Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«КИНО НАШЕГО ВРЕМЕНИ: АКИ КАУРИСМЯКИ»
(Aki Kaurismaki)

Финляндия-Франция, 2001, 53 мин., «AMIP/Arte France/Institut National de l'Audiovisuel»
Режиссер и сценарист Ги Жерер
В ролях Аки Каурисмяки, Ги Жерар, Кати Оутинен, Элина Сало, Петер фон Бах

Аки Олави Каурисмяки (род. в 1957 году)-финский кинорежиссер, сценарист, продюсер. Младший брат режиссера Мики Каурисмяки. Родился 4 апреля 1957 года в Ориматтиле, Финляндия. Аки был третьим ребенком в семье коммивояжера Йормы Каурисмяки (1931-1991) и его жены Леены, оставившей ради семьи карьеру косметолога (позже она работала в туристическом бюро). Работа отца была связана с постоянными разъездами, и семья часто переезжала с места на место. Также он жил в городах Тойвала и Коувола, где он был активном участником киноклубов. Каурисмяки окончил среднюю школу в Канкаанпяя в 1973 году. После этого, в конце 1970-х годов, он три года учился в университете Тампере. По его собственным словам, Каурисмяки сожалеет, что не провел эти три года в профессионально-техническом училище; профессия плотника или электрика имела бы хоть какую-то ощутимую выгоду. В 1978 году он работал редактором в Илта-Саномат. В Тампере, живя и учась, Каурисмяки принимал активное участие в кинопроизводстве. Среди прочего, он был членом киноклуба Монро, организуя Фестиваль короткометражных фильмов в Тампере и писал рецензии на фильмы и другие культурные мероприятия для студенческого журнала Тампере Авиинен. Первоначально, Каурисмяки мечтал стать писателем, но его больше «зацепило» кино. По словам Андрея Плахова, «предки Каурисмяки носили фамилию Кузьмины и были выходцами из Карелии», его родители встретились в Выборге. С 1981 года Аки Каурисмяки женат на профессиональной художнице Пауле Ойнонен. Детей нет. Начал свою кинематографическую карьеру как ассистент своего старшего брата, режиссера Мики Каурисмяки. На режиссерский стиль Аки повлияли такие режиссеры как Жан-Пьер Мельвиль, Райнер Вернер Фасбиндер и Робер Брессон. Каурисмяки опирается на неброскую актерскую игру и простое кинематографическое повествование. Его фильмы имеют тонкий изящный юмор, отдаленно напоминающий юмор в фильмах Джима Джармуша, который, кстати, играл камео-роль в фильме Каурисмяки «Ленинградские ковбои едут в Америку». Джармуш, в свою очередь, взял актеров, игравших до этого только у Каурисмяки, на роли в своем фильме «Ночь на Земле» (место действия одного из эпизодов которого происходит в Хельсинки). Действие большинства фильмов Каурисмяки также происходит в Хельсинки-родном городе режиссера. В частности, «Союз Каламари» и его трилогия, состоящая из фильмов «Тени в раю», «Ариэль» и «Девушка со спичечной фабрики». Город Хельсинки в фильмах Каурисмяки показан с предельным реализмом, в его изображении отсутствует какая бы то ни было романтика: Мир режиссера пронизан инстинктом саморазрушения, клаустрофобией длинных белых ночей и ощущением задворок Европы. Их населяют официантки и продавщицы, мусоросборщики и шахтеры, водители трамваев и трейлеров, проклинающие свою работу, когда она есть, и проклинающие жизнь, когда эту работу теряют. Всемирная известность пришла к нему после фильма «Ленинградские ковбои едут в Америку» (1989). Его фильм «Человек без прошлого» получил Гран-при Каннского кинофестиваля в 2002 году и первым среди всех финских фильмов был номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке в 2003 году. Однако на церемонию в Лос-Анджелес режиссер не приехал в знак протеста против войны в Ираке. Заключительный фильм второй пролетарской трилогии Каурисмяки («Вдаль уплывают облака», «Человек без прошлого», «Огни городской окраины») был показан в конкурсной программе Каннского кинофестиваля 2006 года. Старший брат Каурисмяки Мика изучал режиссуру в Мюнхенской академии кино и телевидения (1977-1981). Дипломной работой стал снятый в Финляндии фильм «Лгун» (1981), сценарий к которому написал Аки Каурисмяки. Также Аки Каурисмяки исполнил главную роль. Разноплановое, как совместное, так и