Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЧИКАГСКИЙ ПРЕДЕЛ»
(Chicago Deadline)

США, 1949, 86 мин., ч/б, «Paramount»
Режиссер Льюис Аллен, сценарист Уоррен Дафф по Тиффани Тэйер
В ролях Алан Лэдд, Донна Рид, Джун Хэвок, Айрин Херви, Артур Кеннеди, Берри Крегер, Гарольд Вермилья, Джон Бил, Шепперд Страдвик

Чикагский репортер Эд Адамс во время выполнения очередного журналистского задания в бедном пансионе становится свидетелем того, как уборщица обнаруживает в соседней комнате тело только что умершей девушки. Эд сразу же проявляет интерес к этой смерти, и до прибытия полиции достает из сумочки умершей девушки записную книжку, забирая ее себе. В книжке содержится пятьдесят четыре имени, которые она записывала в хронологическом порядке. Полиция быстро устанавливает, что девушку звали Розита Жан д’Ур, ей было 26 лет, она поселилась в пансионе пять дней назад и умерла от туберкулеза. Завороженный красотой девушки и заинтригованный содержанием ее записной книжки, Эд решает самостоятельно выяснить, что происходило с ней в последние годы жизни.
В редакции Эд начинает звонить по номерам из записной книжки, однако несколько первых людей, с которыми он связывается, отрицают знакомство с Розитой, при этом очевидно, что они просто пытаются скрыть свою связь с ней. Наконец, Эд попадает на Джи. Джи. Темпла, вице-президента крупной трастовой компании, который угрожает Эду, что если в статье о смерти девушки будет упомянуто его имя, он выдвинет против газеты официальные обвинения. Затем Эд попадает на брата Розиты, Томми Дитмана, приглашая его прибыть на опознание тела. Его следующий звонок приходится на Белл Дорсет, которая, узнав о смерти Розиты, от волнения и испуга бросает трубку и немедленно выезжает из гостиницы, в которой прожила более года. Эд направляется по очередному адресу из записной книжки, оказываясь на вечеринке, где знакомится с красивой блондинкой Леоной Пурди, которая когда-то знала Розиту, однако не сообщает ничего важного об умершей девушке. Эд целует Леону и начинает с ней встречаться, одновременно продолжая свое расследование. Он приходит по адресу Солли Уэллмана, который оказывается гангстером. Узнав, что Розита умерла от туберкулеза, и что дело закроют сразу после того, как выяснят адрес ее родных, Солли рассказывает, что знал ее пару лет, после чего, угрожая оружием, выгоняет Эда из своей квартиры, рекомендуя забыть о Розите. В кабинете редактора Эда ожидают полицейский детектив Анструдер и Джи. Джи. Темпл, который явно боится упоминания своего имени в газетных материалах о Розите и явно хочет прекратить расследование Эда. После того, как Эд не идет на компромисс с Темплом, тот угрожает редактору, что найдет способ повлиять на позицию Эда через издателя газеты. Эд встречает Томми в морге, где тот опознает свою сестру, после чего рассказывает Эду, что Розита родилась в Чикаго. После развода их родителей, когда Розита была еще совсем маленькой, мать переехала вместе с детьми в Техас, где они поселились на небольшом ранчо в городке Амарилло. Однако восемь лет назад 17-летняя Розита сбежала из дома. Некоторое время спустя Томми получил от нее письмо из Сан-Франциско, после чего приехал в этот город, выяснив, что у нее роман с молодым архитектором Полем Жаном д’Уром. Вскоре она вышла за него замуж, и они переехали в Нью-Йорк, после чего Томми редко видел сестру. Затем, четыре года назад Пол погиб в автомобильной аварии, но к тому времени брак Розиты уже был на грани распада. Розита переехала в Чикаго, но долго не могла найти постоянную работу, наконец, устроившись в художественный салон. Она не хотела выходить замуж из боязни выйти не за того парня. Тем временем на Эда выходит гангстер Блэки Фрэнчо, обещая ему рассказать о Розите у себя дома, однако когда Эд поднимается к нему по лестнице, он слышит выстрелы. Забравшись через окно в его квартиру, Эд обнаруживает там смертельного раненого Блэки, который перед смертью успевает прошептать: «Я ее любил». Около места преступления неожиданно оказывается Солли, который приглашает Эда в свою машину. Выяснив, что Блэки не успел ничего ему рассказать, гангстер отпускает репортера, требуя от него прекратить расследование. После этого Эд приезжает домой к Леоне, которая, услышав об убийстве Блэки, рассказывает репортеру, что когда-то вместе с Розитой снимала квартиру. На одном этаже с ними жил и Блэки, который влюбился в Розиту и стал ухаживать за ней. Розита полюбила его, хотя и побаивалась его, особенно когда увидела на вечеринке, что он связан с Солли Уэллманом. На той же вечеринке к ней подошел Темпл, который влюбился