельно провел 36 часов, лежа под обстрелом на одном из низких городских чердаков. Действия британцев нельзя оценить иначе, как полный хаос. В это время сухопутные войска союзников установили контакт с американскими десантниками 82-й дивизии в секторе «Неймеген», форсировав захваченные ранее мосты через канал Зейд-Виллемсварт и реку Маас, пройдя, таким образом, всего лишь полпути до Рейна. Совместными усилиями был взят автомобильный мост в Неймегене. Оставшиеся немецкие подразделения отошли на север и спешно начали устанавливать линию обороны в районе городка Эльст. В первые часы после взятия моста в Неймегене 17-километровый участок между Неймегеном и Арнемом был практически не защищен. Дорогу английским танкам перекрывала всего одна противотанковая позиция, устроенная за городком Лент. Однако наступательный порыв гвардейских гренадеров уже был исчерпан. Утром 20 сентября британские парашютисты по приказу командира дивизии начинают двигаться в Остербек, чтобы создать район обороны вокруг городка. Тем самым прекращаются попытки прорваться к окруженному батальону Фроста, удерживающему южную часть моста в Арнеме. План генерала Эркьюарта был прост: контролировать полосу берега порядка 2, 5 км в длину, которую в дальнейшем можно использовать в качестве плацдарма для 30-го корпуса. Таким образом, главная цель операции-переброска войск через Рейн-несмотря ни на что будет достигнута. Но этому не суждено было сбыться. Спустя семьдесят часов тяжелого ближнего боя оставшиеся в живых 120 человек 2-го батальона утром 21 сентября все же были выбиты с Арнемского моста. В то время как командующий немецкой группировкой генерал Модель сосредоточил все усилия на ликвидации 1-й воздушно-десантной дивизии, пока на помощь ей не подошли силы 30-го корпуса, англичане безостановочно атаковали его заслоны в районе Неймегена, чтобы прорваться к своим десантникам, ведущим бой у переправы и занять таки Остербекский плацдарм. Для усиления частей, сражающихся в окрестностях города, в этот же день под Эльстом и Дрилем была произведена выброска резерва-1-й польской парашютной бригады. Погода позволила осуществить высадку примерно 1000 человек. 22 сентября немецкие части прекратили атаковать осажденных в лоб и перешли к артобстрелу позиций, который не прекращался все утро. Усилился и снайперский огонь. Отдельные атаки позволяли немцам в течение следующих трех дней частично сужать район обороны, но понесенные потери не соответствовали результатам. Хотя броневой кулак 30-го корпуса застрял возле городка Эльст, бронеавтомобили 2-го кавалерийского полка отыскали окружной путь и встретились с польскими десантниками в Дриле. С наступлением темноты поляки предприняли попытку переправы через Рейн. В ход были пущены все переправочные средства-несколько резиновых лодок, каучуковые пояса, плотики, сооруженные из подручных материалов. Немцы обнаружили и обстреляли импровизированную переправу из пулеметов и минометов. К утру субботы на северный берег переправилось всего 52 человека. 22 сентября стал тяжелым днем и в секторе «Эйндховен». Позже генерал Хоррокс назовет этот день «черной пятницей». По всему фронту немцы провели ряд контратак, чтобы нащупать наиболее уязвимое место в обороне союзников. Первым был атакован Вегель. Оборонявшим его подразделениям 501-го полка 101-й дивизии оказалось не под силу остановить наступление немцев. На помощь парашютистам был отправлен 44-й танковый полк из состава 30-го корпуса, а также часть 506-го полка той же парашютной дивизии. После многочасового боя контрнаступление немцев удалось остановить, но ситуация северо-восточнее оставалась тяжелой. Была блокирована дорога из Эйндховена в Неймеген, получившая прозвище «Адское шоссе». В субботу немцы вновь попытались отбить Вегель, но были отброшены. Тем не менее часть дороги все еще находилась под их контролем. Для возобновления движения по шоссе генерал Хоррокс отозвал из-под Неймегена 32-ю гвардейскую бригаду с задачей атаковать с севера части противника и открыть коридор. Первоначально эта бригада должна была выйти в Дриль и обеспечить постановку наплавных мостов через Рейн, но не успев даже сосредоточить силы для удара на север, вынуждена была снова возвращаться на юг. Бригада вернулась в Уден около 17:00 23 сентября. Совместная атака с двух направлений позволила вновь открыть коридор. В течение субботы 23 сентября ситуация в секторе «Арнем» практически не изменилась. Силы парашютистов таяли. Однако они продолжали яростно отбивать немецкие атаки. Во второй половине дня в небе показались самолеты с грузами снабжения 1-й парашютной дивизии. Это был последний массовый вылет транспортных самолетов. Потеряв 8 машин, летчики, однако, мало чем помогли парашютистам. Основная часть сброшенных грузов оказалась у немцев. Несмотря на значительные потери в субботу, с утра воскресенья 24 сентября немцы вновь предприняли попытку перерезать жизненно