индивидуальное творчество двух братьев породило в Европе 1980-х термин «Каурисмяки-лэнд». Персонаж Вилле Альфа носит имя будущей продюсерской компании братьев Каурисмяки-Villealfa Filmproduction Oy, которая, в свою очередь, была названа в честь фильма «Альфавилль» Жана-Люка Годара. Это первый и последний полнометражный фильм, в котором Аки Каурисмяки предстал в качестве исполнителя главной роли. «Лгун» был удостоен премии Ристо Ярва на фестивале короткометражных фильмов в Тампере. Позже братья работали вместе над документальным фильмом «Сайма-явление», а также над картиной «Джекпот 2». Аки Каурисмяки совместно с Паули Пентом написали сценарий к фильму «Никчемный», производством которого руководил Мика Каурисмяки. Это был тематический фильм продолжавший тему «Лгуна». Затем братья работали над картинами «Клан-история семейства Саммакко» и «Россо», к ним Аки Каурисмяки написал сценарий, а режиссером снова выступал Мика. Но после этих проектов их пути разошлись, и оба сосредоточились на собственной режиссерской карьере. И Аки Каурисмяки больше не писал сценариев для других режиссеров. Киноленты Мика Каурисмяки в разные годы принимали участие в конкурсных показах таких фестивалей, как Московский международный кинофестиваль, Фестиваль фильмов северных стран в Руане, Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне, Международный кинофестиваль в Вальядолиде, Фестивале короткометражных фильмов в Тампере и некоторых других. Первый полнометражный фильм он снял на основе классического романа Федора Достоевского: «Преступление и наказание» (1983)-история убийства, его причин и последствий, перенесенные из Санкт-Петербурга XIX века в современный Хельсинки. Актер Маркку Тойкка играет роль молодого студента юридического факультета Антти Рахикайнена, который убивает богатого предпринимателя в начале фильма. Инспектор полиции Пеннанен и следователь Снеллман уверены в причастности к убийству Рахикайнена. Сыщики начинают психологическую игру с потерявшим самообладание юношей, заставляют того нервничать и путаться в показаниях. По словам Каурисмяки, фильм был данью золотым годам жанра, когда одного убийства было достаточно для одного криминального фильма. Сценарий был написал Каурисмяки совместно с Паули Пентом. Фильм получил высокую оценку критиков и зрителей. Картина оставался самым популярным фильмом Аки Каурисмяки в Финляндии. Больше зрителей получил только «Человек без прошлого»-более 155 000 зрителей. Кроме того, благодаря «Преступлению и наказанию» началось сотрудничество Каурисмяки с кинооператором Тимо Салминеном, который снимал все фильмы, за исключением телевизионной пьесы Жана-Поля Сартра «Грязные руки» (1989). Матти Пеллонпяя также сыграл главную роль в фильме. С тех пор он стал актером Каурисмяки. «Союз Каламари». Второй полнометражный фильм Аки Каурисмяки, снятый в 1985 году и посвященный призракам Мишо и Превера. Группа решительных парней, членов некоего Союза Каламари, уроженцев бедного хельсинкского квартала Каллио, отправляется в полную опасностей дорогу. Им предстоит трудный путь в южный богатый квартал Эйра в поисках лучшей жизни. «Союз Каламари» был сделан с использованием дешевых материалов, в черно-белом цвете и с небольшим количеством помощников на площадке. Трилогия неудачников или «пролетарская трилогия». Во время учебы и до этого Каурисмяки работал в различных ремесленных профессиях, таких как посудомойщик и почтальон. Возможно, именно поэтому у него сложились особые отношения с рабочим классом, жизненная картина которого стала одной из его ключевых тем. Трилогия включает в себя фильмы «Тени в раю» (1986), «Ариэль» (1988) и «Девушка со спичечной фабрики» (1990). Каурисмяки описал трилогию в журнале Voima в 2005 году: «Сначала пришли «Тени в раю», «Ариэль» и «Девушка со спичечной фабрики», я назвал их трилогией неудачников, другие почему-то назвали их «трилогия рабочих». Персонажи не были рабочими, по крайней мере, в традиционном смысле». «Тени в раю». Первый фильм трилогии вышел в 1986 году. Он рассказывает историю любви водителя