в Розиту и начал добиваться ее внимания, осыпая дорогими подарками, однако Розита отсылала их обратно. Вернувшись однажды вечером домой, она увидела, что Блэки жестоко избит, после чего Розита вместе с ним перебралась за город. Однако через какое-то время Блэки, опасаясь за жизнь Розиты, ушел от нее. Она вернулась в Чикаго, где начала встречаться с Темплом. На следующее утро в редакции Эд получает телеграмму о том, что в Нью-Йорке состоится бой с участием профессионального боксера Бэта Беннетта. Эд поручает своему ассистенту Пигу продолжить поиски Белл Дорсет, а также найти упомянутого в книжке Джона Спинглера, который предложил оплатить ее похороны, как и Темпл. Эд встречает Темпла, благодаря его за помощь в организации похорон. Затем, несмотря на возражения Темпла, Эд рассказывает ему, что тот был связан с Блэки, Солли Уэллманом и Белл Дорсет, так как их видели вместе на вечеринке, а от Розиты он вообще сходил с ума. Но когда она отказала ему, Солли Уэллман по указанию Темпла разобрался с Блэки, в которого Розита была влюблена. Эд направляется в ломбард, где Розита заложила свой веер. Там репортера находит детектив Анструдер, который внимательно следит за расследованием Эда. В конце концов, Анструдер добивается того, чтобы они вместе отправились к очередному человеку из записной книжки, инвалиду Хотспуру Шэйнеру, у которого Розита в течение четырех месяцев работала под вымышленным именем в качестве домохозяйки, и о которой Шэйнер чрезвычайно высокого мнения. С Шэйнером ее познакомил племянник, Джон Спинглер, который вчера приезжал в морг. Когда помощник Анструдера приходит с новостью о том, что тело убитого Спинглера было два часа назад обнаружено в канаве, Эду удается воспользоваться моментом и скрыться от детектива. Следующей в книжке Розиты значится Хэйзел, ее бывшая служанка, к которой Эд приходит домой. Хэйзел, которая очень хорошо характеризует Розиту, рассказывает, что примерно год назад Розита имела тяжелую ссору с Темплом, в ходе которой он ударил ее. После этого Розита уехала, и Хэйзел ее больше не видела. Когда Эд выходит на улицу после встречи с Хэйзел, его жесткого избивают двое громил, и некоторое время спустя репортер приходит в себя на свалке. В редакции на Эда набрасывается Томми, обвиняя его в том, что тот пишет в газете грязные истории о его сестре, на что Эд отвечает, что пытается только во всем разобраться и написать правду. Выясняется, что статью о Розите написал по рассказам Эда редактор газеты Грибб, придав ей максимальной сенсационный характер. Эд обещает издателю газеты разобраться во всем до конца, после чего написать правдивую историю о девушке. Эд вместе с Леоной отправляется на бой с участием Бэта Беннетта. Имена Бэта и его менеджера Джерри Каваноэ были последними в книжке Розиты после адреса Шэйнера. Перед боем Эд застает в раздевалке Джерри и Бэта, которые спорят по поводу Розиты. После ухода Бэта на бой Джерри рассказывает репортеру, что Шэйнер был его старым другом. Однажды у него в гостях они увидели Розиту, и Бэт влюбился в нее с первого взгляда. Поначалу Джерри был доволен развитием их отношений, так как они придавали Бэту дополнительные силы. Но затем, потеряв от Розиты голову, Бэт стал проигрывать бои, и тогда Джерри встретился с ней, потребовав расстаться с Бэтом. Розита уступила его требованиям, уволилась от Шэйнера и исчезла, после чего Бэт стал драться на ринге как разъяренный зверь. Пиг сообщает Эду, что нашел Солли Уэллмана в тот момент, когда тот направлялся в кабинет Темпла. Затем Солли ушел, а Темпл остался лежать в кабинете с пулей в голове. Эд сообщает по телефону своему редактору, что Темпл финансировал криминальную деятельность Солли, который по его указанию убил Блэки и Спинглера. После этого репортер направляется к Белл, которая была любовницей Темпла. Она подтверждает, что после ухода Розиты от Темпла Спинглер устроил ее к своему дяде. В этот момент в комнате появляется Солли, который набрасывается, а затем стреляет в Эда, раня его. Появление полиции, следившей за Эдом, спасает репортера, однако Солли удается скрыться. После ранения Эд с помощью Пига сбегает из больницы для разговора с Белл, которую арестовала полиция. Она рассказывает, что в день ухода от него Розиты Темпл сильно перепил, и признался Розите, которая жила на его содержании, что это он заказал Солли Уэллману убийство Блэки. В ходе возникшей затем ссоры Темпл ударил Розиту, а когда решил, что она мертва, обратился за помощью к Солли. Уэллман в свою очередь поручил Спинглеру избавиться от Розиты, но тот, вместо того, чтобы убить ее, устроил девушку к