важное для союзников «Адское шоссе». У деревушки Эрде западнее Вегеля в бой вступили немецкие парашютисты. С трудом этот населенный пункт удалось отстоять. Зато южнее, у городка Куверинг, на стыке 501 и 502-го парашютных полков, коридор снова оказался блокирован. К вечеру немецкие войска вышли непосредственно к шоссе, сожгли колонну английских грузовиков и полностью остановили движение по трассе. Союзникам опять пришлось отвлекать силы с основного направления удара, чтобы залатать дыры в обороне (но это удалось сделать только к 27 сентября). Неудачи в этом секторе стали одним из решающих факторов в судьбе операции «Маркет Гарден». Все же, через неделю обескровившего обе стороны сражения, английское командование отказалось от планов удержать предмостное укрепление в Остербеке. 25 сентября Эркьюарт получил приказ ночью покинуть свои позиции и отступить за реку к Неймегену. Переправа через Рейн была проведена на десантных лодках под покровом темноты. Операция «Маркет Гарден» закончилась утром 26 сентября, когда через восемь суток тяжелейших боев 2400 изнуренных солдат-остатки 1-й дивизии-достигли Неймегена. Основная стратегическая цель операции-открытие пути для вторжения в Германию через северо-запад страны-не была достигнута. Однако операция обеспечила продвижение сухопутных войск союзников на значительное расстояние вглубь территории Нидерландов. 101-я и 82-я воздушно-десантные дивизии США последовательно, путем захвата мостов, обеспечивали это продвижение, однако мост в Арнеме, захваченный британскими и польскими парашютистами, действительно оказался для союзников «слишком далеко». Арнем остался в руках немецких войск. В связи с тем, что Голландская операция сентября 1944 года закончилась очевидной стратегической неудачей, Монтгомери в послевоенных мемуарах признал: «Берлин был потерян для нас, когда мы не смогли разработать хороший оперативный план в августе 1944 года, после победы в Нормандии». Виною тому были как объективные обстоятельства (умелые действия противоборствующей стороны), так и ряд ошибок и упущений, допущенных при планировании операции высшим командованием (были проигнорированы данные разведки о наличии немецких танковых частей в районе высадки, не была на должном уровне поставлена секретность-из-за чего в руки противника могли попасть оперативные планы, включая места высадки десанта), и техническими службами. Так, планы командира 1-й воздушно-десантной дивизии Великобритании генерала Роя Уркварта были нарушены отсутствием или неработоспособностью в месте высадки необходимых средств связи и внедорожных автомобилей со специальным вооружением и снаряжением по типу SAS, что лишило войска маневра и боевой слаженности-основных преимуществ воздушного десанта перед превосходящими в численном и техническом отношении силами противника. Зона высадки английских парашютистов находилась слишком далеко от линии фронта, а наступление механизированных частей проходило слишком медленно. Давая командованию 1-й воздушно-десантной армии приказ захватить мосты и переправы на дороге от бельгийской границы до Арнема, Монтгомери обещал: «Продержитесь двое суток, и я сменю вас войсками с должным вооружением». На самом деле парашютисты удерживали северный конец моста через Нижний Рейн четверо суток, плацдарм на берегу реки-девять суток, а смена так и не пришла. Однако, существует другая версия, согласно которой в провале Арнемской воздушно-десантной операции виновен немецкий шпион. В 1954 году начальник голландской контрразведывательной миссии при штабе верховного главнокомандующего экспедиционными силами союзников О. Пинто сообщил, что шпионом являлся бывший военнослужащий французского иностранного легиона, голландец Христиан Линдерманс по кличке «Кинг-Конг» (командир одного из отрядов «внутренних вооруженных сил» голландского сопротивления, бывший агентом абвера с 1943 года), приглашенный канадским командованием вооруженных сил для оказания помощи при подготовке операции. Вслед за этим, Линдерманс перешел линию фронта и 15 сентября 1944 года в Дрибергене сообщил сведения о высадке воздушного десанта полковнику абвера Кизеветтеру.
Битва за Арнем-битва за город Арнем на востоке Нидерландов в ходе военной операции союзников, проводившейся с 17 сентября по 26 сентября 1944 года в ходе Второй мировой войны. После решительных наступательных действий на территории Франции и Бельгии летом 1944 года члены антигитлеровской коалиции были готовы начать боевые действия на территории Нидерландов. Британский фельдмаршал Бернард Монтгомери предлагал начать наступление на севере в долине Нижнего Рейна, позволив Второй британской армии пересечь линию Зигфрида и атаковать Рур. 17 сентября 1944 года союзники начали Голландскую операцию. Воздушно-десантные войска были сброшены в Нидерландах, чтобы занять ключевые мосты и города вдоль линии атаки. Силы 1-й британской воздушно-десантной дивизии при поддержке британского планерного полка и 1-й польской парашютной бригады были высажены возле Арнема, чтобы захватить мосты через Недеррейн. 