Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«БРИГХЭМ ЯНГ»
(Brigham Young)

США, 1940, 114 мин., ч/б, «20th Century Fox»
Режиссер Генри Хэтуэй, сценаристы Луис Бромфилд и Ламар Тротти
В ролях Линда Дарнелл, Тайрон Пауэр, Дин Джаггер, Джин Роджерс, Энн Тодд, Мэри Астор, Виснент Прайс, Джон Кэррадайн, Брайан Донлеви

Фильм рассказывает историю нескольких лет жизни Бригхэма Янга-американского религиозного деятеля, второго президента Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (широкой публике известной как секта мормонов) и основателя города Солт-Лейк-Сити. Повествование начинается с 1844 года. После убийства Джозефа Смита-основателя религии мормонов и движения Святых последних дней, Бригхэм решает взять на себя руководство церковью и не дать только организовавшейся пастве разойтись в разные стороны. Именно он, после начатой травли мормонов властями США, стал инициатором «великого переселения» мормонов на запад 1846-47 годов. Под его руководством Мормоны дошли до Мексики, где и основали город Солт-Лейк-Сити, ставшей их столицей. В 1851 году президентом США Миллардом Филлмором, Бригхэм был назначен губернатором Юты…
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней-религиозная организация реставрационистского происхождения, наиболее крупная ветвь мормонизма. Организация основана Джозефом Смитом в годы Второго великого пробуждения (1790-1840). Главное управление церкви находится в городе Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США). Ее конгрегации (приходы и «малые приходы») и храмы существуют во многих странах мира. Миссионерскую деятельность практически по всему земному шару по состоянию на 31 декабря 2012 года осуществляли более 58 тыс. человек. В русской дореволюционной и советской религиоведческой литературе, в некоторых современных русскоязычных справочных изданиях и источниках на других языках именуется сектой. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней считает себя восстановленной ранней христианской церковью, созданной лично Иисусом Христом, которая исчезла в результате великого отступничества, последовавшего вскоре после смерти Апостолов Христа. Члены организации-«святые последних дней» считают веру в Иисуса Христа и искупление краеугольным камнем своей религии. Учение организации имеет некоторое сходство, но своими догмами о природе Бога и потенциале человеческого развития кардинальным образом отличается от христианских конфессий. Организация располагает открытым каноном, в который входят четыре священных текста: Библия (Ветхий и Новый Завет), Книга Мормона, Учение и заветы и Драгоценная жемчужина. Не считая Библии, основную часть канона организации составляют откровения, продиктованные Джозефом Смитом, а также комментарии и дополнения к Библии, тексты, которые считаются мормонами утраченными частями Библии, и прочие труды, приписываемые древним пророкам. В соответствии с учением об откровении «святые последних дней» верят в то, что Иисус управляет организацией под руководством Небесного Отца, открывая свою волю ее президенту, которого члены организации считают пророком, провидцем и носителем откровения. Сейчас в этой роли выступает Рассел М. Нельсон. Члены организации могут также получать индивидуальные откровения о своей частной жизни. Президент возглавляет иерархическую структуру, в основе которой лежат местные общины. Во главе последних находятся епископы, избранные из среды прихожан. Достойные мужчины, достигнув 12-летнего возраста, могут стать носителями священства (с 12 лет-в чине дьякона, с 14-в чине учителя, с 16 лет-в чине священника). Женщины не имеют права занимать посты, предназначенные для носителей священства, но служат на других руководящих позициях. И мужчины, и женщины могут быть миссионерами. Церковь осуществляет широкую миссионерскую программу, в задачи которой входят не только проповедь, но и оказание гуманитарной помощи по всему миру. Членов организации призывают соблюдать сексуальную чистоту, заботиться о здоровье, поститься, соблюдать День Субботний, а также отдавать организации 10 % своих доходов-десятину. Мормоны практикуют также священные обряды, с помощью которых верующие заключают заветы с Богом, например, крещение, конфирмация, причастие, Целестиальный брак (запечатывание брачных уз на вечность). CTR-(англ. Choose the Right-«выбирай истину»)-аббревиатура слогана Церкви Иисуса Христа, обычно используемая на эмблемах в качестве девиза среди ее членов. Впервые фраза «Выбирай истину» была употреблена мормонами в одноименном гимне организации из сборника детских гимнов. Гимн был написан старейшиной Джозефом Л. Таунсендом. В основном данная аббревиатура используется на выпускаемых организацией кольцах и браслетах. История Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, как правило, делится на три основных периода: (1) ранний, ограниченный жизнью Джозефа Смита, он является общим для всех общин движения святых последних дней; (2) «эпоха пионеров», когда организация находилась под руководством Бригама Янга и его преемников XIX века; (3) современная эпоха, начавшаяся на рубеже XX века, когда Юта обрела статус штата. Мормоны считают, что Церковь Иисуса Христа святых последних дней была основана Джозефом Смитом 6 апреля 1830 года на западе штата Нью-Йорк в городе Манчестер. Первые прихожане были привлечены появлением Книги Мормона, которая сама себя называет летописью коренных американских пророков, переведенной Смитом с золотых пластин. Смит стремился основать в Северной Америке Новый Иерусалим под названием Сион. В 1831 организация переехала в Киртланд (штат Огайо), который был провозглашен восточной границей Сиона, и приступила к созданию форпоста в округе Джексон (штат Миссури), который считался центром Сиона. Со временем туда должна была переехать штаб-квартира организации. Однако в 1833 местные жители изгнали святых последних дней из округа Джексон, и организация не смогла вернуть себе землю даже с помощью военизированной экспедиции. В Киртланде, тем не менее, церковь процветала. Там были опубликованы новые откровения Смита и построен храм как место новой Пятидесятницы. Киртландская эпоха завершилась в 1838, когда организацию потряс финансовый скандал. Многие прихожане покинули организацию. Вместе с оставшимися Смит переехал в Фар-Уэст (штат Миссури), где встретил жесткую оппозицию со стороны местного населения. Считая святых последних дней мятежниками, губернатор штата Миссури постановил, что они должны быть «уничтожены либо изгнаны из штата». В 1839 мормоны построили на болотистых берегах реки Миссисипи город Наву (штат Иллинойс), который стал новой штаб-квартирой организации. Наву рос быстро, поскольку миссионеры, посланные в том числе в Европу, обеспечивали постоянный поток новообращенных. Именно в это время Джозеф Смит ввел многоженство среди своего ближайшего окружения. Кроме того, он ввел обряды, которые, по его словам, были открыты ему Богом, дабы праведники могли стать богами («сонаследниками Христу») после смерти, а также систему светского управления, которое будет руководить Землей в Тысячелетие. Многие местные жители были недовольны властью мормонов. Их беспокойство усилилось после того, как Джозеф Смит закрыл газету, критиковавшую многоженство, теократию и другие установления организации. После этого Смит был арестован по нескольким обвинениям, включая измену родине. Находясь в тюрьме, Джозеф Смит и его брат Хайрам Смит (который воспринимался как наследник старшего брата) были убиты 27 июня 1844 года. После смерти Джозефа Смита разразился кризис преемника. Большинство последователей избрали своим новым предводителем Бригама Янга, который был близким другом Смита и руководителем Кворума двенадцати апостолов. Другие группы святых последних дней выбрали себе своих лидеров-так образовались многочисленные деноминации в рамках движения святых последних дней. Прежде чем Янг утвердился у власти, ему пришлось выдержать жестокую борьбу, в процессе которой вдова Смита со сторонниками отделилась и основала свою общину, отрицавшую многоженство; она существует до сих пор («Реорганизованная Церковь Иисуса Христа святых последних дней»), хотя и не имеет такого влияния, как основная организация мормонов. В 1846 году после окончательного изгнания из штата Миссури и роста напряжения в Иллинойсе Бригам Янг возглавил крупнейшую вынужденную миграцию в американской истории, собрав святых последних дней из Наву и других мест Соединенных Штатов. В 1847 году в поисках свободы вероисповедания мормоны добрались до местности, которая с 1850 года стала известна как территория Юта. Колонисты расселились по обширной местности, которую сегодня иногда обозначают как «мормонский коридор». Бригам Янг зарегистрировал Церковь Иисуса Христа Святых последних дней как юридическое лицо и поначалу исполнял обязанности и религиозного, и государственного теократического лидера. Именно при нем мормоны стали практиковать полигамию открыто. К 1857 году напряженность между мормонами и другими американцами вновь усилилась-в основном из-за учения о многоженстве и теократического управления. Разразилась так называемая война в Юте 1857-58, в результате которой армия США овладела Ютой сравнительно бескровным путем. Бригам Янг согласился уйти от власти, и был заменен губернатором Альфредом Каммингом. Тем не менее мормоны по-прежнему имели огромный вес в политической жизни территории Юта.