своему дяде. Солли был уверен, что Розита мертва до тех пор, пока по прошествии восьми месяцев не узнал о том, что ее труп только сейчас оказался в морге. На улице машину Эда и Пига начинают преследовать Уэллман и его подручные, загоняя журналистов на многоэтажную автомобильную стоянку. Эд и Пиг пытаются укрыться за машинами, убивая при обмене выстрелами одного из бандитов. Затем Эд делает вид, что у него закончились патроны, и когда Уэллман выходит из укрытия, чтобы застрелить Эда, тот убивает гангстера последней оставшейся у него пулей. На похоронах Розиты Томми просит у Эда прощения за то, что неправильно понимал его действия. Эд отдает Томми написанную им историю Розиты, после чего сжигает ее записную книжку…
Фильм поставлен по роману Тиффани Тэйера «Одна женщина», который был опубликован в 1934 году. Герой картины, журналист чикагской газеты становится свидетелем смерти молодой красивой девушки, после чего, завороженный ее образом, решает провести расследование последних лет ее жизни. В 1966 году на этот фильм режиссер Стюарт Розенберг сделал телевизионный ремейк под названием «Слава-это название игры», который стал пилотным эпизодом популярного телесериала «Название игры» (1968-71). Британский режиссер Льюис Аллен более всего известен по психологическому фильму ужасов «Незваные гости» (1944), а также по фильмам нуар «Ярость пустыни» (1947), «Такая злая, любовь моя» (1948) и «Свидание с опасностью» (1951), «Внезапный» (1954) и «Беззаконие» (1955). Алан Лэдд прославился ролями в фильмах нуар «Оружие для найма» (1942), «Стеклянный ключ» (1942), «Синий георгин» (1946), «Калькутта» (1947), «Свидание с опасностью» (1951) и «Ад в заливе Фриско» (1955). Донна Рид сыграла свои самые заметные роли в драме «Портрет Дориана Грея» (1945) и фэнтези-мелодраме «Эта замечательная жизнь» (1946), а также в фильмах нуар «Скандальная хроника» (1952) и «Выкуп» (1956). В 1948 году она сыграла вместе с Аланом Лэддом в послевоенной мелодраме «Помимо славы». В основу фильма положен роман Тиффани Тэйера «Одна женщина», который впервые был опубликован в 1933 году. В 1934 году студия Paramount купила права на фильм и на следующий год объявила, что он будет экранизирован под названием «Стоят ли мужчины того?» с Ли Трэйси и Клодетт Колбер в главных ролях, но в тот период фильм так и не вышел. Однако успех таких картин, как «Лаура» (1944) и «Большие часы» (1948), которые содержали сходные роману моменты, привел к тому, что фильм снова вернули в производство, пригласив на главную роль Алана Лэдда. Донну Рид взяли в аренду у студии MGM, чтобы она вновь сыграла с Лэддом после фильма «Помимо славы». Рабочим названием этого фильма была «Одна женщина». Согласно информации «Голливуд репортер», студия Paramount представила на согласование в Администрацию производственного кодекса несколько вариантов сценария, однако все они были отвергнуты. В июле 1948 года Администрация не приняла сценарий на том основании, что Розита представлена в нем как «проститутка». В своем письме Администрация отметила, что «если бы связь Розиты с различными персонажами мужского пола выглядела бы не как связь женщины свободных нравов или проститутки, то история была бы приемлема». Позднее в другом письме Администрация советовала продюсерам «убрать ее адресную книжку и заменить ее либо дневником, или подборкой писем», чтобы избежать «опасности, что философия этой истории может вызвать симпатию по отношению к аморальным поступкам Розиты». Администрация также порекомендовала продюсерам «добавить в картину голос морали». Согласно информации «Голливуд репортер», некоторые сцены фильма снимались на натуре в Чикаго. После выхода фильма на экраны критика восприняла его сдержанно. В частности, Босли Краузер в «Нью-Йорк Таймс» написал, что те зрители, которые представляют себе газетных репортеров как «лихих молодых ребят, жизнь которых полна азарта», «найдут идеальное воплощение своей иллюзии в охотнике за новостями, которого играет в этом фильме Алан Лэдд». В этой «соблазнительной приключенческой истории он предстает в образе того самого бравого красавца-журналиста, которых рисуют художники комиксов». Он демонстрирует ум, ловкость, сообразительность, напор и журналистское мастерство. «По ходу своего очень сложного единоличного расследования он сталкивается с оскалившимися, рычащими гангстерами, заводит роман с роскошной девушкой с вечеринки и отчитывает порочного вице-президента банка». И, наконец, «у него есть богатое разнообразие драк», а его «последняя стычка с вооруженным бандитом в гулком гараже-это соревнование по стрельбе, взятое прямо