30-й британский армейский корпус должен был обеспечить подкрепление десанту в течение двух-трех дней после высадки. Британские войска высадились на некотором расстоянии от запланированных целей и довольно скоро наткнулись на неожиданное сопротивление. Среди обороняющихся выделялись подразделения 9-й танковой дивизии СС «Хоэнштауфен» и 10-й танковой дивизии СС «Фрундсберг». Лишь небольшая часть десанта смогла добраться до Арнемского автомобильного моста, в то время как основная часть дивизии была задержана на окраине города. 30-й армейский корпус не смог в запланированные сроки выдвинуться на север и обеспечить подкрепление десанту из-за разрушенного моста на его пути. После четырех дней боев десантники на мосту были подавлены. Остальные подразделения оказались в ловушке к северу от реки. Туда не могло добраться подошедшее подкрепление поляков и 30-го корпуса, а также снабженческие рейсы королевских ВВС. После девяти дней боев остатки воздушно-десантных войск были эвакуированы в ходе операции «Берлин». Ввиду отсутствия безопасных мостов через Недеррейн войска антигитлеровской коалиции не смогли продвинуться дальше, и линия фронта установилась к югу от Арнема. 1-я воздушно-десантная дивизия потеряли почти три четверти своего состава.
К сентябрю 1944 года войска антигитлеровской коалиции победно завершили Фалезскую операцию, имевшую решающее значение для успеха всей Нормандской операции, и преследовали остатки сил Вермахта, разбросанные по северу Франции и Бельгии. Командование союзных войск предполагало продолжить наступление широким фронтом в Германии и Нидерландах, однако, британский фельдмаршал Бернард Монтгомери предложил смелый план выступить на север в направлении голландского Гелдерланда, миновать защитную линию Зигфрида и открыть путь к немецкому промышленному центру в Руре. Изначально предлагалось, что наступление будет осуществлено силами британских и польских подразделений под кодовым названием «Комета». Вскоре план был значительно пересмотрен и расширен, задействовав почти всю 1-ю воздушно-десантную армию союзников и получив кодовое название «Маркет Гарден». Согласно плану Монтгомери 101-я американская воздушно-десантная дивизия должна была захватить ключевые мосты у голландского города Эйндховен; 82-я воздушно-десантная дивизия США должна была захватить ключевые переправы у Неймегена; и 1-я британская воздушно-десантная дивизия при поддержке планерного полка и 1-й польской парашютной бригады должна была захватить три моста через Рейн у Арнема. 1-й воздушно-десантной армией руководил американский генерал-лейтенант Льюис Бреретон, однако на время проведения воздушно-десантной операции командование было поручено его заместителю британскому генерал-лейтенанту Фредерику Браунингу. 2-я британская армия, во главе с 30-м армейским корпусом, должна была начать продвижение вслед за десантом, обеспечивая ему подкрепление, и переправиться через Рейн в течение двух дней. В случае успеха операции, открывались двери в Германию, а к концу года могла завершиться и вся война в Европе. Так как 6-я британская воздушно-десантная дивизия восстанавливалась после операции «Тонга» и последующих боевых действий в Нормандии, задача по захвату мостов через Рейн была поставлена 1-й британской воздушно-десантной дивизии под командованием генерал-майора Роя Уркварта. Дивизия состояла из трех пехотных бригад (две парашютных и одна планерная) при поддержке артиллерийской и противотанковой батарей, а также инженерного, транспортного и медицинского корпусов. Значительная часть дивизии была знакома с британскими воздушно-десантными операциями в Северной Африке и Сицилии, особенно 1-я парашютная бригада и 1-я воздушно-десантная бригада. Теперь подразделениям дивизии впервые предстояло воевать вместе. Перед предстоящей операцией дивизия была существенно усилена. Под командование Уркварта поступили 1200 солдат британского планерного полка, что фактически увеличило дивизию на два батальона. Небольшие отряды голландских коммандос и американских связистов вошли в состав дивизии. 