мусоровоза Никандра и кассира супермаркета Илоны. Фильм «Тени в раю» можно считать началом так называемого повествования Каурисмяки. Есть элементы из произведения «Преступление и наказание», но классическая работа Достоевского в фильме была своего рода «балластом». «Тени в раю»-это прежде всего повседневное реалистичное описание любви двух людей. Все сцены фильма грубые и холодные, без визуальной красоты, типичной для романтических фильмов. Илона была первой ролью для Кати Оутинен в фильме Каурисмяки. Кати Оутинен и Матти Пеллонпяя сыгравший Никандра Матти-стали обновленной и современной романтической парой, какой раньше была Анса Иконен и Тауно Пало. «Ариэль». Картина является второй частью «пролетарской трилогии» Каурисмяки, начатой фильмом «Тени в раю» и законченной «Девушкой со спичечной фабрики». Главный герой драмы-безработный шахтер Таисто Касуринен, чей отец только что покончил с собой, оказывается обвинен в преступлении, которого не совершал. Таисо сбегает из тюрьмы вместе с сокамерником. В конце фильма Таисто вместе со своей возлюбленной Ирмени и ее сыном Рику садятся на грузовой корабль «Ариэль», отправляющийся в Мексику. Согласно интервью Питера фон Багха идея и весь сценарий для второго фильма трилогии родились у Каурисмяки в один выходной. Приз ФИПРЕССИ и премия лучшему актеру (Туро Пайала) на Московском кинофестивале 1989 года. «Девушка со спичечной фабрики». Фильм 1990 года. Его название отсылает к рассказу Ханса Кристиана Андерсена «Девочка со спичками». «Девушка со спичечной фабрики» завершает «пролетарскую трилогию» Аки Каурисмяки, начатую фильмами «Тени в раю» (1986) и «Ариэль» (1988). Как вспоминает режиссер, в припадке человеконенавистничества ему пришла в голову идея снять фильм настолько медленный, что в сравнении с ним Робер Брессон показался бы создателем боевиков. Замедленный ход повествования, крайний минимализм диалогов помогают прочувствовать однообразность рабочих будней. Как и в фильме «Гамлет идет в бизнес», образная система фильма-конвейер по производству спичек в первых кадрах-указывает на то, что быт героев есть естественное продолжение господствующей системы производства, что именно в ней следует искать корень их бед. В том, что у Каурисмяки общество превращает людей в вещи, в объекты, что все они в той или иной степени жертвы капиталистической системы хозяйствования, Джонатан Розенбаум видит влияние Фасбиндера. «Девушку со спичечной фабрики» называют самым беспросветным фильмом Каурисмяки. Подобно братьям Коэнам в голливудском мейнстриме, Каурисмяки фиксирует окружающий мир бесстрастно, реалистично, без сострадания, вынося неутешительный диагноз: выхода нет. Символично, что теленовости, показываемые в фильме, посвящены событиям 1989 года на площади Таньаньмэнь (в том числе простому китайцу с авоськами, который в течение получаса в одиночку сдерживал колонну танков-реальному человеку, чья личность так и не была установлена и который вошел в историю под условным именем Неизвестный бунтарь), смерти аятоллы Хомейни, а также крупнейшей в истории СССР железнодорожной катастрофе, произошедшей в Башкирии в июне 1989 года. «Ленинградские ковбои едут в Америку». Фильм снимался параллельно с картиной «Девушка со спичечной фабрики» и вышел в 1989 году. Эта лента принесла Каурисмяки международный успех. Сюжет построен вокруг приключений музыкальной группы из далекой Сибири, приехавшей в Америку в поисках успеха. Музыкальная группа из России сыграна финским коллективом Sleepy Sleepers, который вскоре после выхода фильма также сменил название на Leningrad Cowboys. Они исполняют свои версии известных рок-н-рольных хитов таких групп, как Creedence Clearwater Revival, The Beatles, Steppenwolf и Элвиса Пресли. «Ленинградские ковбои едут в Америку» был сродни «Союзу Каламари» своим абсурдным юмором. Каурисмяки даже не воспринимал фильм всерьез. Лента была снята в Соединенных Штатах и был также первым англоязычным фильмом Каурисмяки. В 1994 году Каурисмяки снял продолжение фильма и назвал его «Ленинградские ковбои