После смерти Бригама Янга в 1877 году Церковью Иисуса Христа Святых последних дней руководили не менее деятельные президенты, которые противостояли попыткам федеральных властей заставить мормонов отказаться от полигамии. Конфликт привел к тому, что в 1890 правительство запретило церковь и заморозило ее банковские счета. Вскоре после этого президент Уилфорд Вудрафф издал «Манифест», иначе известный как «Официальное заявление-1», в соответствии с которым организация отказалась от многоженства. Хотя уже заключенные полигамные браки не были расторгнуты и практика многоженства не была прекращена полностью, отношения с властями заметно улучшились, и Юта получила статус штата. В 1904 году президент организации Джозеф Ф. Смит доказал на слушаниях в Конгрессе США, что организация не практикует полигамию, и издал «Второй манифест», в котором призвал прихожан окончательно отказаться от многоженства. Вскоре церковь начала отлучать людей, которые не вняли предостережению. По сей день Церковь Иисуса Христа Святых последних дней активно отмежевывается от так называемых мормонских фундаменталистов, которые практикуют полигамию.
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней часто подвергается критике за свои убеждения. Опрос журнала Newsweek показал, что 28 % американцев не станут голосовать за члена Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. В течение XX века организация существенно выросла и превратилась в международную. По данным отчета Первого президента организации, на 2000 год, количество миссионеров составляло 60 784 человека, а количество членов организации по всему миру достигло 11 068 861. По тем же данным, но на 2011 год, число прихожан увеличилось до 14 441 346.
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней официально активно поддерживает моногамию и нуклеарные семьи и время от времени играет заметную роль в обсуждении важных социальных проблем. Например, организация выступала против размещения ракет MX в Юте и Неваде, Поправки о равных правах, азартных игр (штат Юта один из двух, где запрещены азартные игры), однополых браков и эвтаназии. Во второй половине XX века Церковь Иисуса Христа Святых последних дней претерпела ряд важных изменений. Так, в 1978 году чернокожие получили право получать священство. Кроме того, время от времени происходят изменения в структуре и организации Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, в основном направленные на приспособление к ее росту и расширение международного присутствия. Так, в начале 1900-х годов была централизована деятельность носителей священства. В годы Великой депрессии организация разработала программу поддержки благосостояния прихожан. В сотрудничестве с другими религиозными организациями Церковь Иисуса Христа Святых последних дней начала также проводить масштабные благотворительные акции по всему миру. Теология Церкви Иисуса Христа Святых последних дней представляет собой синкретизм библейских доктрин с элементами ислама и современных откровений, полученных прежде всего Джозефом Смитом-мл. Наиболее авторитетными источниками выступают тексты, входящие в канон, называемый «Образцовыми трудами». Это Библия, Книга Мормона, Учение и заветы и Драгоценная жемчужина. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней придает этим работам равное значение. Книга Мормона: Еще одно свидетельство об Иисусе Христе, как верят мормоны, содержит откровения древних пророков, переведенные Джозефом Смитом с золотых листов, найденных им с помощью небесного посланника. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней утверждает, что это «самая верная из всех книг на земле и замковый камень ее религии». Библия признается «словом Божьим настолько, насколько она переведена правильно», то есть та Библия, которую, с точки зрения мормонов, не исказили (например, Библия, переведенная Свидетелями Иеговы, не рассматривается ими как слово Божье). Как правило, в англоговорящих странах Церковь Иисуса Христа Святых последних дней пользуется Библией короля Якова с учетом переводов и поправок, сделанных Джозефом Смитом. Некоторые из его переводов Библии, а также будто бы утраченных ее частей вместе с рассказом Джозефа Смита о создании общины включены в Драгоценную жемчужину. Его прочие откровения, а также документы по дальнейшей истории организации собраны в книге Учение и заветы. В русскоговорящих странах мормоны пользуются Синодальным переводом. Немаловажным источником вероучения являются также заявления апостолов и членов Первого президентства (президент организации и его советники). Церковь Иисуса Христа Святых последних дней учит, что все они являются «пророками, провидцами и носителями откровений». Иными словами, они вдохновлены Богом через влияние Святого Духа. Дважды в год на генеральных конференциях члены организации поддерживают их в этом качестве. Основными таинствами организации являются: причастие, крещения, конфирмация, а также храмовые таинства. Лишь посредством крещения и конфирмации человек, не принадлежащий к данной церкви, может стать ее членом. Каждое воскресенье члены орнаизации принимают причастие в память об искупительной жертве Иисуса Христа. Члены организации верят что это таинство учредил сам Спаситель во время своего пребывания на Земле. Ряд учений и обрядов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней не имеют аналогов в христианстве. Мормонская космология и «план спасения» включают доктрины о «предземном существовании». Для достижения божественного состояния человек должен верить в Иисуса Христа и пройти серию обрядов в храме («облечение» и «запечатывание брака на вечность»). Мужчины и женщины могут быть «запечатаны» друг с другом, чтобы брачный союз имел силу и в загробной жизни. Дети, появившиеся в семье до заключения такого брака, могут быть «припечатаны» к своим биологическим или приемным родителям, дабы семейные связи были вечными. Если человек умер, не пройдя обряды, необходимые для возвышения, их можно совершить за него (например, крещение за умерших). Церковь Иисуса Христа Святых последних дней учит, что все будут иметь возможность услышать и принять или отвергнуть Евангелие Иисуса Христа и таинства в этой жизни или следующей. Верующие должны также соблюдать «Слово мудрости», в соответствии с которым они воздерживаются от употребления алкогольных напитков, кофе, чая и табака. Моральный кодекс содержит закон о целомудрии, который запрещает сексуальные отношения вне гетеросексуального брака. Прихожанин обязан также жертвовать 10 % своих доходов церкви (закон десятины). Многие занимаются также добровольным служением на различных должностях. Кроме того, всем мужчинам в возрасте от 18 до 25 лет, если им позволяет здоровье, и семейным парам, вышедшим на пенсию, предлагается добровольно прослужить в качестве миссионера два года, проповедуя Евангелие и/или предоставляя гуманитарную помощь. Незамужние женщины в возрасте 19 лет и старше тоже могут служить в качестве миссионеров в течение 18 месяцев, но они не обязаны это делать в отличие от молодых людей, которые рукоположены́ в чин старейшины. Кроме того, члены организации должны выделять один вечер в неделю (как правило, понедельник) для проведения так называемого семейного вечера, в ходе которого семья изучает доктрины организации и их принципы. Вера Святых последних дней в Библию, божественное происхождение Христа, его искупление и воскресение разделяется практически всеми ветвями христианства. Среди учений, разделяемых не всеми, но многими ветвями, можно назвать также веру в доктрину о спасении только через Иисуса, реставрационизм (вера в восстановление истинной Церкви Христа после великого отступничества), хилиазм, континуационизм, прощение грехов и апостольское преемство. Святые последних дней считают, что все христианские церкви далеко отошли от истинного христианства и что только Церковь Иисуса Христа Святых последних дней содержит истинные учения первоначального христианства и признана Богом. Среди разногласий между Церковью Иисуса Христа Святых последних дней и христианским большинством можно выделить неприятие ею Никейского Символа веры, вера в больше нигде не встречающийся «план спасения», который предполагает три Небесных Царства («Степени славы»). Традиционные христианские конфессии официально рассматривают Церковь Иисуса Христа Святых последних дней как стоящую в стороне от христианских традиций. С точки зрения христиан, придерживающихся традиционных верований, наиболее существенным отступлением от христианской веры является непризнание Никейского Символа веры, а точнее принципа триединства Бога, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней имеет много общего с другими, менее распространенными течениями внутри движения святых последних дней. Крупнейшие из этих сравнительно небольших групп-это Содружество Христа (ранее известное как Реорганизованная церковь Иисуса Христа Святых последнего дня) со штаб-квартирой в Индепенденсе (штат Миссури) и Церковь Иисуса Христа со штаб-квартирой в Мононгахеле (штат Пенсильвания). Все эти образования верят в то, что Джозеф Смит-младший был пророком и их основателем. Они также принимают Книгу Мормона и отчасти Учение и заветы. Основные ветви движения святых последних дней образовались после смерти Джозефа Смита-младшего и возникшего в связи с нею кризиса преемника. Прочие откололись от Церкви Иисуса Христа святых последних дней позднее-как правило, в результате несогласия по поводу практики многоженства. Мормоны отказались от нее на рубеже XIX и XX вв., но некоторые фундаменталистские группы продолжают верить в то, что многоженство является необходимым условием для возвышения. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней считает, что для этого достаточно обычного брака, заключенного в храме. Фундаменталисты также продолжают держаться доктрин и практик, бытовавших во времена Бригама Янга (XIX в.) и в настоящее время отвергнутых или временно приостановленных Церковью Иисуса Христа Святых последних дней. Так, многоженство временно приостановлено, а члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, уличенные в полигамии, исключаются. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней учит, что она и только она является правоопреемником Церкви Христа, основанной в 1830 Джозефом Смитом-младшим. Эта организация несколько раз меняла свое название в 1830-х: Церковь Иисуса Христа, Церковь Бога, только в 1834 стала официально именоваться Церковью Святых последних дней. Наконец в апреле 1838 она получила название Церковь Иисуса Христа Святых последних дней. После смерти Смита Бригам Янг и крупнейшая группа последователей Смита в 1851 в соответствии с законодательством штата Дезерет зарегистрировала юридическое лицо The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints-с дефисом и написанием слова «day» с маленькой буквы. В 1887 году этому юридическому лицу было отказано в регистрации на территории США по закону Эдмундса-Такера в связи с тем, что Церковь Иисуса Христа Святых последних дней практиковала многоженство. С тех пор организация продолжает существовать в качестве «некоммерческой религиозной ассоциации без оформления юридического лица» с сохранением того же названия, The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints. Церковь Иисуса Христа Святые последних дней признают такие обозначения себя и своих членов, как «Церковь СПД» (LDS Church), «Святые последних дней». Церковь Иисуса Христа Святых последних дней организовала ряд не облагаемых налогом корпораций для помощи в переводе денежных и прочих средств. В 1916 была создана «Корпорация председательствующего епископа Церкви Иисуса Христа Святых последних дней». В соответствии с законодательством штата Юта она обладает правом приобретать, владеть и продавать недвижимое имущество. В 1923 появилась «Корпорация президента Церкви Иисуса Христа Святых последних дней», которая получает и обрабатывает денежные средства и пожертвования. В 1997 была основана корпорация Intellectual Reserve, отвечающая за авторские права, торговые марки и прочую интеллектуальную собственность. Общины мормонов организованы по географическому принципу. Как правило, от членов организации ожидается, что они будут посещать приход по месту жительства. В то же время в некоторых регионах существуют отдельные общины для неженатых и незамужних взрослых или для людей, говорящих на разных языках. Для воскресного богослужения собирается весь приход, объединяющий от 200 до 400 человек, или небольшой приход. Собрания проходят в молитвенном доме. В иерархии географических объединений также присутствуют: кол, объединяющий несколько приходов; миссия, являющаяся территорией активной миссионерской деятельности; округ, являющийся аналогом кола на территориях с недостаточно развитой организацией, и регион, в настоящее время служащий в основном целям программы благосостояния. Термин area (с недавних пор его переводят как «регион») применяется по отношению к нескольким десяткам географических территорий, на которые разделен земной шар в целях организационного управления. Согласно собственным подсчетам ЦИХСПД, количество прихожан по всему миру превысило 13 миллионов. При этом около 6, 7 млн. живут за пределами США. В соответствии с этой статистикой это четвертая по величине религиозная организация в Соединенных Штатах. Членами организации считаются не только крещеные люди, но и их дети в возрасте до восьми лет. Хотя организация не публикует данные о посещаемости богослужений, исследователи полагают, что еженедельно на собраниях по всему миру присутствуют около 4 млн. человек. Опрос Городского колледжа Нью-Йорка в 2001 показал, что мормонами себя считают 2 787 000 жителей США, то есть 1, 3 % населения страны, что делает Церковь Иисуса Христа Святых последних дней четвертой по величине религиозной организацией в Соединенных Штатах. Исследование, проведенное в 2007 организацией Princeton Survey Research Associates International по заказу исследовательского центра Pew, показало, что 1, 7 % взрослого населения США считают себя мормонами. В мае 2012 года NEWSru.com отмечает, что социологами из «Статистической ассоциации американских религий» был опубликован доклад об изменении религиозного состава населения США в период с 2000 по 2010 год, согласно которому число мормонов в этой стране увеличилось на 45 % составив около 6, 1 млн. человек. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней ведет активную миссионерскую деятельность в 162 странах. Количество миссионеров полного дня составляет 56 494 человека. Построено 131 храмов во многих странах мира (последний, расположенный в городе Киев (Украина), был освящен 29 августа 2010 года) (На конец 2016 года в мире насчитывалось 155 действующих храмов). Издает журнал «Лиахона» на 50 языках, NewEra, Friend. Книга Мормона переведена на 93 языка и издана общим тиражом более 100 млн. экземпляров. Церковь СПД организована в строгую иерархическую структуру, главную роль в которой играют мужчины-священнослужители; ее члены верят в то, что Иисус Христос руководит организацией через откровение и выбирает одного мужчину (президента организации, «пророка») в качестве своего представителя на земле (до своей смерти 2 января 2018 года эту должность занимал Томас С. Монсон). Он и два его советника (обычно в ранге апостолов) образуют первое президентство, председательствующий орган мормонов; двенадцать других апостолов составляют кворум двенадцати апостолов. Когда умирает президент, его преемником неизменно становится самый старший по сроку служения апостол, то есть президент кворума двенадцати апостолов. Первое президентство затем восполняется из числа членов кворума двенадцати апостолов. Все эти мужчины, а также другие представители руководства организации (в том числе первых двух кворумов семидесяти и председательствующего епископства) составляют высшую власть церкви. Они осуществляют как духовное, так и административное руководство вплоть до местного уровня. Высшее руководство и президенты миссий заняты полный рабочий день и, как правило, получают стипендию из средств церкви. На местном уровне мормонское руководство состоит из мирян, которые заняты неполный рабочий день на добровольной основе и не получают стипендию. Все достойные мужчины, как правило, имеют возможность вступить в ряды духовенства и рукополагаются в сан уже в возрасте 12 лет в ходе особой церемонии, важной частью которой является возложение рук на голову. Духовенство разделено на носителей священства Ааронова (мужчины не моложе 12 лет) и носителей священства Мелхиседекова (с 18 лет). С 1978 года священство открыто для всех рас. Женщины в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней не могут иметь священства. Под председательством священства в организации учреждены пять вспомогательных организаций: Общество милосердия (женская организация), общество молодых мужчин, общество молодых женщин (для юношей и девушек соответственно в возрасте от 12 до 17 лет), первоначальное общество (для детей до 12 лет) и воскресная школа (которая предлагает ряд воскресных занятий по изучению доктрины организации для подростков и взрослых). В организации также действуют несколько программ и организаций в области прозелитизма, образования и материальной поддержки прихожан. Многие из этих вспомогательных организаций и программ координируются священством по особой программе, которая призвана обеспечить согласованную работу отделений организации по всему миру. Иными словами, в организации строго следит за тем, чтобы всеми приходами исповедовалась одна и та же доктрина, выполнялись одни и те же таинства, сохранялась одна и та же организация, проводились одни и те же мероприятия, распространялись одни и те же материалы. В Церкви СПД работает большая миссионерская программа. Некоторые члены церкви призываются служить в качестве миссионеров либо полный рабочий день, либо неполный рабочий день, либо для «обслуживания миссионеров» в одной из сотен миссий по всему миру. Все миссионеры служат на добровольной основе, а их расходы оплачиваются за счет собственных средств миссионеров, их семей, местных общин, а в некоторых случаях из общего фонда организации. Миссионерами могут быть одинокие мужчины в возрасте 19-25 лет (служат два года), одинокие женщины старше 21 года (служат 18 месяцев) и пожилые пары, находящиеся, как правило, на пенсии (служат от трех до 38 месяцев). Мужчинам настоятельно рекомендуется служба на миссии. Ожидается, что они обязательно будут служить. Женщинам и пожилым парам служба тоже рекомендуется, но согласие от них ожидается в меньшей степени. Национальность миссионеров не оказывает влияния на то, в какой части мира они будут служить, и, если необходимо, церковь попросит их в короткие сроки выучить новый язык. Миссионером может стать только человек, удовлетворяющий определенным нравственным требованиям: он должен соблюдать Слово Мудрости (не употреблять алкоголь, табак, кофе и чай) и закон целомудрия (воздержание от до- и внебрачных половых контактов). Во время миссии миссионеры ограничены в общении с родителями по телефону, в то же время им активно рекомендуется еженедельно связываться с семьей и друзьями с помощью электронной почты и обычных писем. Миссионерам, как правило, разрешается поговорить с семьями по телефону только в День матери и на Рождество, а также в случае особых обстоятельств. Каждому миссионеру назначается один напарник того же пола. Распорядок жизни миссионера подчинен строгому графику. Образовательная система мормонов включает Университет имени Бригама Янга, Университет имени Бригама Янга-Айдахо (бывший Рикс-Колледж), Университет имени Бригама Янга-Гавайи и Бизнес-Колледж СПД. Кроме того, мормонам принадлежат институты религии и ассоциации студентов СПД, которые расположены в окрестностях различных колледжей и университетов. Для молодежи старшего школьного возраста предусмотрена четырехлетняя семинария, которая дополняет светское образование религиозной программой. Мормоны также спонсируют программу низкопроцентного образовательного займа (Бессрочный образовательный фонд) для студентов из развивающихся стран. В рамках системы благосостояния, учрежденной во времена Великой депрессии, организация оказывает помощь бедным. Она финансируется за счет пожертвований от поста-ежемесячных взносов сверх обычной десятины, которые представляют собой стоимость двух приемов пищи, пропущенных в постное воскресенье. На эти деньги работают склады, которые закупают и хранят продукты питания. Распределением данных средств и пищевых запасов заведуют епископы (главы приходов). Через филантропический отдел также оказывает помощь жертвам стихийных бедствий во всем мире.
В организации работают также следующие программы и отделения: семейная служба (предоставляет помощь при усыновлении, консультирует по вопросам брака и семейной жизни, оказывает психотерапевтическую помощь, лечит от наркомании), отдел церковной истории (ведет историю церкви, собирает исторические документы), отдел семейной истории (руководит обширной программой семейной истории прихожан, управляет крупнейшей в мире библиотекой, посвященной генеалогическим исследованиям). Мормоны выступают также активным спонсором программ для мальчиков-скаутов, особенно в Соединенных Штатах, где из ее рядов выходит больше бойскаутов, чем из любой другой религиозной организации. Мормоны не публикуют общую финансовую отчетность организации с 1959, но в 1997 журнал «Тайм» назвал ее одной из самых богатых организаций в мире из расчета на одного прихожанина. Ее коммерческие, некоммерческие и образовательные вспомогательные структуры проверяются бухгалтерской фирмой. Кроме того, в организации работает департамент независимого аудита, который на ежегодной генеральной конференции удостоверяет, что взносы прихожан собираются и расходуются в соответствии с внутренними правилами. Мормоны получают значительные средства от десятины (десять процентов от дохода прихожанина) и пожертвований от поста (деньги, переданные организации для помощи нуждающимся). Организация также вкладывает средства в бизнес и недвижимость: Bonneville International, Deseret Book Company, скотоводческие ранчо в Юте, Флориде и Канаде.
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней стала первой религиозной организацией, оштрафованной за политическое противоправное деяние в Калифорнии. 10 июня 2010 Комиссия по честной политике штата наложила взыскание на организацию за непредоставление «своевременного отчета о неденежных взносах на общую сумму $36 928 в связи с всеобщими выборами 4 ноября 2008», в рамках которых одновременно проводился референдум по вопросу об однополых браках. В Рос¬сии мормоны поя¬ви¬лись в 1895 году, ко¬гда ста¬рей¬ши¬на из Шве¬ции кре¬стил пер¬вых по¬сле¬до¬ва¬те¬лей в Санкт-Петербурге.