1-я польская парашютная бригада также была передана под командование Уркварта для участия в операции по захвату мостов. Перед дивизией была поставлена задача захватить автомобильный, железнодорожный и понтонные мосты через Рейн у Арнема и удерживать их в течение двух-трех дней до подхода 30-го британского армейского корпуса. С самого начала Уркварт был серьезно ограничен в выборе методов подготовки и размещении войск для предстоящей битвы. Транспортные подразделения имели ограниченное количество техники, что не позволяло одновременно забросить целую дивизию в нужное место. Кроме того, командир транспортного отряда генерал-майор Уильямс заявил, что в день будет возможно сделать только один вылет. Это означало, что для переброски всех сил потребуется три дня. Ограниченное число территорий, пригодных для посадки планеров, и невозможность подлететь слишком близко к Арнему из-за противовоздушной обороны города вынудили Уркварта планировать зоны выброски (DZ) и зоны посадки (LZ) на расстоянии до 8 миль (13 км) от Арнема на северной стороне реки. В связи с необходимостью защиты мостов, пригородов и зон выброски для последующих снабженческих доставок десантникам предстояло оборонять периметр в 18 миль (29 км), ожидая подкрепления. Уркварт решил в первый день операции отправить 1-ю парашютную бригаду под командованием Джеральда Латбери и 1-ю воздушно-десантную бригаду под командованием Филиппа Хикса. Бригада Хикса с артиллерией, инженерным и медицинским корпусами должна была приземлиться в зонах посадки «S» и «Z» и обеспечить безопасность остальных посадочных зон. Три батальона парашютной бригады Латбери должны были приземлиться в зоне выброски «X» и тремя отдельными группами захватить мосты. 2-й парашютный батальон под командованием подполковника Джона Фроста должен был проследовать вдоль реки к центру Арнема и захватить автомобильный и железнодорожный мосты, а также понтонный мост между ними. 3-й парашютный батальон подполковника Фитча должен был пройти в Арнем через Остербек, помочь в захвате автомобильного моста и занять позиции на востоке города. 1-й парашютный батальон подполковника Доби должен был проследовать к северу от железнодорожной линии, чтобы занять высоту на севере и северо-западе от Арнема. На следующий день к десантникам должна была присоединиться 4-я парашютная бригада под командованием Джона Хэкетта. В сопровождении артиллерии и оставшихся сил 1-й воздушно-десантной бригады, они должны были приземлиться в зоне выброски «Y» и зоне посадки «X». Три батальона Хэкетта должны были обеспечить подкрепление на позициях к северу и северо-западу от Арнема. 1-я польская парашютная бригада должна была высадиться на третий день к югу от реки в зоне выброски «К». Вместе с артиллерией, которую должны будут доставить в зону посадки «L» на планерах, бригада должна была усилить позиции на востоке города. После этого 1-я воздушно-десантная бригада должна была сменить позицию, чтобы прикрыть Остербек с запада, а 1-я парашютная бригада должна была занять оборону на южной стороне. После прибытия и закрепления 30-го британского армейского корпуса на аэродром Дилен должна была высадиться 52-я британская пехотная дивизия для поддержки войск к северу от Рейна. Остальные подразделения должны были следовать за 30-м корпусом. В течение всей операции 38-я и 46-я группы королевских военно-воздушных сил Великобритании должны были осуществлять доставку подкрепления, используя во второй день зону посадки «L», а в последующие зону выброски «V».Из-за плохо организованной разведки союзники не ожидали какого-либо серьезного сопротивления немцев при проведении операции. По имеющейся информации ожидалось наличие незначительного количества резервных сил. Многие верили в то, что эта операция приведет к окончанию войны. Некоторые, рассчитывая на некоторое время оккупации Германии, брали с собой предметы для отдыха. Офицер разведки 1-й воздушно-десантной армии Брайан Уркварт получил информацию от 21-й британской группы армий в Бельгии и голландского сопротивления о том, что в окрестности Арнема присутствуют бронетанковые войска противника. Воздушная разведка, отправленная для проверки данных, подтвердила информацию. Генерал-лейтенант Браунинг пренебрег данными сведениями при подготовке, приказав отправить Уркварта в госпиталь. Главное командование союзных сил было осведомлено о присутствии возле города двух танковых дивизий вермахта, но также предпочло проигнорировать этот факт. Эта информация также была известна из перехваченных и дешифрованных Блетчли-парком особо важных секретных сообщений противника. Во время освобождения Антверпена 4 сентября 11-я британская бронетанковая дивизия нанесла значительный урон немецким силам в Нидерландах. Однако, заминка союзников на голландской границе дала рейху время, чтобы перегруппироваться и реорганизовать войска. Кроме того, это значительно осложнило союзникам все последующие попытки выяснить точное количество противостоящих сил противника. Незадолго до операции союзников командующий группой армий «B» вермахта генерал-фельдмаршал Вальтер Модель переместил свою штаб-квартиру в Арнем и занялся восстановлением обороны в округе и координацией реорганизации рассеянных подразделений. Таким образом, к началу десантной высадки город уже имел некоторую защиту. К западу от Арнема расположилась боевая группа немецкого генерала Ганса фон Тетау, по численности эквивалентная семи батальонам и состоящая из всевозможных немецких подразделений, таких как пехота, воздушные силы, военно-морской флот, войска СС. В состав группы входил учебный батальон 16-й моторизованной