встречают Моисея». «Гамлет идет в бизнес». Классическая философия, которая началась с «Преступления и наказания», продолжилась картиной «Гамлет идет в бизнес» (1987). Сюжет фильма вольно следует пьесе Уилльяма Шекспира «Гамлет»: несмотря на дословное повторение ряда диалогов, действие пьесы перенесено в современную Финляндию с неизбежным смещением ценностно-содержательных акцентов. В отношении кинематографической формы (контрастная черно-белая кинематография, переходы между сценами путем медленного затемнения экрана до полной черноты, подзаголовки разделов) фильм имеет много общего с ранними работами Джима Джармуша, включая «Более странно, чем в раю» (1984). Главную роль в фильме сыграл финский телевизионный комедийный актер Пиркка-Пекка Петелиус (род. в 1953 году). Равно как и пролетарская трилогия Каурисмяки, фильм содержит критику капиталистического общества, где все, включая семейные ценности, становится предметом купли-продажи. Ирония в том, что Гамлет вместо мстителя за поруганные семейные ценности оказывается главным разрушителем этого патриархального уклада. Полоний манипулирует дочерью Офелией, та манипулирует своим женихом Гамлетом, а тот, как выясняется в конце фильма, с циничным эгоизмом манипулирует ими всеми. Ненормальности высших классов в фильме противопоставлены идиллические отношения служанки и шофера, который, как выясняется в конце, приставлен к главному герою профсоюзами, чтобы блюсти интересы рабочего класса. Судя по заключительным кадрам, бурные страсти, разыгрывающиеся в семье Гамлета, и смена собственников мало затрагивают процесс производства и жизни простых рабочих: «Это, может быть, единственный фильм, где мне удалось достичь хэппи-энда-говорит режиссер. В других страдания главных героев продолжаются, а здесь все находят покой, за исключением собаки, служанки и шофера. Вот фильм с классовой линией, в стиле Пудовкина-от начала до конца». Еще одно его высказывание на эту тему: «Люди имеют превратное представление о счастье. У всех моих фильмов счастливые концы, и самый счастливый-в «Гамлете». В 1990-е годы имя Аки Каурисмяки начало набирать международную популярность. Осведомленность о нем и его фильмах была преимущественно распространена в Центральной Европе. Также собственное кинопроизводство Каурисмяки изменилось, став более интернациональным, отделяясь от Финляндии и финских компаний по производству кино. В 1990-х он начинает снимать свои фильмы в Соединенных Штатах, Франции и Англии. «Я нанял убийцу». Первый фильм режиссера, снятый за пределами Финляндии-с участием англоязычных актеров в Лондоне. Главную роль исполнил Жан-Пьер Лео, известный по предыдущей работе с Годаром и Трюффо. Лента участвовала в конкурсной программе Венецианского кинофестиваля, а также получила премию национальной финской киноакадемии «Юсси» за лучшую операторскую работу (Тимо Салминен). «Я нанял убийцу», сюжет которого происходит в Лондоне, главный герой работает в лондонской водопроводной компании. Его увольняют и после этого он пытается покончить жизнь самоубийством. Тем не менее, ему это не удается и он решает нанять наемного убийцу, чтобы завершить работу. Однако до того, как он вносит аванс за собственное убийство, он встречает прекрасную продавщицу цветов Маргарет. Впоследствии герой больше не хочет умирать…По словам Аки Каурисмяки, в основу сценария фильма была положена идея, которую за несколько лет до этого набросал на бумаге его добрый знакомый, финский историк кино, профессор Петер фон Багх. Выбор для сценария именно этой идеи Аки объясняет «постоянным ростом спроса на медицинские услуги в сфере душевного здоровья»…В фильме видно влияние киноленты Роберта Сиодмака «Человек, который ищет своего убийцу» (1931), именно поэтому фильм Каурисмяки посчитали в Германии плагиатом. «Жизнь богемы». Фильм по мотивам романа Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы». В своих интервью кинематографист подчеркивает, что его работа основана именно на литературном произведении и ничего общего не имеет с оперой Джакомо Пуччини, который, по