Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ДАЛЕКИЙ ПУТЬ»
(Daleka cesta)

Чехословакия, 1950, 98 мин., ч/б, «Ceskoslovensky Statni Film»
Режиссер Альфред Радок
В ролях Бланка Валеска, Зденка Балдова, Отомар Крейца, Виктор Осачек, Эдуард Кохут, Йозеф Хвалина

В фильме рассказывается о Хане, еврейском глазном враче, которая влюбляется и выходит замуж за не еврея по имени Тоник. Их простая история любви превращается в кошмар, когда правительство начинает систематизированное истребление евреев. Семья Ханы переносится в Терезиенштадт, и романтика превращается в борьбу за выживание…
Режиссер никогда не показывает кровь и не стреляет из пистолета в своей истории, но исторические кадры, которые он интегрирует в фильм, создают ощущение ужаса. Кадры кинохроники и отрывки из фильма Лени Рифеншталь «Триумф воли» показывают, как Адольф Гитлер, Йозеф Геббельс и другие нацистские лидеры читают речи, в то время как куча мертвых обнаженных тел на территории концлагеря усиливает атмосферу Холокоста. В то время как исторические кадры военного времени демонстрируются, предыдущая сцена художественного фильма сжата до нижнего правого угла экрана, эффект «картинка в картинке», сравнивающий более широкий глобальный конфликт с более непосредственным воздействием на центральную часть истории. В фильме разыгрывается медленное распространение антисемитизма, которое привело к депортации и убийству евреев. Например, в 1941 году евреям больше не разрешалось ходить в театр в Праге. Одетая в потрясающие наряды, счастливая пара уже собирается уходить в театр, когда они получают дурные вести от удрученного отца Ханы. Таким образом, Радок преподносит своей аудитории историю войны через личное и легко усваиваемое повествование. Фильм полон символической кинематографии. Например, когда второстепенный персонаж, профессор Рейтер, совершает самоубийство, странные ракурсы камеры показывают старика, сидящего в своей квартире, его открытое окно, мощеную улицу далеко внизу и остановившиеся стрелки на часах. Когда с улицы доносятся пронзительные крики, а квартира пуста, зрителям приходится догадываться об ужасной правде. В свое время фильм посмотрело очень мало людей в Чехословакии, потому что он подвергся цензуре коммунистического правительства, поддерживаемого Сталиным. Режиссер Альфред Радок провел два года в исправительно-трудовом лагере Клеттендорф (ныне Австрия). Он бежал в 1945 году, когда союзники бомбили это место с воздуха.