дивизии СС «Рейхсфюрер СС» под командованием штурмбаннфюрера СС Зеппа Крафта, который сыграл решающую роль в начале предстоящей битвы. В самой Арнеме находился городской гарнизон под командованием генерал-майора Фридриха Кассина. Кроме того, 2-й танковый корпус СС под командованием обергруппенфюрера СС Вильгельма Биттриха расположился к северу от Арнема для ремонта и реорганизации. Корпус состоял из остатков 9-й танковой дивизии СС «Хоэнштауфен» Вальтера Харцера и 10-й танковой дивизии СС «Фрундсберг» Хайнца Хармеля. Несмотря на значительные повреждения, полученные во время недавнего выхода из окружения, корпус в основном состоял из опытных ветеранов, что означало значительно большую боеспособность, чем могли от него ожидать союзники. К тому же обе дивизии в составе танкового корпуса были специально обучены для ведения противовоздушных операций. В период формирования оба подразделения прошли месячную подготовку, ожидая технику, а также провели последние 15 месяцев, изучая лучшие тактики ведения боя против парашютного десанта, как в классах, так и в полевых учениях. В состав 9-й танковой дивизии входили моторизованная бригада, разведывательный батальон, артиллерийский батальон, две батареи самоходных артиллерийских установок и танковый батальон. Точно неясно, сколько именно человек уцелело после Фалезской операции. Некоторые источники считают, что только в 9-й дивизии было до 6000 человек, другие полагают, что в обеих в общей сложности осталось около 6000-7000 человек. Помимо этого в Арнеме присутствовали голландские подразделения, союзные немцам. Эти образования были включены в состав немецкой армии и в основном состояли из преступников, уклонистов и членов национал-социалистического движения.В ходе битвы, все больше и больше сил рейха вовлекалось в действие. Адольф Гитлер признал, что оборона в Нидерландах должна стать первоочередной задачей, поэтому в течение всего сражения немцы получали подкрепление от военного округа Везеля и вооруженных сил под командованием генерала Фридриха Христиансена. Модель организовал отправку новых подразделений сразу в бой, чтобы избежать заминок с логистикой, а также формировал пулеметные группы и батальоны для уличных боев. С каждым днем немецкая военная сила росла, в то время как британские подкрепления уменьшались. К 21 сентября, на пятый день битвы за Арнем, численность немецких войск превосходила численность сил союзников в три раза и продолжала расти. Перед началом высадки десанта тактическая авиация военно-воздушных сил Великобритании вместе с 8-й и 9-й воздушными армиями США провели интенсивную бомбардировку и обстрел местности. Целью были известные зенитные установки и немецкие гарнизоны в окрестности города. Первыми в 12:40 на место прибыли парашютисты, которые должны были разметить посадочные зоны для планеров и парашютистов до прибытия основных сил. Последующая высадка не встретила значительного сопротивления, и к 14:45 собравшиеся батальоны готовы были приступить к выполнению своих задач. 1-я воздушно-десантная бригада под командованием Филиппа Хикса заняла оборонительные позиции вокруг посадочных зон. 1-я парашютная бригада под командованием Джеральда Латбери была готова выдвинуться на восток в сторону мостов. Несмотря на незначительные потери техники в ходе переброски, подразделение было хорошо оснащено и действовало согласно плану. Немцы не были готовы к высадке десанта и первоначально впали в замешательство. Генерал-фельдмаршал Модель, ошибочно полагавший, что десантники посланы для его захвата, срочно покинул свою штаб-квартиру в Остербеке и обосновался на востоке Арнема в Дутинхеме, сразу же взяв ведение битвы под личный контроль. 10-я танковая дивизия СС «Фрундсберг» была отправлена на юг для противостояния американскому десанту в Неймегене и защиты участка между Нижним Рейном и Ваалом. 9-я танковая дивизия СС «Хоэнштауфен» осталась для защиты Арнема. 9-я дивизия к этому моменту уже готовилась вернуться в Германию и Хайнц Хармель находился в Берлине, добиваясь большего подкрепления и усиления. Ему было приказано немедленно вернуться в Арнем, в то время как его подразделение готовилось к бою. Командир артиллерийского полка оберштурмбаннфюрер Людвиг Шпиндлер в сжатые сроки организовал небольшую боевую группу около 120 человек. Он выдвинулся на запад в сторону Остербека и занял оборону, чтобы предотвратить вторжение британцев в центр Арнема. Разведывательному батальону под командованием гауптштурмфюрера Виктора Грабнера было приказано выдвинуться на юг, в сумерках перейдя автомобильный мост. Изначально ни одно немецкое подразделение не имело приказа оборонять мост. Командующий гарнизоном Арнема генерал-майор Фридрих Кассин был убит десантниками 3-го парашютно-десантного батальона по пути в штаб-квартиру, что внесло некоторый беспорядок в руководство защитой города. Только ближе к вечеру батальону 10-й дивизии СС было приказано оборонять мост. На момент высадки только учебный батальон 16-й моторизованной дивизии СС «Рейхсфюрер СС» под командованием штурмбаннфюрера СС Зеппа Крафта оказался организованным подразделением в нужном месте. Наступление союзников очень скоро было замедлено. Разведка попала в засаду на северном фланге линии обороны Крафта и отступила. 