Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ДОМ РИКОРДИ»
(Casa Ricordi)

Италия-Франция, 1954, 110 мин., «Diana Cinematografica/Documento Film/Industrie Cinematografiche Sociali»
Режиссер Кармайн Галлоне, сценаристы Адженоре Инкроччи и Фурио Скарпелли
В ролях Ролан Александр, Мириам Бру, Габриэль Ферзетти, Фоско Джачетти, Надя Грэй, Ролдано Лупи, Марчелло Мастроянни, Морис Роне

Фильм рассказывает об известной династии музыкальных издателей, которую основал в начале девятнадцатого века в Милане Джованни Рикорди. Его дело продолжили сын Тито и племянник Джулио. Через семейную сагу фильм прослеживает историю итальянской оперы девятнадцатого века, с Россини, Верди, Доницетти, и заканчивая Пуччини, в начале двадцатого века. Но история Дома Рикорди не закончилась, она продолжается…
Дом Рикорди-издатель классической музыки и оперы. Его классический репертуар представляет собой один из важных источников в мире благодаря публикации произведений крупных итальянских композиторов 19-го века, таких как Джоаккино Россини, Гаэтано Доницетти, Винченцо Беллини, Джузеппе Верди и, позднее в том же веке, Джакомо Пуччини, композиторов, с которыми тот или иной член семьи Рикорди вступал в тесный контакт. Основанная в Милане в 1808 году как G. Ricordi-C. скрипачом Джованни Рикорди (1785-1853), компания Ricordi стала полностью семейной организацией до 1919 года, когда было назначено внешнее управление. Четыре поколения Рикорди находились у руля компании, Джованни сменил в 1853 году его сын Тито (1811-1888) (который работал на своего отца с 1825 года). Сыном Тито был Джулио (1840-1912). Он также работал на своего отца, начиная полный рабочий день в 1863 году, а затем занимал его место с 1888 года до своей смерти в 1912 году. Наконец, сын Джулио, которого также звали Тито (1865-1933), заменял своего отца до 1919 года. В 1840 году Casa Ricordi превратилась в крупнейшее музыкальное издательство в Южной Европе, а в 1842 году компания создала музыкальный журнал Gazzetta Musicale di Milano. Будучи младшими сотрудниками своих отцов, а затем руководителями компании, последующие Рикорди добились больших успехов в установлении издательских отношений с оперными театрами за пределами Милана, включая Ла Фениче в Венеции и Театро Сан-Карло в Неаполе. Они также открыли филиалы компании в Италии-в 1864 году она расширилась до Неаполя, а затем до Флоренции (1865), Рима (1871) и Палермо, а также Лондона (1875) и Парижа (1888). С этим расширением при старшем Тито еще одним из его достижений была модернизация методов печати. С приобретением конкурирующих издателей к 1886 году Рикорди выпустил 40 000 изданий, а также получил итальянские права на оперы Вагнера. В 20 веке расширение компании продолжалось за счет приобретений и открытия новых филиалов, в том числе в Нью-Йорке (1911), Сан-Паулу (1927), Торонто (1954), Сиднее (1956) и Мехико (1958). В первые дни своего существования компания обосновалась под портиком Палаццо делла Раджоне, а затем, после 1844 года, рядом с оперным театром Ла Скала, в конечном итоге переехав на свое нынешнее место на Виа Берше. Однако это помещение серьезно пострадало от бомбардировок с воздуха во время Второй мировой войны, но его коллекции уже были надежно спрятаны. После реконструкции после войны Ricordi была преобразована семьей в корпорацию с ограниченной ответственностью в 1952 году, а в 1956 году она стала публичной компанией. К 1991 году Ricordi было выпущено 135 500 изданий, и в 1994 году оно было приобретено BMG Music Publishing, которое, в свою очередь, было приобретено Universal Music Publishing Group в 2007 году. Сейчас это крупнейшее музыкальное издательство в Италии. Джованни Рикорди, скрипач, руководитель небольшого миланского оркестра, а также «гений и положительная сила в истории итальянской оперы», в 1803 году имел фирму копистерию, которая специализировалась на изготовлении рукописных копий музыки для местных музыкальных групп, и очень быстро он стал официальным переписчиком для двух театров. Он вступил в краткосрочное партнерство с Феличе Феста, гравером и продавцом музыки, но оно закончилось в июне 1808 года. Первым произведением, которое новая компания издала в 1808 году, была пьеса для гитары Антонио Нава. За этим последовал в 1814 году первый каталог, который содержал 143 предмета. Каталог 1814 года включал в себя в основном фортепианные аранжировки оперных мелодий и некоторые отдельные номера, а также пьесы для гитары, но Макнатт отмечает, что наиболее важным включением является полная