его словам, «разрушил всю идею книги». Как и «Преступление и наказание», режиссер пытался перенести события книги в современный Хельсинки, но, в конце концов, понял, что фильм должен быть снят в реальных местах действия-в Париже. Несмотря на интернациональный состав актеров, почерк финского режиссера узнаваем по скандинавской сдержанности. И, несмотря на то, что фильм снят в современном Париже, не показано ни одного автомобиля или Эйфелевой башни (режиссер посчитал, что это будет клише). Сюжет: Франция, 1960-70-е годы. Трое мужчин-представителей творческой богемы Парижа, считающих себя непризнанными гениями, ведут жизнь на грани нищеты. Редкие случаи, когда молодым людям удается немного разбогатеть, завершаются щедрыми, но недолгими товарищескими разгулами. Повседневность и ежедневный поиск средств к существованию скрашивают творчество и романтическая увлеченность девушками. Аки Каурисмяки высказался о своем фильме так: «Грустная комедия, которую, кстати, можно назвать мелодрамой, рассказывает об их жизни как на фоне взаимоотношений с Мими и Мюзеттой, двумя красотками из деревни, затерявшимися в пропасти большого города, так и на фоне более заурядных фигур. Ежедневное существование этой троицы-само по себе гениальное произведение. Интрига фильма настолько сложна, что, чтобы объяснить ее, понадобилось бы созвать комиссию». Берлинский международный кинофестиваль: приз ФИПРЕССИ (Аки Каурисмяки). Премия Европейской киноакадемии: Лучшая мужская роль (Матти Пеллонпяя), лучшая мужская роль второго плана (Андре Вильмс). Кроме того, в 1992 году Аки Каурисмяки был удостоен ордена Почетного легиона, в том числе и в связи с выходом фильма, который был снят в Париже, и где все диалоги были написаны на французском языке. «Береги свою косынку, Татьяна». Черно-белый фильм в жанре роуд-муви. Действие фильма происходит в Финляндии 1960-х годов. Два приятеля, Валто (Мато Валтонен) и Рейно (Матти Пеллонпяя) отправляются в поездку по Финляндии на автомобиле «Волга». По дороге они встречают двух подруг из СССР-Татьяну (Кати Оутинен) и Клавдию (Кирси Тюккюляйнен), которые едут домой. Языковой барьер несколько затрудняет общение, но самое главное-молодые люди совершенно теряются в присутствии новых знакомых. В конце концов они все четвером уплывают в Таллин…Для актера Матти Пеллонпяя это была последняя роль-он умер от сердечного приступа в 1995 году. Фильм построен по принципу двойственности, которую критик Джуди Блох считает характерной для всего творчества Аки Каурисмяки и которая, по его мнению, своими корнями уходит в двойственность Финляндии-«самой американизированной скандинавской страны, но обладающей русской душой». Двойственность первого уровня в фильме связана с лежащим на поверхности разделением главных героев фильма на мужчин и женщин-и, соответственно, с разделением на Финляндию и СССР. Двойственность второго уровня связана с различиями финнов, представителями которых в данном случае выступают Рейно и Валто. У Рейно, к тому же, наблюдается и своя внутренняя двойственность: он почти всегда молчит, но иногда его «прорывает», как в эпизоде с рассказом про Лапландию, и он говорит не переставая. Двойственность «прорывается» в конце фильма и у Валто, когда он вдруг въезжает на своей машине в стеклянную витрину бара…В 1995 году фильм стал лауреатом премии Jussi (главной кинематографической премии Финляндии) в двух номинациях-«лучший фильм» и «операторская работа» (Тимо Салминен). «Юха». Черно-белый немой фильм по одноименному роману Юхани Ахо (1911) «История маргиналов в маргинальной стране». Премьера фильма состоялась в феврале 1999 года на 49-й Берлинском международном кинофестивале, показ картины сопровождался оркестром. Аки Каурисмяки начал снимать «Юху» в середине 1990-х годов как звуковой фильм, однако вскоре прекратил съемки. Сельскую идиллию совместной жизни хромоногого фермера Юхи (Сакари Куосманен) и сироты Марьи (Кати Оутинен) разрушает вторжение городского соблазнителя Шемейкки (Андре Вильм), который уводит Марью в город и пытается