Была официально признана в России в 1991 году, а в 1998 году была перерегистрирована. На 1 января 2011 года в России зарегистрировано 54 религиозных организаций. Работают восемь миссионерских центров (Московский, Южный Московский, Новосибирский, Ростовский, Санкт-Петербургский, Самарский, Смоленский, Екатеринбургский, Владивостокский). По состоянию на 1 октября 2013 года на Украине действуют 52 прихода, объединенных в 4 миссии (Донецкая (с центром в Донецке, 12 приходов), Днепропетровская (13), Львовская (6) и Киевская (21)), а также 1 кол в Киеве, которые объединены в 34 религиозные общины Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (зарегистрированные). Руководство религиозными общинами осуществляется Религиозным Управлением Церкви Иисуса Христа Святых последних дней на Украине, которое зарегистрировано Государственным комитетом Украины по делам религий в 1996 году. Для выполнения миссионерской работы на Украине организованы четыре миссии: Киевская, Донецкая, Львовская и Днепропетровская, в которых служат миссионеры из разных стран мира. Действует 44 воскресных школ для изучения Священных Писаний: Библии, Книги Мормона, Драгоценной жемчужины, Учений и заветов, а также трудов руководителей организации. В Киеве 29 августа 2010 был открыт киевский храм Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. В Белоруссии на 1 января 2010 года действовали 2 прихода в Минске, 1 малый приход в Витебске, 1 приход в Могилеве, как филиал Минского. Также в Белоруссии действует благотворительная организация «София», образованная мормонами в Минске. В XIX-начале XX веке мормонское вероучение активно проникало в северо-западную Мексику вместе с англо-американскими колонистами. Мексиканская революция 1910 года положила конец этому феномену и привела к эвакуации большинства англо-американских мормонов в США около 1912 года. Однако с тех пор миссионерские усилия по отношению к настоящему мексиканскому народу были весьма успешными. В настоящее время Мексика занимает 2-е место по количеству членов Церкви среди всех стран мира. По состоянию на январь 2014 года, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней насчитывала 1 273 199 членов, 222 колья, 36 округов, более 1543 приходов, 24 миссии и 13 священных храмов в Мексике.
Бригам Янг (1801-1877)-американский проповедник, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (1844-1877), организатор переселения мормонов в район Большого Соленого озера и строительства Солт-Лейк-Сити. Бригам Янг был девятым из одиннадцати детей Джона и Эбигейл Хау Янгов. Детство Бригама Янга прошло в центральной части штата Нью-Йорк среди густых лесов. Родители были бедны. «У нас никогда не было возможности получить формальное образование в юности, но зато возможностей собирать хворост, рубить деревья, перекатывать бревна и орудовать среди корней, украшая свои голени, ступни и пальцы ног синяками, было хоть отбавляй». В 1815 году, когда Бригаму Янгу было 14 лет, его мать умерла. К 16 годам Бригам Янг стал начинающим плотником, столяром, маляром и стекольщиком. Янг прочел Книгу Мормона, увлекся идеями мормонов и в 1832 присоединился к ним, занявшись миссионерской деятельностью. В 1833 году, после смерти жены, присоединился к единоверцам в Киртланд, штат Огайо. Янг был ревностно предан своей новой вере. В феврале 1835 года он стал одним из первых членов Кворума Двенадцати Апостолов. Во время конфликтов между мормонами и населением штата Миссури в 1830-х годах он лишился всего имущества и пережил много невзгод. В 1840 году он отправился в миссионерское путешествие в Англию. Многие новообращенные впоследствии переехали в США и присоединились к существующим мормонским общинам. В 1844 году, после убийства Джозефа Смита, несмотря на стремление других видных мормонов (напр., Сиднея Ригдона) возглавить церковь, Янг сумел убедить общину, что власть должна перейти к апостолам. В 1846-47 годах Янг, ставший новым президентом церкви, вывел своих последователей в штат Юта (в то время территория Мексики), где под его руководством был основан город Солт-Лейк-Сити. Группы переселенцев были также направлены в штаты Айдахо, Невада, Калифорния и Аризона, где мормоны создали около 350 общин и поселков. Сумел привлечь в Юту около 50 тыс. переселенцев со Среднего Запада и эмигрантов из Европы. В 1849 году Янг возглавил непризнанный штат Дезерет. В 1851-58 годах Янг занимал должность губернатора территории Юта, управляя как церковными, так и светскими делами. Стремление мормонов к независимости и постоянное игнорирование требований федеральных чиновников привело к конфликту с правительством США. Президент Бьюкенен решил назначить на пост губернатора территории человека, не принадлежащего к церкви СПД. Противостояние с федеральными властями в Юте привело к так называемой Войне в Юте (1857-58)-в Юту была направлена регулярная армия. Сначала Янг планировал сжечь Солт-Лейк-Сити и бежать с последователями в Мексику, но в последний момент передумал и согласился оставить пост губернатора. Впоследствии он получил прощение президента. Одним из самых жестоких эпизодов Ютской войны была резня в Маунтин-Мидоуз-в 1857 году в округе Вашингтон были безжалостно перебиты 120 мирных переселенцев, следовавших из Арканзаса в Калифорнию, включая женщин и детей. Вина за это преступление была возложена на епископа СПД Джона Д. Ли. Янг до конца жизни оставался главой Церкви Иисуса Христа Святых последних дней и духовным лидером мормонов. Бригам Янг был женат на 55 женщинах и имел 57 детей от этих женщин. Для того, чтобы разместить столь большую семью, Янг построил усадьбу «Лайон-Хаус», где у каждой женщины были отдельные апартаменты. Джозеф Смит-младший (1805-1844)-американский религиозный лидер, первый пророк Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней. Когда ему было 24 года, Смит опубликовал Книгу Мормона. К моменту своей смерти, 14 лет спустя, он привлек десятки тысяч последователей и помогал восстановить церковь, которая продолжается и по сей день с миллионами верующих по всему миру. Джозеф Смит был американцем в шестом поколении. Его предки эмигрировали в Америку из Англии в XVII веке. Родители Джозефа Смита, Джозеф Смит-старший (1771-1840) и Люси Мак Смит (1775-1856), поженились в 1796 году в Тэнбридже, штат Вермонт. Они начали свою жизнь при благоприятных финансовых обстоятельствах, однако в последующие годы Джозеф Смит-старший потерял свое первое фермерское хозяйство и его материальное положение неоднократно менялось. Семье Смитов пришлось неоднократно переезжать, поскольку глава семьи перепробовал самые разные возможности заработка — занимался фермерством на лесистых холмах Новой Англии, был поденным рабочим на других фермах, управлял коммерческим предприятием и работал школьным учителем. Джозеф Смит-младший родился 23 декабря 1805 в поселении Шарон, штат Вермонт, пятым ребенком в семье, в которой всего будет одиннадцать детей. Родители назвали его в честь отца. Дети в семье Смитов рождались в таком порядке: не получивший имени сын (умер сразу после рождения), Алвин, Хайрам, Софрония, Джозеф, Самуил, Ефрем (не прожил и двух недель), Уильям, Катерин, Дон-Карлос и Люси. В возрасте семи лет Джозеф Смит, как и другие дети в его семье, пережил эпидемию сыпного тифа в Уэст-Лебаноне, штат Нью-Гэмпшир. Однако если его братья и сестры выздоровели без осложнений, у Джозефа Смита развился опасный очаг инфекции на левой ноге. Доктор Натан Смит из Дартмутского медицинского колледжа, находившегося в близлежащем Ганновере, штат Нью-Гэмпшир, согласился выполнить смелую по тем временам операцию, разрезав мягкие ткани и удалив часть кости. Джозеф Смит мужественно перенес операцию, отказавшись от спиртного-единственного анестезирующего средства, которое мог предложить ему хирург. Несколько лет после этого Джозефу Смиту пришлось ходить на костылях, а легкая хромота сохранилась у него на всю жизнь. В 1816 году после нескольких неурожайных лет подряд Джозеф Смит-старший перевез семью из Норвича, штат Вермонт, в Пальмиру, штат Нью-Йорк, надеясь, что на новом месте ситуация выправится. Джозеф Смит так вспоминал эти годы: «Находясь в стесненных обстоятельствах, мы были вынуждены тяжело трудиться, чтобы содержать большую семью…и это требовало крайнего напряжения сил всех, кто был способен оказать какую-либо помощь, чтобы обеспечить семью, поэтому мы были лишены этого блага-образования. Скажу только, что меня научили просто читать, писать и преподали основные правила арифметики». Несмотря на то, что родители Джозефа Смита были верующими христианами, они долгое время не посещали собрания ни одной из церквей. К 1820 году мать Джозефа Смита, два брата и сестра присоединились к пресвитерианской церкви, однако остальные члены семьи отказались от этого. По словам Джозефа Смита, в 1820 году, когда ему было 14 лет, его внимание привлек стих из Послания Иакова: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков-и дастся ему». Весной того же года Джозеф Смит отправился в рощу неподалеку от своего дома и начал молиться. Позднее он рассказывал, что сначала он оказался во власти некой темной силы, но затем она покинула его и он увидел над собой в воздухе двух лиц. Один из них, указывая на другого, сказал: «Сей есть Мой Возлюбленный Сын, слушай Его». Иисус Христос предупредил юношу о том, чтобы он не присоединялся ни к одной из существующих сект, ибо «все они неправильны и все их вероучения омерзительны в Его глазах. Они проповедуют заповеди человеческие как учения, имеющие вид Божественного, но отрицают силу его». Джозефу Смиту было также обещано, что «когда-нибудь в будущем ему станет известна полнота Евангелия». В течение трех лет Джозефу Смиту никто не являлся до 21 сентября 1823 года. Как рассказывал Джозеф Смит, в ответ на его вечернюю молитву его комната на чердаке наполнилась светом, и ему явился небесный посланник по имени Мороний.