партитура оперы Саймона Майра 1806 года «Аделазия эд Алерамо», который регулярно исполнялся в Ла Скала до 1820 года. На протяжении всех этих лет он остро осознавал ограничения закона об авторском праве, каким бы разнообразным он ни был как в стране, так и на континенте. Хотя ему удалось получить права на исполнение отдельных номеров, а затем, выгравировав их на медных пластинах, легко воспроизводил оттуда, он обнаружил, что полные оркестровые партитуры по-прежнему охраняются в Италии, хотя немецкие и французские издатели безнаказанно печатали целые партитуры. Фактически, в отношении печати полных партитур в Италии Макнатт в своей статье «Публикация» в Sadie отмечает, что «полные партитуры, опубликованные в Италии в первой половине века, представляли собой восемь партитур Россини, напечатанных литографией два конкурирующих издателя Ratti Cencetti-Comp. в Риме в 1820-х годах и единственная опера Беллини, Беатрис ди Тенда, опубликованная Питтаррелли около 1833 года, также в Риме». Именно благодаря постепенному получению прав на управление архивами Ла Скала, а также операми, поставленными впоследствии, он смог обойти ограничения на публикацию полных партитур и, как отмечает Госсетт, «быть не ее сотрудником, а частным лицом, предпринимателем, у которого театры арендовали материалы». Напротив, многие конкуренты Рикорди выпускали «халтурные рукописи» никоим образом не на основе автографов композиторов. В 1844 году компания выпустила свой «Большой каталог», посвященный музыке для театра, который включает в себя работы так называемых «домашних композиторов», среди которых были Россини, Беллини, Меркаданте, Доницетти и Верди. Вдобавок еще одна стратегия Джованни заключалась в том, чтобы получить-помимо прав на публикацию-право представлять композиторов в оперных труппах и театрах, которые представляли бы их произведения, чтобы последующие выступления в других местах приносили дополнительные гонорары. Таким образом, Джованни и его преемники приобрели более или менее полные права на произведения своих композиторов. По мере того, как оперы Россини уступали место операм Беллини, возвышение Доницетти продолжалось до его смерти, а затем превосходство Верди, положение каждого композитора укреплялось благодаря этой растущей стратегии. По мере расширения бизнеса Джованни стало ясно, что также производство струнных и хоровых партий, на которые будет большой спрос со стороны оркестров оперных театров, было еще одним средством расширения участия фирмы, а также обеспечения композиторам единообразия. Однако, хотя Рикорди начал публиковать полные партитуры с 1850-х годов, они никогда не поступали в продажу, а только сдавались в аренду оперным театрам. Довольно быстро, по мере того как оперы Верди становились все более и более популярными, этот подход распространился на создание всех оркестровых партий для каждой оперы, особенно трех великих успехов 1850-х годов: «Риголетто», «Трубадур» и «Травиата», и те, что последовали, когда Тито Рикорди возглавил фирму. Под псевдонимом Жюль Бургмейн Джулио Рикорди внес очень большой вклад в престиж Casa Ricordi, так как он также выпускал несколько журналов (La gazzetta musicale, Musica e musicisti и Ars et Labor) и различные другие когда-то известные публикации. Компания Ricordi также опубликовала более поздние оперы Джузеппе Верди, Джулио установил отношения с композитором в молодости. В течение десяти лет он убедил Верди дать возможность молодому либреттисту и композитору Арриго Бойто помочь ему переработать оригинальную оперу «Симон Бокканегра» 1857 года, чтобы внедрить идею Верди о создании новой оперы. Они представили переработанную оперу в марте 1881 года. В союзе с женой Верди и другом Верди, дирижером Франко Фаччо, стратегия Рикорди заключалась в том, чтобы выманить стареющего композитора из отставки, чтобы он сочинил еще одну оперу. Хотя на реализацию этой стратегии ушло несколько лет, она оказалась успешной, как и опера, которая принесла Верди большое признание в Милане в 1887 году. За ним последовал «Фальстаф» в 1893 году, обе написаны на либретто Бойто. Джулио также имел здравый смысл продвигать молодых достойных композиторов, особенно оперную карьеру Джакомо Пуччини. Среди других были Амилкаре Понкьелли, Альфредо Каталани, Карлос Гомеш и Умберто Джордано. Их отношения начались в 1884 году, когда компания поддержала бесплатное издание либретто первой оперы молодого Пуччини «Вилли», премьера которой состоялась 31 мая 1884 года в Театре Даль Верме. Сокурсники из Миланской