Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«КОМЕДИАНТЫ-МУЗЫКАНТЫ»
(Comedian Harmonists)

Германия-Австрия, 1997, 126 мин., «Bavaria Film/Beta Film/Parathon»
Режиссер Джозеф Висмайер, сценаристы Юрген Бучнер и Клаус Рихтер
В ролях Бен Беккер, Хейно Ферч, Ульрих Нотен, Макс Тидоф, Кай Вейсингер, Мерет Беккер

Фильм рассказывает подлинную историю популярного немецкого ансамбля «Comedian Harmonists». Коллектив начал свою творческую деятельность в 1927 году в Германии и имел большой успех не только в Европе, но и в Америке. Музыкальные композиции представляют собой аранжировки народных и классических произведений, которые до сих пор узнаваемы, любимы и популярны. Из-за возрастающих националистических настроений в Германии, в 1935 году группа распалась на две части, на пике своей популярности…
Берлин. 1927 год, когда в Веймарской республике царила массовая безработица. Самоучка-аранжировщик Гарри Фроммерман задумал собрать мужской вокальный коллектив по примеру самого популярного американского квартета того времени «The Revelers» и с этой целью внимательно просматривает объявления в газетах. Гарри встречает Роберта Биберти, который будучи сыном оперного певца, обладает звучным басом, хотя и не имеет музыкального образования. К ним присоединяются еще три вокалиста: Ари Лешников, талантливый болгарский тенор, подрабатывающий в Германии как учитель пения и официант в ресторане; баритон Роман Цыцовский, родившийся в Польше и мечтавший об оперной карьере; тенор Эрих Коллин, только что сдавший экзамен в консерваторию. Пять вокалистов и пианист Эрвин Боц объединяются в секстет под названием «Melody Makers» (создатели мелодий). После первой неудачи вокалисты продолжали интенсивно репетировать, искать свой стиль и репертуар. В августе 1928 года с секстетом подписал контракт на выступления в берлинском Большом Шаушпильхаусе художественный руководитель театра, сценарист, продюсер, режиссер и актер Эрика Чарелла, который посоветовал исходное название группы заменить на новое-«Comedian Harmonists». Коллектив постепенно начал завоевывать симпатии зрителей благодаря запоминающимся мелодиям и веселым часто фривольным текстам многих песен со скрытым подтекстом: «Вероника, весна пришла», «Мой маленький зеленый кактус» и так далее. Их шлягеры приобретали широкую известность не только в Германии, но и за рубежом во время гастролей, что отражено в фильме. Секстет признали легендарной вокальной группой всех времен. Их аранжировки народных и классических произведений были широко узнаваемы, любимы и популярны. Ни сами вокалисты, ни их восторженная публика не предполагали, чем может грозить им новая власть нацистской Германии. В 1933 году коллектив дал 150 концертов, но уже в конце года внезапно было отменено выступление в городе Гера с обоснованием, что половина участников ансамбля-евреи. Летом 1934 года коллектив совершил поездку в США, где дал около 30 концертов по радио-больше всего в Радио-сити-мьюзик-холл. Выступление на авианосце «Саратога» транслировалось на кораблях Атлантики и Тихоокеанского флота. Явные шансы для успешной карьеры в Америке были, но группа все-таки решилась на возвращение в Германию. И сразу стало ясно, что давление властей не ослабевает, а усиливается. 22 февраля 1935 года каждый член музыкального коллектива получил запрет на совместную работу «арийцев» с «неарийцами». В фильме показано одно из последних выступлений накануне отъезда половины участников группы из Германии, когда, не испугавшись гнева со стороны нацистов, зрители стоя аплодировали музыкантам. По воспоминаниям Роберта Биберти, многие выходили на сцену, чтобы выразить артистам свое сочувствие, звучали даже ругательные слова в адрес нацистского режима. Прощальная песня «До свидания, мой дорогой» приобрела особенно широкую известность…
Comedian Harmonists-немецкий мужской вокальный ансамбль. Основу репертуара составляла эстрадные песни разных композиторов с текстами на немецком языке. Коллектив был основан в 1927 году, в 1928 дал первый публичный концерт, в 1935 прекратил свое существование. Ансамбль был основан в Берлине в декабре 1927 года как мужской вокальный квинтет. В него вошли: Роберт Биберти (бас), Роман Цыковский (баритон, родом из Польши), Гарри Фроммерман (тенор), Ари Лешников (тенор, этнический болгарин) и Вальтер Нуссбаум (тенор; в 1929 его заменил Эрих Коллин). В мае 1928 года в состав ансамбля вошел Эрвин Ботц-единственный его член с профессиональным музыкальным образованием. Ботц выполнял для вокалистов 5-голосые аранжировки, на репетициях и в концертах аккомпанировал им на фортепиано. Первое берлинское выступление ансамбля под названием «Melody Makers» в июне 1928 года было неудачным. В том же году шефство над коллективом взял популярный продюсер, «король варьете» Эрик Шарель. Он придумал новый бренд на английском языке («Comedian Harmonists»), выбрал в Берлине престижную площадку, подготовил публику и, наконец, организовал новый концерт 28 сентября того же года. На этот раз концерт прошел успешно, с него и началась триумфальная, хотя и короткая, карьера коллектива в Германии. Поскольку три участника ансамбля (Коллин, Фроммерман и Цыковский) были евреями, в 1934 году их публичные выступления в Германии были запрещены. Коллективу приходилось зарабатывать за рубежом. Последняя пластинка ансамбля вышла весной 1935 года, после чего певцы-евреи уехали в США, а немцы остались в Германии. И те и другие пытались организовать собственные ансамбли (в США под брендом Comedy Harmonists, в Германии-под брендом Meistersextett), однако, коммерческого успеха не имели. Между 1928 и 1935 годами группа выпустила не менее 150 песен. Исполняла песни для популярных музыкальных фильмов, включая «Трое с бензоколонки» (1930). Ансамбль изначально ориентировался на американские прототипы, такие как вокальный квартет The Revelers. Репертуар составляли эстрадные песни в популярных жанрах (например, фокстрот «Veronika, der Lenz ist da», румба «Der Onkel Bumba aus Kalumba tanzt nur Rumba»), написанные разными композиторами и поэтами, контрафактуры популярных иностранных песен (например, американской «Happy days are here again»), обработки классических шлягеров (вальс «На прекрасном голубом Дунае» И. Штраусса, «Венгерский танец №5» И. Брамса), квази-народные песни («Wenn die Sonja russisch tanzt», «Mein kleiner gruner Kaktus»), песни из популярных кинофильмов. Тексты песен (в том числе, заимствованных из-за границы) были как правило немецкими. Вокальные аранжировки песен выполнял член ансамбля, пианист Эрвин Ботц. Фактура аранжировок простейшая, моноритмическая (один слог текста на один звук), виртуозные мелизматические пассажи практически не встречаются. Отличалась развязными текстами и мастерскими веселыми аранжировками. Большинство текстов их песен были неприличными, хотя это не всегда было сразу очевидно слушателям. Так, в их знаменитой песне «Вероника, весна пришла», обыгрывая святость леса в римской мифологии, они пели, что «аспарагус растет» и что молодежи нужно отправиться за счастьем и свободой в лес.