Он назвался ангелом Божьим, посланным, чтобы принести радостные вести о том, что завет, который Бог заключил с древним Израилем, вот-вот должен исполниться, что скоро должна начаться подготовительная работа ко Второму пришествию Мессии; что приблизилось время, когда Евангелие во всей его полноте будет проповедовано в силе всем племенам, чтобы народ мог быть подготовлен к тысячелетнему царствованию. Мне было сказано, что я избран в качестве орудия в руках Бога для осуществления некоторых из Его целей в этом великолепном учении. Мороний также сказал Джозефу Смиту, что на близлежащем холме сокрыт в земле сборник древних писаний, выгравированных на золотых листах древними пророками. Эти священные летописи рассказывали о народе, который был выведен Богом из Иерусалима в Западное полушарие за 600 лет до Р. Х. Мороний был последним пророком среди того народа, и именно он укрыл в тайнике летописи, которые Бог обещал явить людям в последние дни. Джозефу Смиту предстояло перевести эти священные письмена на английский язык. В течение следующих четырех лет Джозеф Смит должен был ежегодно в один и тот же день, 22 сентября, встречаться с Моронием на холме и получать новые знания. В 1825 Джозеф Смит отправился в Хармони, штат Пенсильвания, чтобы работать у Джозайи Стоула. Там он снимал жилье у Исаака и Элизабет Хейл и познакомился с их дочерью Эммой, школьной учительницей. 18 января 1827 Джозеф Смит и Эмма Хейл заключили брак в Саут-Бейнбридже, штат Нью-Йорк. 22 сентября 1827, как повествует Джозеф Смит, ему было, наконец, позволено взять листы из тайника. Поскольку они были золотыми, их неоднократно пытались украсть, и в декабре 1827 Джозеф и Эмма были вынуждены вернуться в Хармони, после чего Джозеф Смит начал перевод. В начале 1828 преуспевающий фермер из Пальмиры Мартин Харрис приехал в Хармони и оказал помощь в переводе. К июню были готовы 116 страниц рукописи. Мартин Харрис неоднократно просил Джозефа Смита разрешить показать рукопись его знакомым в Пальмире. После нескольких отказов он получил разрешение, но в Пальмире рукопись пропала. По словам Джозефа Смита, после этого Бог в качестве наказания изъял у него золотые листы. Работа возобновилась в апреле 1829, на этот раз секретарем Джозефа Смита стал Оливер Каудери, местный школьный учитель. Как гласит официальная церковная историография, когда Джозеф Смит и Оливер Каудери работали над переводом «Книги Мормона», они прочитали повествование о посещении Иисусом Христом древних нефийцев. 15 мая 1829 они пришли на берег реки Саскуэханна недалеко от дома Джозефа Смита в Хармони, чтобы помолиться относительно своего крещения. Им явился небесный посланник, назвавший себя Иоанном Крестителем. Он даровал им священство Аароново и сказал, что теперь они должны креститься. Позднее Джозефа Смита и Оливера Каудери посетили апостолы Петр, Иаков и Иоанн, которые даровали им священство Мелхиседеково и посвятили их в апостолы. Тем самым Джозеф Смит и Оливер Каудери получили власть совершать таинства, необходимые для организации церкви и спасения.
