Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«КАБИНЕТ ДОКТОРА КАЛИГАРИ»
(Das Kabinett Des Doktor Caligari)

Германия, 1919, 78 мин., ч/б, немой, «Decla-Bioscop»
Режиссер Роберт Вине, сценарист Фриц Ланг, композитор Джузеппе Бечче
В ролях Вернер Краусс, Конрад Вейдт, Лил Даговер, Фридрих Феер

В палате психиатрической лечебницы разговаривают двое больных. Франсис рассказывает своему собеседнику эпизоды из своей жизни. Как-то в родном городе он вместе с другом Аланом отправился на ярмарку. Там доктор Калигари показывает лунатика по имени Чезаре. Доктор Калигари расхваливает ротозеям и зевакам своего Чезаре. Хотя ему уже 23 года, он спит с момента своего рождения. Доктор утверждает, что тот может ответить на все вопросы, касающиеся прошлого и будущего. Алан задает вопрос: «Сколько мне осталось жить?». Чезаре отвечает: «Только до рассвета». Тем временем в городе погибает чиновник от удара чем-то острым. Алан и Франсис любят одну и ту же девушку. Они решают предоставить право выбора ей самой, обещая при любом исходе не прекращать своей дружбы. Этим же вечером на Алана кто-то нападает и убивает острым предметом. Франсис узнает о смерти своего друга и моментально вспоминает о предсказании Чезаре. Он рассказывает об этом своей девушке и просит ее отца, медика, чтобы тот обследовал лунатика. Тем временем полиция арестовывает молодого человека с кинжалом в руках, который пытался убить пожилую женщину. Франсис и медик отправляются к доктору Калигари и просят, чтобы тот разбудил Чезаре. Но вскоре они читают в газете сообщение, что таинственный убийца уже арестован. Обвиняемый утверждает, что он не совершал два первых убийства. Девушка Франсиса, не дождавшись новостей от отца, отправляется в шатер доктора Калигари, где тот демонстрирует ей Чезаре. Испугавшись, она убегает. После похорон Алана, Франсис ходит вокруг шатра доктора Калигари и смотрит, как Чезаре спит в гробу. Однажды ночью Чезаре проникает в комнату девушки и похищает ее. Он убегает с ней по крышам высоких домов. Преследуемый, Чезаре бросает девушку, а сам скрывается. Франсис и ее отец приносят девушку в постель. Она обвиняет в своем похищении Чезаре. В растерянности Франсис говорит, что Чезаре постоянно спит, поэтому не мог этого сделать. Тем временем полиция обнаруживает, что в гробу спящего Чезаре находится обыкновенный манекен. Франсис преследует доктора Калигари до ворот психиатрической лечебницы. Там он спрашивает у персонала, есть ли у них больной по имени Калигари. Медсестра отводит его к главному врачу лечебницы: им оказывается доктор Калигари. Франсис в испуге убегает. Ночью Франсис вместе со своими друзьями проникает в кабинет доктора Калигари. Там он обнаруживает книгу о лунатизме, датированную 1726 годом. Из нее Франсис узнает о таинственном докторе Калигари, который заставлял совершать убийства загипнотизированного лунатика. Франсис обнаруживает дневник главного врача, в котором тот описывает опыты над одним из пациентов лечебницы. Он понимает, что главный врач лечебницы стал одержим доктором Калигари. Франсис видит на стенах надписи: «Я должен стать Калигари!». Чезаре обнаруживают спящим в шатре. Он ведет Франсиса к главному врачу психиатрической лечебницы. Франсис требует у доктора Калигари снять маску. Главный врач пребывает в шоке. Он приказывает надеть на Франсиса смирительную рубашку и отвести в палату. Этими словами Франсис заканчивает свой рассказ. Среди других пациентов лечебницы Франсис видит свою любимую девушку и Чезаре. Франсис предлагает ей выйти за него замуж. Он говорит ей, что безумен не он, а доктор Калигари. На него снова одевают смирительную рубашку. Главный врач психиатрической лечебницы стоит у изголовья постели Франсиса и говорит: «Я прочитал о Калигари. Наконец я понял причину вашего безумия. Теперь я знаю путь к исцелению!»…
Знаменательная дата в истории мирового кинематографа: появление экспрессионизма. Картина предложила эстетические новшества: стильный грим, декорации из красочных полотен, преднамеренные ошибки перспективы. Реальность постоянно деформированная, климат фантастический, образы близки к галлюцинациям. Эта кошмарная история безумия предвосхищает авторитарное появление Гитлера. Во всяком случае, она символизирует идейный разброд и беспорядок, царившие в Веймарской республике. Поражение в Первой мировой войне, подавление революции 1918 года, подорванная промышленность, инфляция, безработица, голод создали в стране упадочную, мрачную атмосферу. Интеллигенция искала выход в мистике и фантазиях, стремилась отвлечься, уйти от унылой действительности. Выражением этих настроений в искусстве явился экспрессионизм-очень сложное направление, выражающее крайне субъективное отношение художников к жизни. Ярчайшим проявлением экспрессионизма в кино явился этот фильм. Тревожная, болезненная атмосфера создавалась благодаря деформированным, скошенным, надломленным декорациям, причудливому, контрастному освещению и нервной, условной игре актеров. Вернер Краусс был облачен в черный плащ и высокий цилиндр, поражал резкими морщинами на лице, блуждающим, странным взглядом. Конрад Вейдт-высокий, худой, с огромными, обведенными черными глазами, двигался как марионетка. Все это производит сильное, но тягостное, гнетущее впечатление. Первая картина, серьезно занявшаяся психоанализом и содержащая целый набор