принудить к занятию проституцией. Марья беременна, а Юха отправляется отомстить. По мнению кинокритика Андрея Плахова, этот немой фильм является логическим завершением развития минималистской эстетики режиссера: с каждым фильмом диалоги в них все в большей степени редуцировались, становясь «почти невесомыми». Финская трилогия. «Вдаль уплывают облака». Фильм 1996 года. В основе сюжета лежит судьба персонала ресторана «Дубровник», которые сначала оказываются без работы, а потом решают возродить свое предприятие. Синопсис фильма, который был написан самим Каурисмяки, содержал всего три предложения: «Этот фильм рассказывает о старомодных людях в этом современном мире. В нем есть главные герои и герои второго плана. Некоторые из них слегка комичны». Фильм посвящен памяти любимого актера Аки Каурисмяки-Матти Пеллонпяя-который скончался в возрасте 44 лет в июле 1995 года, за две недели до начала съемок. Первоначально картина задумывалась как продолжение фильма «Тени в раю» (1986), а Пеллонпяя должен был исполнить главную роль-работника ресторана Никандера, официанта либо метрдотеля. Фильм в целом задумывался как в некотором смысле соло-проект Пеллонпяя. После его внезапной смерти Каурисмяки был вынужден переписать весь сценарий. Фотография ребенка, на которую в фильме печально смотрит Илона-это детская фотография Матти. От картины «Тени в раю» в новом фильме остались имена героев Кати Оутинен (Илона) и Сакари Куосманена (Мелартин). «Вдаль уплывают облака» стал самым успешным в карьере Каурисмяки. Помимо европейских стран, картина заинтересовала несколько азиатских стран, а также США. Фильм был номинирован на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Приз картина не получила, но критики похвалили фильм. «Человек без прошлого». Вторая часть трилогии-«Человек без прошлого» (2002)-поднимает тему бездомности. Главный герой принадлежит к излюбленной Каурисмяки породе неудачников, которые приближаются к краю пропасти и заглядывают в нее, но «в последнюю минуту бросают вызов судьбе и отказываются следовать предначертанным путем трагедии, как если бы она была не более чем банановой кожурой, на которой им выпало поскользнуться». В 2002 году жюри Каннского кинофестиваля под председательством Дэвида Линча присудило фильму Гран-при, а Кати Оутинен была удостоена приза за лучшую женскую роль. Через пять лет Линч выделил эту картину в качестве фильма, который ему особо понравился в последние годы. Между тем решение каннского жюри было воспринято неоднозначно, так как финну единодушно пророчили высшую награду-«Золотую пальмовую ветвь». В 2003 году фильм был номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, однако режиссер отказался приехать в Лос-Анджелес в знак протеста против войны в Ираке. Кати Оутинен за роль в этом фильме стала лауреатом финской национальной кинопремии «Юсси» в номинации «За лучшую женскую роль» (2003). Среди других наград следует отметить приз ФИПРЕССИ «Фильм года» на кинофестивале в Сан-Себастьяне, кинопремию Северного Совета, номинацию на премию «Сезар» в категории «Лучший фильм Евросоюза», а также 7 номинаций на премию «European Film Awards». В основе саундтрека фильма лежит популярная финская музыка середины и второй половины 20 века (Анникки Тяхти, Тапио Раутаваара, Маркус Аллан) и песни забытых или малоизвестных англо-американских исполнителей. Особое место в фильме занимает музыка современной финской группы Marko Haavisto-Poutahaukat в духе мелодичного стилизованного рокабилли с типичным финским звучанием. В последних кадрах фильма в исполнении Poutahaukat и Анникки Тяхти звучит проникновенная песня о выборгском парке Монрепо, в котором встретились родители режиссера. Впервые эта песня была исполнена ею же в 1955 году. «Огни городской окраины». «Огни городской окраины» (2006)-криминальная драма. Лента была удостоена нескольких номинаций (из которых три победные) на национальные и международные кинонаграды, включая «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Картина является завершающей частью «трилогии