1-й и 3-й парашютные батальоны также столкнулись с обороной Крафта и провели остаток дня в попытках ее обойти. 3-й батальон направился на юг и остановился в Остербеке на ночь, 1-й батальон направился на север, но встретил группу оберштурмбаннфюрера Шпиндлера и не смог продолжить движение. Тогда Доби отказался от текущего плана и решил помочь Фросту на мосту. Батальон направился на юг в Остербек на ночь. Только 2-й батальон не встретил серьезного сопротивления на своем пути. Однако, солдат замедлили приветствия голландских мирных жителей, поэтому до цели они добрались только ближе к вечеру. Железнодорожный мост был взорван немецкими инженерами, как только союзники подошли к нему, а у понтонного моста не хватало центрального участка. Десантники под командованием майора Дигби Татам-Уортера видели подразделение Грабнера, пересекающее мост. Большая часть батальона общей численностью около 740 человек прошла в центр Арнема и в связи с оплошностью в немецкой обороне смогла захватить незащищенный северный конец автомобильного моста. Лейтенант Джон попытался захватить и южную часть моста, но попытка оказалась неудачной. Все последующие попытки с использованием огнеметов только привели к поджиганию свежеокрашенных балок моста. Тем не менее, британцы сумели хорошо укрепиться на занятой позиции и быстро отбили подошедшие для обеспечения обороны моста немецкие войска. В это время 1-я воздушно-десантная бригада рассредоточилась для обеспечения безопасности посадочных зон. 2-й батальон южно-стаффордширского полка занял Вольфхезе, 1-й батальон пограничного полка для обороны зоны выброски «X» рассредоточился по территории зоны и коммуны Ренкюм, 7-й батальон шотландских пограничников занял оборону в зоне выброски «Y». Здесь они устроили засаду голландскому батальону СС, который направлялся в Арнем из Эде. Артиллерия и штаб дивизии разместились в Вольфхезе и Остербеке, где медицинский корпус развернул военный госпиталь. Наступление союзников сильно осложнялось отсутствием хорошей коммуникации между подразделениями на важных начальных этапах операции. Диапазон работы раций десантников был сильно ограничен лесистой местностью. Поэтому при продвижении вперед батальоны потеряли связь со штабом дивизии, оставшимся в районе зон высадки. На рассвете следующего дня 9-я танковая дивизия СС «Хоэнштауфен» продолжила обеспечивать немецкую оборону подкреплением. Подразделение Зеппа Крафта ночью отступило назад и присоединилось к обороняющемуся отряду Людвига Шпиндлера, поступив под его командование. Силы Шпиндлера настолько возросли, что он смог разделить их на две боевые группы. Его оборонительная линия теперь блокировала всю западную сторону Арнема. Разрывы в обороне вдоль реки, которыми накануне вечером воспользовался подполковник Джон Фрост со 2-м парашютным батальоном, были полностью ликвидированы.
Еще до рассвета 1-й и 3-й батальоны покинули Остербек и попробовали обойти обороняющихся немцев с юга, фактически повторив маневр 2-го батальона, в надежде прорваться вслед за ними к центру Арнема. Наткнувшись на укрепления, в течение нескольких часов десантники пытались прорвать немецкую линию обороны. Однако, постоянно пополняемые войска Шпиндлера выстояли, и к десяти часам утра продвижение британцев было остановлено. Днем последовала более организованная атака союзников, но и она тоже была отбита. Генерал-майор Уркварт попытался отступить к штабу дивизии в Остербеке, но был отрезан от него и вместе с двумя офицерами вынужден укрыться в доме голландской семьи. Латбери был ранен, и также вынужден скрываться. В то же время, на мосту немецкие войска 9-й танковой дивизии СС окружили батальон Фроста, отрезав его от остальной дивизии. Около девяти часов утра разведывательный батальон танковой дивизии направился обратно в Арнем с южного берега реки, заключив, что возле Неймегена его помощь не требуется. Несмотря на известия о британских войсках на мосту, батальон решил прорываться. В результате двухчасовой битвы немцы были отброшены назад с большими потерями: половина бронетехники батальона была уничтожена или выведена из строя, а его командир был убит в бою во время штурма. Немецкие атаки по периметру засевших на мосту продолжались в течение всего дня, но англичане держались. В отсутствие Уркварта и Латбери командование дивизией взял на себя Филипп Хикс. Он отправил 2-й батальон южно-стаффордширского полка в Арнем, чтобы помочь войскам закрепиться на мосту. Подкрепление выдвинулось утром и во второй половине для соединилось с 1-м парашютным батальоном С самого утра немецкие войска проверяли 1-ю британскую воздушно-десантную бригаду на прочность. Боевая группа генерала Тетау атаковала граничные позиции союзников. Небольшие столкновения произошли в районе посадочной зоны «X», чего, однако, было недостаточно, чтобы серьезно затруднить посадку планеров. В районе зоны выброски «Y» голландский батальон СС начал активные боевые действия с батальоном шотландских пограничников, что могло осложнить прибытие подкрепления. Связь с прибывающим десантом отсутствовала, поэтому нельзя было их предупредить об атаке. В то же время, из-за отсутствия связи вторая волна десанта не могла предупредить первую о задержке своего прибытия из-за тумана в Англии. 