консерватории составили большую часть оркестра, и выступление имело такой успех, что Casa Ricordi купила оперу. Когда «Вили» был переработан в двухактную версию с интермеццо между актами, он был исполнен в Ла Скала в Милане 24 января 1885 года, а партитура была опубликована в 1887 году. В частности, для Пуччини Джулио стал чем-то вроде отца, боялся (поскольку Джулио часто приходилось подвергать критике медлительные рабочие привычки Пуччини), но глубоко доверял. Кроме того, под руководством Джулио компания занялась печатью рекламных плакатов, которые были чрезвычайно популярны в Европе в конце 19-го и начале 20-го веков. Плакаты компании Ricordi включали работы знаменитых художников-графиков, таких как Леонетто Каппиелло, Луиджи Эмилио Кальданцано, Людовико Кавалери, Марчелло Дудович, Адольфо Хохенштейн, Франц Ласкофф, Леопольдо Метликовиц, Джованни Марио Маталони, Алеардо Терци и Алеардо Вилья. Уже приобретя активы Ла Скала, в 1839 году Джованни купил авторские права на первую оперу Джузеппе Верди «Оберто», а также на его будущие сочинения, положив тем самым начало длительным рабочим отношениям с этим композитором трех поколений Рикорди, особенно Джулио Рикорди. Однако известно, что Верди иногда был недоволен Тито-старшим из-за того, что издатель «санкционировал изуродованное исполнение его произведений с целью получения финансовой выгоды». Эти опасения перенесены в 20-й век. Однако отношения с композиторами начались задолго до 1839 года. Фактически, вскоре после того, как «Танкреди» Россини был поставлен в Венеции в 1813 году, композитор познакомился с Джованни, который тогда начинал свой бизнес в Милане, хотя все еще был связан с Ла Скала. Между издателем и композитором установились прочные отношения, и между 1846 и 1864 годами компания опубликовала все его оперы для фортепиано и голоса, при этом композитор стал «с сожалением осознавать, что музыка, которую он повторно использовал из того, что он считал неудавшимся после публикации была бы переработана». Хотя Россини согласился на публикацию своего произведения, это было не без некоторых оговорок: в письме Тито Рикорди 14 декабря 1864 года он соглашается с тем, что публикация покажет, что «одни и те же музыкальные произведения можно найти в разных операх», но отмечает что нехватка времени для написания такого количества произведений означала, что «у меня едва хватило времени прочитать так называемую поэзию, чтобы положить ее на музыку». В целом, Россини также работал с тремя поколениями Ricordis. В 1815 году молодой Доницетти, которому тогда было почти 18 лет, отправился из Бергамо в Болонью с целью дальнейшего обучения, и все это было организовано его учителем Симоном Майром. Помимо денег, он снабдил своего молодого ученика двумя письмами, одно из которых было адресовано Джованни Рикорди, у которого он несколько лет был редакторским консультантом. Майр порекомендовал молодого человека издателю, в результате чего в том же году появилась первая опубликованная композиция Доницетти, представляющая собой набор вариаций на тему оперы Майра 1813 года La rosa bianca e la rosa rossa. Это положило начало пожизненному деловому соглашению между Доницетти и компанией Ricordi, за исключением трудностей в 1839 году, связанных с обращением с Джанни ди Париджи. К 1840 году фирма контролировала найм материала для многих композиторов: в 1824 году она приобрела «Il crociato in Egitto» Мейербера, за которым последовали 19 опер Россини и восемь Беллини, а также значительная группа сегодняшних менее известных композиторов, таких как Саверио Меркаданте, Никола Ваккаи, Джованни Пачини и братья Луиджи и Федерико Риччи. Однако, несмотря на хорошие отношения с издателями, партитуры композиторов XIX века претерпели значительные изменения по сравнению с тем, что они написали изначально. Спустя долгое время после смерти Россини, Беллини и Доницетти в партитуру продолжали вноситься различные изменения по указанию таких людей, как дирижеры, которые, если они «хотели дополнительный тромбон, он был добавлен, и его происхождение вскоре было замаскировано; вся система поощряла политику невмешательства». Только в конце 19 века Рикорди опубликовал полные оркестровые партитуры этих четырех крупных композиторов, и это «положило начало современной эры издательского дела». После смерти Джулио фирму возглавил его сын Тито II, которого описывали как человека, которому «не хватало ни обаяния, ни здравого смысла. Он и Пуччини не любили друг друга, в результате La rondine была опубликована конкурирующей