о неудачниках», которую поклонники и критики чаще называют «финской трилогией». Первые два фильма трилогии наполнены черным юмором, присущим режиссеру. В данной картине его значительно меньше; если в финале и виден проблеск надежды, то в целом атмосфера ленты беспросветна. Предполагается, что к третьей части цикла Каурисмяки утратил веру в возможность победы в «борьбе маленького человека против системы». Обозреватель «New York Post» считает картину одной из важнейших в творчестве кинематографиста и так отзывается о стилистике ее видеоряда: «Большое количество крупных планов не улыбающихся лиц, обращенных в пустоту, минимальные диалоги, длинные статические эпизоды с персонажами, которые не делают совершенно ничего». Критики неоднократно упоминают о духовном родстве и близости персонажа Койстинена с образом маленького одинокого бродяги, созданного Чарли Чаплиным в целой серии фильмов, венчает которую лента «Огни большого города». Елена Плахова из журнала «Сеанс» считает, что фильм «Огни городской окраины»-парафраз чаплиновской картины, который, кроме того, возвращает зрителя к трагизму других фильмов финского режиссера-«Девушки со спичечной фабрики» и «Преступления и наказания». Отзывы о картине иногда полярны. «New York Post» в своей рецензии на фильм утверждает, что если кто-то не знаком с творчеством Каурисмяки, то просмотр картины сделает его искренним поклонником творчества режиссера. Негативную критику многократно публиковали профильные издания США. Одну из наиболее острых оценок картине дает еженедельник «The Village Voice», утверждая, что мелодраматический сюжет не вызывает сопереживания, игра актеров бездушна и лишена какой-либо эмоциональности. Аки Каурисмяки-«главный финский певец невозмутимого минимализма»-в очередной раз не нашел причин для отказа от лаконичности и конформизма битников, которые он совершенствует с начала 1990-х годов. Обзор мировой критики определенным образом пытается резюмировать журнал «Сеанс», который писал, что причина, по которой этот фильм «воспринят холоднее, чем прежние, в том, что режиссер отказался от многих своих фирменных хохм и примочек, которые всем так нравились и всех так развлекали. Всех, но не его самого. Горечь подавила юмор, а трезвость в прямом и переносном смысле лишила картину галлюциногенного мерцания и сюрреалистического безумия. Проверим свое впечатление через несколько лет: дистанция, которая все расставляет на свои места». «Гавр», премьера которого состоялась в 2011 году, повествует о бывшем успешном писателе Марселе Марксе. Он живет в добровольном изгнании, став чистильщиком обуви. Он случайно сталкивается с мальчиком-беженцем и пытается его спасти. События французского кино происходят в портовом городе Гавр на севере Франции. Фильм участвовал в Каннском кинофестивале в официальной программе и получил награду ФИПРЕССИ. Это был кандидат на «Оскар» для Финляндии. Фильм получил призы Юсси в шести номинациях в Финляндии. «По ту сторону надежды»-второй фильм «трилогии о портовом городе», премьера которого состоялась 3 февраля 2017 года. Фильм с участием сирийского актера Шервана Хаджи и Сакари Куосманена. Также в фильме играют Кайя Пакаринен, Кати Оутинен, Томи Корпела и Туомари Нурмио. Каурисмяки сам написал сценарий и спродюсировал фильм. Фильм был снят в начале осени 2016 года в Хельсинки, и за его распространение отвечала B-Plan Distribution. Фильм является частью программы к 100-летию Финляндии. В феврале 2017 года на 67-м Берлинском кинофестивале фильм участвовал в основном конкурсе и получил премию «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру. Титры в конце фильма вызвали спор между Каурисмяки и Маркку Пятиля, который рассматривается в суде. Маркку Пятиля должен был быть указан как постановщик и сценограф, но его имя Каурисмяки не упоминает. Однако, в своем письме в суд Каурисмяки утверждает, что он планировал все производство самостоятельно. После окончания кинофестиваля Каурисмяки заявил, что он планирует завершить свою карьеру в кино и это был его последний фильм.