4-я парашютная бригада под командованием Джона Хэкетта в сопровождении артиллерии высадились на несколько часов позже запланированного срока. Высадка парашютистов была произведена после 15:00 под огнем противника. Некоторые самолеты и парашютисты были сбиты. Тем не менее, прибытие полной бригады позволило одержать верх над голландцами, которые были разбиты, и в массовом порядке сдавались. Несмотря на трудности, в целом, общие потери среди десантников были незначительны. Однако, смена обстановки в Арнеме привела к тому, что задачи также изменились. 11-й парашютный батальон и оставшиеся силы южно-стаффордширского полка были направлены в Арнем, чтобы помочь прорваться к мосту. После наступления темноты они соединились с 1-м и 3-м парашютными батальонами. Решение Хикса отправить 11-й батальон в Арнем ослабляло 4-ю парашютную бригада, о чем безрезультатно попытался возразить Хэкетт. Ему отдали под командование подразделение шотландских пограничников с целью обеспечить защиту посадочной зоны «L» для безопасного прибытия подкрепления во вторник. 10-й и 156-й парашютные батальоны выдвинулись к северу от железнодорожной линии, чтобы занять запланированные позиции к северо-западу от Арнема. Однако, после столкновения части 156-го батальона с основными силами 9-й танковой дивизии СС после наступления темноты подразделения отступили назад на ночь. Вскоре после прибытия подкрепления в зону «L» был проведен первый рейс снабжения. Несмотря на то, что большая часть поставок была успешно сброшена, только небольшое количество было получено десантниками, так как область выброски не находилась под полным британским контролем. Из-за отсутствия радиосвязи десантники не смогли предупредить об этом пилотов. Отсутствие полного контроля за запланированными зонами в дальнейшем стало серьезной проблемой для союзников. С подходом южно-стаффордширского и 11-го парашютного батальонов на позиции 1-го и 3-го парашютных батальонов к западу от Арнема британцы посчитали, что теперь у них достаточно сил для прорыва к позициям Фроста на мосту. Доби предполагал атаковать противника еще до рассвета, однако, из-за ошибочного доклада о разгроме Фроста нападение отменили. Ошибку в отчете уточнили только незадолго перед рассветом, но в силу приоритета задачи поддержки десантников на мосту было решено все-таки продолжить наступление. Продвижение на узком фронте возглавил 1-й парашютный батальон при поддержке остатков 3-го парашютного батальона. Южно-стаффордширский батальон прикрывал левый фланг, а 11-й батальон двигался несколько позади. С рассветом 1-й батальон был замечен и остановлен огнем немецкой оборонительной линии. Оказавшиеся в ловушке на открытой местности под шквальным огнем с трех сторон, передовые британские войска потеряли строй и с потерями отступили. Южно-стаффордширский батальон оказался отрезан, только около 150 человек уцелело. 11-й батальон, до этого практически не вступавший в бой, теперь оказался в меньшинстве на открытых позициях при попытке захватить высоту к северу. Стаффордширцы также пытались закрепиться на высоте, но безуспешно. После того, как стало ясно, что шансов прорваться сквозь оборонительную линию нет, около 500 выживших из четырех батальонов отступили на запад в направлении главных сил в 5 км от Остербека. Там они были встречены командиром артиллерийского полка Томпсоном, который сформировал из большинства солдат оборонительную линию под командованием майора Роберта Кейна в 800 метрах перед позицией артиллерии. Под прикрытием битвы генералу Уркварту удалось прорваться обратно в штаб в Остербеке, где он впервые смог оценить силы немецких войск. В это время в Великобритании в очередной раз туман препятствовал вылету подкрепления. Тридцать пять планеров 3-й волны десанта, на которых должна была прибыть 1-я польская парашютная бригада, были задержаны, что позже имело серьезные последствия. К северу от железнодорожной линии 156-й и 10-й батальоны столкнулись с немецкой оборонительной линии при попытке захватить высоту к северу от Остербека. Продвижение батальонов было приостановлено хорошо защищенными немецкими позициями. В итоге, ко второй половине дня они так и оставались на исходных позициях. В целях усиления обороны