Как гласит официальная церковная историография, из-за усиливающихся преследований Джозеф Смит и Оливер Каудери на некоторое время переехали в административный район Фейет, штат Нью-Йорк, чтобы завершить работу над переводом в доме Питера Уитмера-старшего. Работа над переводом была закончена в июне, менее чем через три месяца после того, как Оливер Каудери начал служить писцом Джозефа Смита. К августу Джозеф Смит заключил договор с издателем Эгбертом Б. Грандином из Пальмиры о публикации книги. Мартин Харрис отдал Эгберту Б. Грандину в залог свою ферму, чтобы гарантировать оплату расходов на издание книги, а позднее продал 61 га земли, чтобы выкупить закладную. «Книга Мормона» поступила в продажу в книжном магазине Эгберта Б. Грандина 26 марта 1830. 6 апреля 1830, всего через 11 дней после появления в продаже «Книги Мормона», в бревенчатом доме Питера Уитмера-старшего в Фейете, штат Нью-Йорк, собралась группа приблизительно из 60 человек. Именно там Джозеф Смит официально организовал церковь, которая позднее была названа Церковью Иисуса Христа святых последних дней. Была проведена причастная служба, затем было совершено крещение верующих, передача дара Святого Духа и посвящение мужчин в священство. В новообразованной церкви Джозеф Смит получил должность «провидца, переводчика, пророка и апостола Иисуса Христа, старейшины церкви». Церковь быстро росла. Вскоре в нескольких городках штата Нью-Йорк-Фейете, Манчестере и Коулсвилле-были основаны небольшие приходы. В сентябре 1830, вскоре после того, как Джозеф и Эмма Смит переехали из Хармони, штат Пенсильвания, в Фейет, была организована первая миссионерская экспедиция, которая направилась в западную часть штата Миссури. На своем пути миссионеры сделали остановку в Киртланде, штат Огайо. Там они встретили группу религиозно настроенных людей, которые не присоединялись ни к одной из существующих церквей. Из этой группы мормонами стали около 130 человек, включая Сиднея Ригдона, который позднее вошел в первое президентство церкви. Вскоре членов церкви в Киртланде насчитывалось несколько сотен. По мере роста церкви усиливались гонения в штате Нью-Йорк, и в декабре 1830 Джозеф Смит призвал членов церкви переселяться в Огайо, до которого было свыше 400 км пути. Большая часть его последователей продали свое имущество в штате Нью-Йорк, часто в ущерб себе. Джозеф и Эмма Смит отправились в Огайо в числе первых и прибыли в Киртланд 1 февраля 1831. В июне 1831 Джозеф Смит и другие руководители церкви отправились в Миссури, где, согласно откровению, Бог намеревался открыть святым «землю наследия». Преодолев почти 1500 км, в июле 1831 в округе Джексон, штат Миссури, на западной границе США Джозеф Смит объявил о том, что им получено откровение о необходимости основать в местности Индепенденс город, который должен стать современным Сионом, местом собирания святых последних дней, и построить храм. В августе 1831 была проведена церемония освящения земли в качестве места собирания и участка строительства храма. После этого Джозеф Смит вернулся в Огайо, где призвал своих последователей собираться в Миссури. Сотни святых последних дней перенесли немалые лишения, чтобы добраться до западной границы США того времени. С 1831 по 1838, пока проходило переселение, Джозеф Смит и другие руководители церкви постоянно жили в Киртланде, совершая регулярные поездки в Миссури и обратно. В ноябре 1831 руководители церкви приняли решение издать многие из полученных Джозефом Смитом «откровений». Сборник получил название «Книга заповедей», его планировалось издать в городе Индепенденс, штат Миссури. В июле 1833 типография и многие из напечатанных листов были уничтожены погромщиками. Книга так и не была издана. В 1835 откровения были изданы в Киртланде под названием «Учение и Заветы». В 1830 Джозеф Смит начал работу над переводом Библии и продолжил ее в Киртланде. Некоторые из «утраченных» и «восстановленных» библейских истин вошли в «Учение и Заветы». Эта работа не была завершена, и новый перевод Библии не был опубликован, за исключением 24-й главы Евангелия от Матфея, который позднее был включен в книгу «Драгоценная жемчужина» под названием «Джозеф Смит-от Матфея». В «Драгоценную жемчужину» была также включена написанная в это же время «Книга Моисея»-одна из «утраченных» частей Библии. В 1835 Джозеф Смит приобрел несколько древнеегипетских папирусов, на основе которых написал «Книгу Авраама», которая также вошла в «Драгоценную жемчужину». В Киртланде полигамные браки совершались в секрете, но к 1843 полигамия установилась в роли основного учения Церкви, хотя полигамные браки оставались в тайне от публики. Только в 1852 полигамия стала полноправной частью учения Церкви. Многоженство и секретность послужили поводом для отступления многих членов от церкви и вызвали неприязнь населения. Противниками многоженства выступали и некоторые лидеры церкви, позднее от нее отлученные (Сидней Ригдон, Джеймс Стрэнг). В декабре 1832 года Джозеф Смит объявил о том, что им получено откровение о необходимости постройки храма в Киртланде. Мормоны с энтузиазмом начали эту работу, несмотря на то, что многие нуждались в жилье и даже еде. 27 марта 1836 храм был освящен. Неделю спустя, 3 апреля 1836, как гласит официальная церковная историография, в храме Джозефу Смиту и Оливеру Каудери явились Иисус Христос, Моисей, Элиас и Илия, которые «восстановили утраченные ключи священства». Иными словами, тем самым Церковь Иисуса Христа святых последних дней получила эксклюзивное право совершать христианские таинства, в том числе запечатывать вместе членов семей на время и всю вечность. В первые годы существования церкви Джозеф Смит активно разъезжал по окрестностям, проповедуя новое учение. Миссионеры были посланы в различные части США и Канады. Летом 1837 первые миссионеры во главе с апостолом Хибером Ч. Кимбаллом отправились в Англию. Хибер Ч. Кимбалл при этом оставил свою семью практически без средств к существованию. За один год в Англии к церкви присоединились около двух тысяч человек. Впоследствии Джозеф Смит направил в Великобританию апостолов, которые служили там с 1839 по 1841. К 1841 более шести тысяч человек в Великобритании стали сторонниками церкви Смита, многие из них иммигрировали в Америку. Святые последних дней подвергались гонениям с первых дней пребывания в Киртланде. В 1837-38 преследование усилилось. К неприязни со стороны властей и обывателей прибавилось недовольство Джозефом Смитом со стороны бывших и некоторых нынешних членов церкви. Джозефа Смита постоянно вызывали в суд для рассмотрения десятков уголовных и гражданских дел, его обвиняли в большом количестве преступлений, он был вынужден скрываться от тех, кто хотел лишить его жизни. Ни по одному делу вина Джозефа Смита не была доказана. В январе 1838 Джозеф Смит и его семья были вынуждены оставить Киртланд и искать убежища в Фар-Уэсте, штат Миссури. К концу года большинство святых последних дней из Киртланда последовали за ним, оставив свои дома и храм. Святые последних дней начали обживаться в округе Джексон, штат Миссури, с лета 1831. Спустя два года там насчитывалось 1200 мормонов, что составляло около трети местного населения. Прибытие такого количества переселенцев вызвало беспокойство у местных жителей, поскольку это грозило изменением расклада политических сил: большинство новоприбывших были из северных штатов и не поддерживали принятую на Юге систему рабства. Жители Миссури также отнеслись с подозрением к учению Джозефа Смита. Наконец, их возмущало то, что мормоны вели торговлю преимущественно между собой. 24 марта 1832 года толпа нападает на основателя мормонской церкви Джозефа Смита младшего, раздев его, избив и вымазав в смоле и перьях. Жена с маленьким ребенком были выброшены нападавшими из дома, причем ребенок через несколько дней умер. Смит был оставлен умирать, но смог добраться до своих сторонников, которые провели всю ночь за отдиранием смолы, много раз разодрав при этом кожу. На следующий день Смит уже проповедовал в своей церкви, хотя все еще был покрыт ранами, и был очень слаб. В ноябре 1833 мормонов вынудили покинуть округ. Многие из мормонов переправились через Миссисипи и поселились в округе Клей, штат Миссури. В феврале 1834 Джозеф Смит объявил о том, что им получено откровение о необходимости организовать спасательную экспедицию в Миссури, чтобы помочь бежавшим мормонам восстановить право собственности на земли в округе Джексон. В течение марта Джозеф Смит собирал отряд, который получил название «Лагерь Сиона». В мае и июне 1834 этот отряд, насчитывавший более двухсот человек, прошел из Киртланда через штаты Огайо, Индиана и Иллинойс в Миссури, несмотря на вспышку холеры в пути. 22 июня 1834, когда отряд подошел к границе округа Джексон, Джозеф Смит объявил о том, что им получено откровение о роспуске отряда. Организовав в округе Клей кол во главе с Дэвидом Уитмером, Джозеф Смит вернулся в Огайо. Несмотря на то, что поход окончился ничем, он стал хорошей школой для будущих руководителей церкви. 