из бандитской мифологии». Однако, как далее пишет Краузер, тем «разумным людям, знание которых о газетчиках и о жизни в целом, намного более трезвое и здравое, эта причудливая фантазия, наверняка, покажется мешаниной из дешевых клише, с азартом вброшенных в почти непостижимый сюжет. Флэшбеки и повествовательные описания восхитят их не более, чем нелепое позерство Лэдда в качестве блестящего газетчика-сыщика». Историки кино Раймон Борд и Этьенн Шометон в своей книге 1955 года «Панорама американского фильма нуар (1941-53)», написали, что этот фильм «мог бы стать классикой американского фильма нуар в стиле «Лауры», если бы в нем превалировала едкая, язвительная атмосфера». По их мнению, для этого «авторы фильма должны были сделать акцент не на особенностях расследования, а на болезненном характере преданности Адамса мертвой девушке, и чтобы герой, усталый, но победивший, умер бы от ран в последней сцене, выслушав последнюю мессу в свою честь; и если бы Алан Лэдд не играл супермена, который доминирует во всех ситуациях». Эти недостатки авторы относят на счет режиссера Льюиса Аллена, но, как пишет Алан Силвер, «более вероятно, что создание того образа и той нуаровой тональности, которую хотели бы видеть Борд и Шометон, не разрешили продюсеры этого фильма с участием Лэдда, так как единственный фильм актера о романтическом поражении-«Великий Гэтсби»-уже провалился в прокате ранее в том же году».
Современный киновед Крейг Батлер назвал картину «приятным, хотя и не классическим фильмом нуар, настоящим детективным триллером, чрезвычайно увлекательно сделанным в умелой и захватывающей манере». По его мнению, картина может показаться «немного механической, и для этого есть основания. Она отлично выстроена, но некоторые ее части встают на свои места слишком легко, и трудно спорить с тем фактом, что фильм изобилует клише». И все же, «метод реконструкции событий с обширным использованием флэшбеков и умелое сведение кусочков истории в одно целое приносит свои результаты, и для многих зрителей этого будет более чем достаточно». Современный историк кино Спенсер Селби написал, что картина рассказывает о «чикагском репортере, которым завладевает идея выяснить прошлое мертвой девушки, и через флэшбеки раскрываются отталкивающие подробности ее жизни в мрачных городских джунглях». Майкл Кини заметил, что фильм «напоминает «Лауру», однако он значительно более мрачный, чем его нуаровый предшественник», и отличается от него «своим захудалым местом действия в большом городе с его зловредными обитателями». Деннис Шварц считает, что «фильм с интересом смотрится, но его разрушает слишком много штампов». Назвав картину «малым фильмом нуар типа «Лауры», Шварц далее пишет, что «режиссеру Льюису Аллену не удается превратить своего завороженного трупом влюбленного героя, ни во что иное, как в супергероя. Фильму не удается сделать своего следователя столь же привлекательным, каким был Дэна Эндрюс в «Лаур». Критика в основном положительно оценила актерскую игру, обратив особое внимание на работу Алана Лэдда. Так, по мнению Кроутера, «Лэдд играет репортера в скрытном, бесстрастном стиле», который произведет впечатление на ту часть публики, которая восхищается создаваемым им иллюзорным образом журналистской профессии. «Он потрясающе противостоит гангстерам, он нежно ласкает девушку и он легко дает своим противникам сдачи в три раза больше, чем получает от них». Что же касается остальных актеров, то, по мнению Кроутера, «хотя Берри Крегер, Шепперд Страдвик, Джун Хэвок и остальные делают обычную работу, они не внушают особого оптимизма в качестве окружающих репортера людей». Крейг Батлер высоко оценил вклад Лэдда в картину в роли «типичного крутого главного героя», а также вклад Донны Рид, которая «привносит нечто особенное в роли жертвы». Кроме того, Батлер выделяет игру Страдвика, Хэвок, Айрин Херви и Артура Кеннеди, в результате чего, по словам киноведа, «получился крепкий актерский состав, о котором можно только мечтать». Майкл Кини считает, что «Лэдд дает хорошую игру в роли журналиста, которым движет странное очарование, а Стравик приятно удивляет в роли жестокого бандита с романтической жилкой». Также критик отмечает игру «Кеннеди, который играет преданного брата Рид, рассерженного на газетные истории, которые изображают его сестру как дешевую роковую женщину, Хэвок в роли любовного интереса Лэдда и соседки Рид, Крегера в роли зловещего гангстера и Мьюира-в роли нервного банкира, которые, кажется, имеют какую-то связь с убитой девушкой, правду о которой одержимый Лэдд намерен выяснить во что бы то ни стало».