приемов, ставших впоследствии стандартными для фильмов ужасов: безумный доктор, зомби, лунатик. Картина оказала большое влияние на развитие кинематографа и становление многих режиссеров. Наряду с картинами «Метрополис» (1927), «Носферату-симфония ужаса» (1922) и «Голем» (1921)-это лучшая фантастическая лента начала прошлого века. Это первый фильм, который ввел в кинематограф фигуру безумного ученого. Конрад Вейдт впоследствии перебрался в Голливуд, где продолжал играть злодеев, в частности майора Страссера из знаменитого фильма «Касабланка» (1942). Продюсер Эрик Поммер хотел, чтобы режиссерское кресло занял Фриц Ланг, который вначале заинтересовался фильмом, но потом ушел в другой проект. Первая и последняя сцены фильма с сумасшедшим рассказчиком были добавлены после сильного давления со стороны политиков и властей. Декорации были сделаны как в театре полностью из картона, на котором были нарисованы впечатляющие тени. Сценарист фильма Ганс Яновитц в действительности подвергся мучениям и издевательствам со стороны военных психиатров во время Первой мировой войны. Сценарист Ганс Яновитц написал главную женскую роль для своей подруги Гильды Лангер, актрисы Берлинского театра, но роль ушла Лил Даговер. Фильм считается по-настоящему первым фильмом ужасов в истории кинематографа. За неделю до премьеры фильма в Берлине появились большие афиши с текстом «Вы должны стать Калигари!», которые абсолютно не разъясняли, что рекламируется фильм. Яновитц рассказывал, что идея фильма пришла к нему в голову, когда он однажды забрел на карнавал и увидел мужчину, одетого во все черное, сновавшего туда-сюда со странным видом. На следующий фильм он услышал, что на карнавале была убита девушка. Яновитц пошел на ее похороны и снова заметил того же мужчину. У Яновитца не было доказательств, что именно тот мужчина был убийцей, но идея сценария у него возникла. Когда премьера картины состоялась в апреле 1921 года в Нью-Йорке, некоторые зрители стали возмущаться и требовать вернуть им деньги назад. Через некоторое время Роберт Вине в мрачных, изломанных декорациях поставил картину «Преступление и наказание» по Достоевскому. Интересный ремейк был снят режиссером Роджером Кеем в 1962 году по сценарию Роберта Блоха. Бюджет фильма составил 20 тысяч немецких марок.
«Кабинет доктора Калигари»-главный фильм жанра эксцентричного и фантастического кино, которое переживало расцвет в Германии в 1920-х гг. Он положил начало экспрессионистскому направлению в немецком киноискусстве. Кинематограф в первые два десятилетия после своего появления развивался преимущественно в стиле «окно в мир», основанного братьями Люмьер, с вымышленными или документальными историями, эмоциональными и волнующими, заставляющими зрителей забыть, что они смотрят кино. Однако этот фильм снят в манере Жоржа Мельеса. В нем присутствуют стилизованные, магические и театральные эффекты, которые представляют реальность в утрированном или карикатурном виде. Представители властей сидят на нелепых высоких табуретах, на стенах и лицах нарисованы тени, все предметы имеют зубчатые контуры, пейзажи очевидно искусственны, игра актеров носит истеричный характер. По замыслу сценаристов Карла Майера и Ганса Яновица, действие фильма должно было развиваться в замкнутом мире, и режиссер Роберт Вине и художники Герман Варм, Вальтер Рериг и Вальтер Райман придают каждой сцене необычный вид. Фриц Ланг, который в начале съемок был режиссером, считал, что «Калигари» без «пояснений» будет сложен для зрителей. Ланг придумал фоновую историю, герой которой Франц рассказывает предание о зловещем гипнотизере, докторе Калигари, его рабе-сомнамбулисте Цезаре, похожем на зомби, и целой серии убийств, совершенных в старинном городке Хольстенвалль. В заключение выясняется, что он-пациент сумасшедшего дома, сочинивший историю в духе «Волшебника страны Оз» с персонажами, взятыми из его окружения. Доктор Калигари, который в главной истории является директором сумасшедшего дома, оказывается вполне благородным человеком, готовым помочь герою. Однако сумасшедший дом в фоновой истории соответствует такому же «нереальному» дому в основной истории героя, что делает весь фильм, а не только историю Франца, так или иначе ирреальным. В действительности этот фильм, в конце которого обнаруживается, что экспрессионистские видения принадлежат безумцу, мог даже понравиться консерваторам, которые считали все модернистское искусство безумным. Вине не был таким новатором, как большинство его коллег. Он редко использовал кинематографические приемы, за исключением «ретроспективы-внутри-ретроспективы», когда герой Краусса сходит с ума из-за приказа стать Калигари. Фильм всецело основан на приемах сценического искусства: камера закреплена в центре сцены, показывая все предметы и снимая каждое движение или реакцию актеров (особенно Вейдта). Участие Ланга придало этому фильму двойственный характер: с одной стороны, это высокохудожественное кино, снятое для элитарной публики, которая оценила его новаторство, но с другой-это типичный фильм ужасов-с необычной обстановкой, злым и сумасшедшим ученым-гипнотизером, монстрами, похищающими героиню. Именно здесь появились эпизоды, темы, характеры и чувства, ставшие основой для последующих фильмов подобного жанра-«Дракулы» Тода Браунинга и «Франкенштейна» Джеймса Уэйла (оба 1931).