14 февраля 1835 в Киртланде Джозеф Смит организовал Кворум двенадцати апостолов и Кворум семидесяти, практически полностью составленные из участников «Лагеря Сиона». В 1836 жители округа Клей заявили, что больше не могут предоставлять убежище мормонам. По решению законодательного собрания Миссури на севере штата был образован новый округ Колдуэлл специально для мормонов. В 1838 эта группа объединилась с еще большей группой, покинувшей Киртланд. В марте того же года Джозеф Смит прибыл в Фар-Уэст-процветающий мормонский городок в округе Колдуэлл и учредил там главное управление церкви. В апреле он объявил об откровении, в котором повелевалось начать строительство нового храма. Осенью 1838 погромщики снова начали нападать на мормонов. Когда те дали отпор, Джозефа Смита и других руководителей церкви арестовали по обвинению в государственной измене. В ноябре они были заключены в тюрьмы в Индепенденсе и Ричмонде, штат Миссури, а 1 декабря их перевезли в тюрьму в Либерти, штат Миссури, где содержали в весьма суровых условиях в подвале тюрьмы. В это время к весне 1839 мормоны, в том числе семья Джозефа Смита, были вынуждены покинуть Миссури. Под руководством Бригама Янга и других руководителей церкви святые последних дней отправились на восток. В апреле 1839 Джозефа Смита и его спутников перевели из Либерти в Галлатин, штат Миссури. Через некоторое время, когда заключенных переводили в Колумбию, штат Миссури, охранники позволили им бежать. Джозеф Смит отправился в Куинси, штат Иллинойс, где к тому времени собралось большинство мормонов. Вскоре под его руководством члены церкви начали обустраиваться в небольшом поселении в излучине реки Миссисипи в 80 км к северу от Коммерса, штат Иллинойс. Джозеф Смит переименовал этот город в Наву. Благодаря тому, что туда стекались переселенцы из других районов США, а также из Канады и Великобритании, этот регион стал одним из самых густонаселенных в штате Иллинойс. В Наву Джозеф Смит занимался фермерством, а позднее купил магазин продовольственных товаров и товаров широкого потребления. Тем не менее, его материальное положение оставляло желать лучшего, поскольку большую часть времени он занимался управлением церковью. В октябре 1841 опись его личного имущества состояла из «старого коня Чарли, которого он получил в Киртланде, двух ручных ланей, двух старых и четырех молодых индюшек, старой коровы, отданной ему братом в Миссури, старой собаки Мейджора…и скромной домашней утвари». В конце августа 1843 Джозеф Смит и его семья переехали в недавно построенный двухэтажный дом на другой стороне улицы, который назвали Мэншн-хаус (Особняк). В то время у Джозефа и Эммы Смит было четверо живых детей. За годы совместной жизни они похоронили шестерых детей. Еще один ребенок родился уже после смерти Джозефа Смита. Алвин родился в 1828 и умер вскоре после рождения. Близнецы Таддеус и Луиза родились в 1831 и умерли вскоре после рождения. Приемные дети-близнецы Джозеф и Джулия были взяты Смитами в 1831, поскольку их мать, Джулия Мердок, умерла при родах, а отец, Джон Мердок, не мог оставить детей у себя, поскольку к тому времени он уже содержал пятерых детей. Одиннадцатимесячный Джозеф умер в 1832. В 1832 родился Джозеф III, в 1836-Фредерик, а в 1838 на свет появился Александр. В 1841 в возрасте 14 месяцев умер другой сын Смитов Дон-Карлос. В 1842 году родился еще один сын, который прожил менее одного дня и не получил имени. В 1844 почти через пять месяцев после смерти отца родился Дэвид. В Наву Джозеф Смит участвовал в общественном самоуправлении, законодательной и образовательной деятельности, состоял на военной службе и занимался предпринимательством. В январе 1844 он выставил свою кандидатуру на пост президента США, прежде всего в связи с тем, что федеральные и региональные власти не могли предоставить мормонам компенсацию за материальные потери в Миссури или восстановить их в правах собственности. Хотя было очевидно, что шансов на предвыборную борьбу у Джозефа Смита не было, это решение привлекло общественное внимание к нарушениям конституционных прав мормонов. В 1840-х Смит был членом масонской ложи в Наву. Строительство нового храма началось осенью 1840. 6 апреля 1841 состоялась церемония закладки краеугольных камней. Это был один из самых масштабных строительных проектов того времени в Западной Америке. В большинстве своем мормоны были достаточно бедными, особенно иммигранты, и строительство храма продвигалось медленно. 15 августа 1840 Джозеф Смит начал проповедовать крещение за умерших. До окончания постройки храма это таинство совершалось в окрестных ручьях и реках. В январе 1841 Джозеф Смит получил откровение о том, что делать это таким образом можно только до тех пор, пока не построен храм. За лето и осень 1841 была построена деревянная купель в только что законченном подвале храма. Первые крещения за умерших были проведены там 21 ноября 1841. В 1841 были также проведены первые запечатывания супружеских пар. В 1843 Джозеф Смит продиктовал откровение, в котором была описана вечная природа завета бракосочетания. Учения, содержащиеся в этом откровении, проповедовались Джозефом Смитом с 1831, включая учение о многоженстве. Поскольку было очевидно, что строительство храма затянется на много лет, Джозеф Смит принял решение проводить храмовое облечение вне храмовых стен. 4 мая 1842 в комнате на верхнем этаже своего «Магазина из красного кирпича» Джозеф Смит совершил первые таинства облечения для небольшой группы мормонов, включая Бригама Янга. Джозеф Смит не дожил до окончания строительства храма. Чувствуя, что тучи сгущаются, в марте 1844 Джозеф Смит провел собрание для Кворума двенадцати апостолов, объявив, что теперь они владеют всеми ключами для проведения церковной работы после его смерти. До конца своей жизни Джозеф Смит публично отрицал участие в многоженстве. Многие его близкие соратники были возмущены такими действиями и выступили против Смита. Один из его бывших соратников, Уилльям Ло, устроил типографию в Наву и опубликовал первый номер газеты «Наву Экспозитор» 7 июня 1844, в котором описал действия Джозефа Смита. Будучи мэром Наву, Джозеф Смит приказал своим маршалам разнести типографию и уничтожить «Наву Экспозитор». Это действие возбудило еще большее негодование населения. Смит объявил военное положение. Губернатор Иллинойса Томас Форд собрал добровольное ополчение, чтобы предотвратить войну между сторонниками и противниками Смита, и предложил Смиту сдаться добровольно под его охрану и предстать перед судом за уничтожение печатного пресса.
Джозеф Смит распустил свой легион и бежал, но после некоторого колебания сдался под охрану губернатора в тюрьме города Картаж (Карфаген) и стал ожидать суда. В тюрьме Смит был вооружен пистолетом, и с ним находились его брат Хайрам, Уиллард Ричардс и Джон Тейлор (в будущем-третий по счету президент церкви). 27 июня 1844 в 20:05 погромщики с лицами, вымазанными сажей, ворвались в тюрьму и застрелили Джозефа и Хайрама Смитов.
В настоящее время Церковь Иисуса Христа святых последних дней не практикует учение Джозефа Смита относительно закона посвящения применительно к управлению имуществом, мотивируя это тем, что Бог отменил этот закон, так как святые последних дней не готовы соблюдать его. Кроме того, в настоящее время Церковь Иисуса Христа святых последних дней не практикует учение о многоженстве. Джозеф Смит впервые представил это учение в 1831, с тех пор в течение нескольких десятилетий многие члены церкви заключали полигамные браки. В 1890 году президент церкви Уилфорд Вудраф опубликовал манифест, положивший конец многоженству.