компанией Sonzogno, которая также занималась работами Масканьи и Леонкавалло, «самых успешных современников Пуччини». После выхода Тито на пенсию в 1919 году управление перешло к семье, хотя, благодаря контролю компании над работами Верди и Пуччини, она сохранила свое превосходство. Многие партитуры плохого качества, опубликованные в 19 веке, были плохо скопированы, сильно урезаны или сильно дополнены, что заставило Макнатта отметить, что дополнения к партитурам создали «полностью не аутентичные версии», которые все еще находились в стадии разработки, широко использовались исполнителями в 20-м веке: «широко распространено мнение, что существующие партитуры, будь то для продажи или проката, часто содержат неточные или неполные тексты». Это привело музыковеда Филиппа Госсета к мнению, что «к концу 19-го века материалы, взятые напрокат Рикорди, часто были далеки от оригинала композитора». С 1964 года под руководством тогдашнего нового президента компании Гвидо Риньяно критические издания с использованием автографов композиторов и многих других источников, включая доступ к автографам Верди, предоставленным ученым семьей Каррара-Верди на вилле Верди-были подготовлены при растущем сотрудничестве с Рикорди, что позволило ученым увидеть оригинальные автографы.
Джованни Рикорди (1785-1853) был итальянским скрипачом и основателем издательства классической музыки Casa Ricordi. Музыковед Филипп Госсетт назвал его «гением и положительной силой в истории итальянской оперы». Рикорди родился в Милане в 1785 году в семье стеклодува Джанбатисты Рикорди и Ангиолы Медичи. Рикорди с раннего возраста обучался игре на скрипке и на короткое время стал концертмейстером и дирижером небольшого кукольного театра Фиандо. В 1803 году он создал копистерию в Милане, где работал переписчиком нот и торговцем печатными изданиями и инструментами в Театро Каркано, открывшемся в том же году, и в Театро Лентасио. В 1807 году он учился в Лейпциге в компании Breitkopf-Hartel , чтобы изучить технику гравировки и печати. Когда он вернулся в Милан в начале 1808 года, он основал свою издательскую компанию с партнером, который бросил учебу к середине года. Как отмечает Макнатт, в течение первого десятилетия своего существования компания ежегодно выпускала около 30 публикаций. Это число увеличилось до 300 после 1814 года, потому что Джованни заключил ряд контрактов, в том числе один в том году, который позволил ему публиковать всю музыку, исполняемую в оперном театре Ла Скала, контракт был выигран благодаря его работе в качестве суфлера и эксклюзивного переписчика. Когда он начал приобретать рукописи у существующих театров и переписчиков, он добавил в свои контракты пункт, который разрешал компании приобретать права на нее по окончании тиража оперы. Контракты позволили компании собрать значительный музыкальный каталог, который стал основой компании Ricordi. Именно благодаря постепенному получению прав на управление архивами Ла Скала, а также операми, поставленными впоследствии, он смог обойти ограничения на публикацию полных партитур и, как отмечает Госсетт, «быть не ее сотрудником, а частным лицом, предпринимателем, у которого театры арендовали материалы». Напротив, многие конкуренты Рикорди выпускали «халтурные рукописи» никоим образом не на основе автографов композиторов. К 1840-м годам и на протяжении всего этого десятилетия Casa Ricordi превратилась в крупнейшее музыкальное издательство в Южной Европе, а в 1842 году компания создала музыкальный журнал Gazzetta Musicale di Milano. Принятые им методы радикально изменили рынок музыкальных издательств, обеспечив композиторам получение доходов не только в момент написания композиции, но и за последующие постановки, смонтированные в других местах. В 1825 году он приобрел все рукописи, принадлежащие Театру Ла Скала, и начал распространять рукописные копии, предназначенные для сдачи в аренду, что наряду с продажей редукций для солистов и фортепиано вызвало новый уровень спроса. Кроме того, использование Рикорди новых методов, таких как литография и глубокая печать, позволило ему снизить затраты и увеличить тиражи. Наконец, компания произвела вокальные партии, а затем и полные партитуры. Рикорди подружился со многими крупными итальянскими оперными композиторами своего времени, включая Россини, Беллини, Доницетти и Верди, произведения которых он опубликовал. Изучается переписка Рикорди с Верди, чтобы получить полное представление о деятельности последнего. Рикорди умер 15 марта 1853 года в Милане.