Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК»
(Cyrano de Bergerac)

США, 1950, 113 мин., ч/б, «Stanley Kramer Productions»
Режиссер Майкл Гордон, сценаристы Эдмонд Ростанд и Брайан Хукер
В ролях Мала Пауэрс, Хосе Феррер, Уилльям Принс, Елена Вердуго, Моррис Карновски, Ллойд Корриган

Франция. 1640 год. Знаменитый поэт-блестящий гвардейский офицер Сирано де Бержерак влюблен в свою кузину Роксану, о чем она даже не подозревает. Но, насколько непревзойденный фехтовальщик храбр на поле битвы и в многочисленных дуэлях, настолько же робок в любви. Из-за своего непомерно длинного и нелепого носа, он совершенно уверен, что Роксана отвергнет его ухаживания. Она же влюбляется в красавца Кристиана, который также безумно влюблен в Роксану. Не обладая красноречием Сирано, влюбленный просит поэта писать ей пылкие любовные послания и прекрасные стихи…
Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак (1619-1655)-французский драматург, философ, поэт и писатель, один из предшественников научной фантастики, гвардеец. Прототип героя пьесы Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Сирано родился 6 марта 1619 года в Париже. Посещал коллеж Бове, потом вместе с Мольером-учебные занятия философа Гассенди. В 1639 году добавил к своей изначальной фамилии «де Бержерак» (название родового имения Сирано). Поступив на военную службу, участвовал в составе королевской гвардии в осаде Музона (1639) и в осаде Арраса (1640), под которым был ранен и, хотя излечился, но 15 лет спустя умер именно от последствий этого ранения. В 1645 году из-за проблем со здоровьем оставил военную службу. Есть версия, что поэт страдал сифилисом. В 1646 году состоялась театральная премьера его пьесы «Проученный педант». Скончался 28 июля 1655 году в Саннуа. Трагедия «Смерть Агриппины» (1653) вызвала обвинения в атеизме, в результате чего покровитель Сирано, герцог д’Арпажон, прекратил отношения с ним. «Проученный педант» (1654)-одна из первых прозаических комедий на французском языке-получил отрицательные отзывы критиков. Между тем она представляет интерес: используя сюжетную схему комедии дель-арте, Сирано уделяет основное внимание речевой характеристике персонажей (в частности, впервые на французской сцене приводит образец диалектальной речи). Два эпизода «Проученного педанта» были заимствованы Мольером в его «Проделках Скапена». В годы Фронды Сирано написал семь «Мазаринад» (1649), представляющих собой резкие памфлеты, где финансовой политике кардинала Мазарини противопоставлены идеи эгалитаризма. В дальнейшем, однако, Сирано изменил точку зрения и в «Письме против фрондеров» (1651) выступил как апологет абсолютизма. Кроме того, Сирано де Бержерак-автор «Сатирических писем» (1654), адресованных реальным лицам, в том числе Скаррону. Наиболее знаменитое сочинение Сирано де Бержерака-опубликованная посмертно романная дилогия под общим названием «Иной свет»: «Иной свет, или государства и империи Луны» (1650) и «Иной свет, или государства и империи Солнца» (1662), где Сирано описывает от первого лица воображаемое путешествие на Луну и Солнце и жизненный уклад тамошних аборигенов. Издатель существенно обеднил оригинальный текст писателя-лишь в XX веке он был восстановлен по обнаруженной рукописи. «Иной свет»-прежде всего философское произведение. Повествуя о жизни на Луне, писатель раскрывает свою концепцию Вселенной и человека. Он смеется над системой Птолемея, отрицает бессмертие души и издевается над верой в чудеса. В романе ощущается влияние идеологии либертинажа и прослеживаются идеи гностицизма, алхимии, теософии, натурфилософии и средневековых мистиков. Сирано де Бержерак опирался на традицию Лукиана, Рабле, утопии Томаса Мора и Кампанеллы (последний выведен в качестве одного из персонажей «Государств и империи Солнца»). Непосредственным предшественником Сирано в описании путешествий на Луну считается англичанин Фрэнсис Годвин, автор романа «Человек на Луне» (1638); главный герой Годвина, Доминик Гонсалес, вновь появляется на страницах «Государств и империи Луны». Свифт в «Путешествиях Гулливера» и Вольтер в «Микромегасе» также многим обязаны дилогии Сирано. По мнению Ш. Нодье, который указывал также о влиянии Сирано на Фонтенеля в его «Разговорах о множестве миров» и писал про критику Вольтером его предшественника: «Микромегас» написан гораздо лучше, чем «Путешествие на Луну»; одно лишь скверно: сочинитель его не блещет ни ученостью Сирано, ни его самобытностью». Наибольшую известность Бержерак получил как персонаж пьесы Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Имя Сирано стало нарицательным для обозначения человека с огромным носом, а также истинного гасконца-поэта и дуэлянта. Вокруг Сирано де Бержерака бытует легенда, что, будучи отчаянным дуэлянтом, он так ни разу не был побежден; существует также миф, что он однажды выиграл бой с сотней противников, что также получило свое отражение в пьесе Ростана. Является главным героем книги Луи Галле «Капитан Сатана, или Приключения Сирано де Бержерака». Сирано де Бержерак послужил прототипом Сен-Савена-персонажа романа «Остров Накануне» Умберто Эко. Многие изречения Сен-Савьена были заимствованы из произведений писателя. Сирано-один из главных героев серии книг Филипа Фармера «Мир Реки» (наряду с другими известными историческими персонажами) Также Сирано является одним из основных действующих лиц научно-фантастического романа-трилогии Александра Казанцева «Клокочущая пустота». Безымянный фехтовальщик, появляющийся в XV главе научно-фантастического романа Роберта Хайнлайна «Дорога славы» (1963), очень напоминает Сирано де Бержерака.