позиций союзников, и чтобы подразделения не оказались отрезанными к северу от железной дороги, Уркварт приказал им вернуться к Вольфхезе и Остербеку. Отступление проходило с боями с преследовавшими их немцами под командованием штурмбаннфюрера СС Зеппа Крафта через посадочную зону «L», где подразделение шотландских пограничников ожидало прибытия польской парашютной бригады. Планеры подкрепления прибыли как раз к середине отступления, что повлекло немедленные бои с немцами и тяжелые потери среди поляков. Подразделения союзников отступили на юго-запад через железную дорогу, собравшись в лесу на южной стороне, где большинство из них провели ночь. Во второй половине дня королевскими ВВС была запланирована первая крупная миссия снабжения с использованием 164 самолетов, для доставки 350 тонн груза десантникам. Немцы ожидали подобных действий, поэтому заранее переместили пять зенитных батарей специально для атаки рейсов снабжения. Как только авиация вошла в зону обстрела, было сбито 10 самолетов. Несмотря на храбрость летчиков, десантники смогли получить только 28 тонн груза. Зона выброски «V» по-прежнему была в руках немцев, но британские летчики об этом не знали, так как сообщений об этом в Великобританию не поступало. Подразделение Фроста продолжало удерживать занятые позиции в районе автомобильного моста, но без снабжения и подкрепления их положение становилось все сложнее. Немцы поняли, что пехота союзников не в состоянии прорвать их оборонительную линию, чтобы прийти на помощь Фросту, поэтому при помощи танков, артиллерии и минометов они стали систематически разрушать здания, в которых укрывались британцы. Немецкая авиация, ввиду отсутствия у союзников поддержки с воздуха, также принимала в этом участие. К двадцатому сентября сил союзников было недостаточно для организации очередной попытки прорваться к позициям Фроста. Из девяти пехотных батальонов только один по-прежнему представлял собой целое действующее подразделение, в то время как остальные понесли тяжелые потери или были разрознены. Уркварт принял непростое решение о создании оборонительного периметра вокруг Остербека, фактически не оставлявшее шансов 2-му парашютному батальону. Удерживая недействующую паромную переправу, Уркварт надеялся продержаться до прибытия 30-го корпуса, который должен был установить новый плацдарм на Рейне, восстановив паромную переправу. Положение в восточной части Остербека стабилизировалось по сравнению с отступлениями накануне. Многочисленные боевые группы защищали подступы к городу. Майор Ричард Лонсдейл принял командование отдаленными группами, которые отошли от Арнема в предыдущий день, и чьи позиции подвергались наиболее тяжелым немецким атакам, прежде чем они отступили обратно к основному оборонительному периметру. Сектор Лонсдейла оставался основной линией обороны в юго-восточной части периметра. Силы шотландского пограничного полка удерживали западную часть города, частично заполняя и пробелы в обороне северного направления. Поскольку все больше сил отступало к новому оборонительному периметру, они были реорганизованы, сформировав оборонительный периметр в форме пальца, используя в качестве южной части Рейн. С самого утра смешанные подразделения в Вольфхезе начали отступление к Остербеку, несколько из них были окружены и захвачены в плен. 150 человек 156-го парашютного батальона во главе с Джоном Хэкеттом оказались скованы и укрылись в ложбине в 400 метрах к западу от оборонительного периметра Остербека. Только ближе к вечеру около 90 из них прорвались к силам обороняющегося пограничного полка. Снабжение в этот день оказалось немного лучше, чем в предыдущий. Наконец-то в Великобританию было передано сообщение, в котором была обозначена новая точка выброски в Остербеке. Несмотря на это, некоторые самолеты по-прежнему доставили груз в посадочную зону «Z», где тот попал в руки немцам. Немецкие солдаты использовали британские сигналы для обозначения зоны доставки, и многие пилоты были не в состоянии отличить настоящее место доставки груза от поддельных. Десять самолетов были сбиты около Арнема, только 13 % доставленного груза попало в руки британцев. Фросту все-таки удалось осуществить радиосвязь с командованием десанта и узнать, что подкрепления ждать скорее всего не приходится. Вскоре после этого, примерно в 13:30, Фрост получил ранение ног в результате минометного обстрела. Командование перешло к майору Гофу, но к концу дня позиция стала непригодной для обороны. Когда многие здания с ранеными оказались охвачены огнем, возникло двухчасовое затишье в битве. Раненые, в том числе и Фрост, были взяты в плен. К 05:00 утра следующего дня сопротивление на мосту прекратилось. В последние часы битвы с моста было отправлено радиосообщение. Оно не было получено британцами, но было перехвачено немцами, которые отметили, что оно закончилось словами: «Закончились боеприпасы. Боже, храни короля».