Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ТЕМНАЯ ЗВЕЗДА»
(Dark Star)

США, 1974, 83 мин., «University Of Southern California»
Режиссер, продюсер, сценарист и композитор Джон Карпентер, сценарист, художник, монтажер и спецэффекты Дэн О’Бэннон
В ролях Дэн О’Бэннон, Брайан Населл, Кал Канихолм, Джо Сандерс, Маилс Уоткинс

2250 год. На борту космического корабля находятся четыре астронавта-Дулиттл, Толби, Бойлер и Пинбек. Они занимаются бомбардировкой нестабильных планет для будущей колонизации этого района космического пространства. Корабль все чаще и чаще подвергается поломкам в управлении. Скука, изолированность, ностальгия по Земле, чувство бесполезности их миссии мало-помалу разрушают моральный климат экипажа. Дулиттл, который заменил на посту командира экспедиции Пауэлла после его смерти, постоянно вспоминает о серфинге. После прохождения корабля через астероидную бурю, оказывается серьезно поврежден оптический генератор связи. Эту поломку трудно исправить. На борту корабля также находится совершенный компьютер по имени Бомба-20. Механизм, наделенный способностью говорить. Он приказывает членам экипажа возвратиться в свои каюты. В это время Пинбек собирается кормить инопланетянина, подобранного на одной из соседних планет. Тот представляет собой крайне забавное существо в форме большого шара на двух коротеньких лапках, которое любит играть в кошки-мышки с Пинбеком. Инопланетянин прячется под полом лифта. Пинбек лезет за ним и едва не сваливается в шахту. В конце концов, Пинбек настигает существо, стреляя в него пулями-шариками с анестезирующим средством. Бомба-20 еще раз подает сигнал, но на него снова никто из космонавтов не откликается. В это время Дулиттл без ведома своих товарищей пытается самостоятельно локализовать поломку оптического генератора, но попадает в поле его излучения. Бомба-20 заявляет, что собирается взорваться, одновременно разрушив корабль. В полной растерянности Дулиттл просит совета у командира корабля Пауэлла, хранящегося в криогенном контейнере. С большим трудом тому удается открыть рот и заявить, что нужно поговорить с Бомбой. Толби выходит в открытый космос и пытается физическим способом ликвидировать опасность, исходящую от Бомбы-20. В это время Дулиттл заводит с ней долгий философский разговор. Он пытается убедить Бомбу, что ее осознание действительности, питаемое простым электричеством, объективно равно нулю. Сбитая с толку Бомба-20 говорит, что ей нужно подумать и возвращается в свой отсек. Космонавты испускают вздох облегчения. Но когда Дулиттл возвращается на командный пульт корабля, то видит, как Толби уносит в открытый космос в эвакуационной камере. Дулиттл пытается его спасти. Бомба-20 все-таки решает взорваться и уничтожает корабль. Толби удаляется все дальше и дальше от корабля, направляясь к астероиду Фениксу, который он всегда мечтал посмотреть вблизи. Дулиттл, зацепившийся за обломок корабля, больше похожий на доску для серфинга, направляется к Земле, но при контакте с земной атмосферой он неизбежно сгорит и превратится в падающую звезду…
Джон Карпентер является талантливым последователем Ховарда Хоукса (он сделал удачный ремейк его фильма «Нечто из другого мира», 1951). Он всегда интересовался фантастикой. «Темная звезда»-его первый фильм, который он начал снимать в киношколе университета Южной Калифорнии. Позднее съемки были продолжены и затянулись на три с половиной года. Бюджет картины не превысил 60 тысяч долларов. В этом фильме можно увидеть пародию на знаменитую картину «Космическая одиссея 2001 года» (1968) Стэнли Кубрика, но сам Карпентер заявлял, что это скорее дань почтения научной фантастике пятидесятых, которой он увлекался и восхищался. На самом деле фильм оригинальный. Фильм с юмором описывает монотонность жизни в бескрайнем космосе, трудности в общении, которые возникают между космонавтами, запустение и опустошение, которое висит над ними. А эпизоды поиска инопланетянина напоминают комичную бестолковость «Чужого» (1979). Вклад в картину Дэна О’Беннона был определяющим. Он аккумулировал на себе функции сценариста, декоратора-постановщика спецэффектов, актера и монтажера. Очевидно, что гвоздь «Темной звезды»-это философский разговор между Бомбой-20 и космонавтом. Интеллектуальный юмор этого эпизода является уникальным в этом жанре. Несмотря на очень ограниченные финансовые возможности, «Темная звезда» изобретательно поддерживает тон необычности происходящего, раскрывая в сценах «action» большую драматическую эффективность. Самая сильная сторона фильма-его юмор, который достиг своего пика в полицейском фильме Джона Карпентера «Нападение на полицейский участок 13» (1976), свободной вариации на тему «Рио Браво» (1959, режиссер Ховард Хоукс). Аналогичный юмор также можно увидеть в фильме Дэна О’Беннона «Возвращение живых мертвецов» (1984). Конец фильма навеян рассказом Рэя Бредбери «Калейдоскоп». Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучшие спецэффекты. Спецэффекты сделал Рон Кобб («Звездные войны», 1977; «Искатели затерянного ковчега», 1981; «Конан-варвар», 1982; «Последний звездный воин», 1984; «Назад в будущее», 1985; «Чужие», 1986; «Левиафан», 1989; «Полное восстановление памяти», 1990; «Правдивая ложь», 1994; «Шестой день», 2000), а помощником художника был Томми Ли Уоллас. Визуальными эффектами занимался ставший впоследствии известным Гарри Уолтон («Молодой Шерлок Холмс», 1985; «Утенок Говард», 1986; «Золотой ребенок», 1986; «Внутреннее пространство», 1987; «Робот-полицейский», 1987; «Индиана Джонс и последний крестовый поход», 1989; «Бездна», 1989; «Воспоминания человека-невидимки», 1992; «Невидимка», 2000).