Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ»
(The Day After)

США, 1983, 127 мин., «ABC Circle Films»
Режиссер Николас Мейер, сценарист Эдвард Хьюм
В ролях Джейсон Робардс, Джобет Уилльямс, Эми Медиган, Стив Гуттенберг, Джон Литгоу, Джон Каллум

Человечество оказалось на пороге ядерной войны-и она свершилась. Все произошло очень быстро, гораздо быстрее, чем ожидалось. Фильм рассказывает о судьбах людей и цивилизации до и после роковых минут…
Хронология приведших к войне событий показана зрителю в виде отрывков из теле и радиопередач. Советский Союз под предлогом учений приводит в боевую готовность войска в Восточной Германии, с целью заставить Соединенные Штаты (а также Великобританию и Францию) покинуть Западный Берлин. Когда США не поддаются нажиму, советские танковые дивизии выдвигаются к границе между Западной и Восточной Германией. Вечером в пятницу 15 сентября выпуски новостей сообщают, что в армии ГДР начался мятеж, охвативший несколько дивизий. В ответ СССР блокирует Западный Берлин. Конфронтация нарастает, и США предъявляют ультиматум: Советский Союз должен снять блокаду до шести часов утра следующего дня, или его действия будут расценены как объявление войны. СССР отказывается, и Вооруженные силы США во всем мире приказом президента переводятся на предпоследний уровень боеготовности (DEFCON-2). В субботу 16 сентября войска НАТО захватывают КПП Хельмштедт-Мариенборн и вторгаются в ГДР с целью деблокировать Берлин. Советские военные удерживают мариенборнский коридор и наносят тяжелые потери натовским войскам. Два советских МИГ-25 вторгаются в Западную Германию и бомбят склады боеприпасов, разрушив при этом школу и больницу. Радио сообщает, что в Москве объявлена эвакуация. Крупные города США также начинают массовую эвакуацию. По неподтвержденным данным, по Висбадену и Франкфурту нанесены ядерные удары. В Персидском заливе происходит морское сражение, сообщается о потопленных кораблях с обеих сторон. Советская Армия контратакует и подступает к Рейну. Чтобы не допустить вторжения советских войск во Францию, которое грозит потерей всей Западной Европы, НАТО применяет по советским войскам три тактических атмосферных ядерных заряда, останавливая их наступление. В ответ СССР наносит ядерный удар по штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Стратегическое командование ВВС США поднимает бомбардировщики B-52. Советские ВВС уничтожают станцию системы предупреждения о ракетном нападении на базе Королевских ВВС Великобритании в городе Файлингдейлс, Англия, и базу ВВС США в городе Бил, Калифорния. Тем временем на борт самолета Boeing EC-135 (воздушный командный пункт ВВС США) поступает приказ президента нанести массированный ядерный удар по СССР. Почти одновременно приходит сообщение о начале массированного советского ядерного удара, согласно которому «32 боеголовки следуют к 10 целям» на территории США, а другой офицер получает сообщение о запуске более трехсот советских МБР. В фильме намеренно не уточняется, кто первым нанес ядерный удар-Советский Союз или Соединенные Штаты. Однако, в одном из эпизодов есть диалог между двумя героями: «Так кто же первым начал войну?-Не знаю, но если бы это были Советы, правительство наверняка сообщило бы нам». Советский ядерный удар достигает центральной части США в 15:38, когда происходит высотный атмосферный взрыв большой мощности над Канзас-сити, штат Миссури. Это событие показано с точки зрения местных жителей. Возникший в результате электромагнитный импульс отключает систему энергоснабжения и электронные приборы. Тридцать секунд спустя, боеголовки накрывают военные и гражданские цели. Серией наземных ядерных взрывов полностью уничтожены Канзас-Сити, Седалия и Эльдорадо Спринг с окрестностями. Хотя подробности в фильме не показаны, подразумевается, что города Америки, военные базы и промышленные центры сильно пострадали либо полностью уничтожены. В результате атаки центральная часть США представляет собой почерневшую пустыню из сожженных городов, население которых пострадало от ожогов, радиации и взрывной волны. Американский президент выступает по радио с объявлением о перемирии между США и Советским Союзом (который как подразумевается тоже сильно пострадал) и заверяет, что США никогда не капитулируют. Повествование ведется параллельно от лица нескольких жителей городов Лоуренс, штат Канзас, и Канзас-сити, штат Миссури, описывая с их точки зрения события до, во время и после атомной атаки. Доктор Рассел Оукс живет в Канзас-Сити в богатом районе Бруксайд со своей женой и работает в больнице в пригороде. По пути на занятия по гематологии, которые он проводит в больнице Канзасского университета, расположенной в соседнем городе Лоуренс, его радиоприемник принимает сообщение системы экстренного оповещения. Съехав с переполненного шоссе, он хочет связаться со своей женой, но к телефонной будке уже выстроилась длинная очередь. Оукс пытается вернуться обратно; он единственный, кто едет на восток в сторону города. Атомная атака началась, звучат сирены воздушной тревоги. Канзас-Сити охватывает паника. Автомобиль Оукса выведен из строя электромагнитным импульсом от первого мощного атмосферного взрыва, как и все транспортные средства и электроприборы. Оукс находится примерно в 50 километрах от Канзас-сити, когда на город падают боеголовки. Его семья, коллеги и почти все население погибает. Оукс пешком проходит 15 км до Лоуренса, также сильно разрушенного ядерными взрывами, и в университетской больнице помогает раненым вместе с доктором Сэмом Хачия и медсестрой Бауэр. В Канзасском университете профессор Джо Хаксли и его студенты используют счетчик Гейгера, чтобы следить за уровнем радиоактивного заражения в Канзас-сити. Они собирают из подручных деталей радиостанцию, чтобы поддерживать контакт с доктором Оуксом в больнице, а также с любыми выжившими за пределами города. Билли МакКой, рядовой ВВС США, служит на авиабазе «Уайтмен» около Канзас-сити. Его вызывают на службу после получения приказа о переходе на уровень боеготовности DEFCON-2. Он работает техником, обслуживающим шахты ракет «Минитмэн», и одним из первых наблюдает запуск ракет, что говорит о начале полномасштабной ядерной войны. Становится ясно, что неизбежен советский контрудар, и солдаты паникуют. Хотя некоторые упрямо настаивают, что необходимо оставаться на своем посту в ракетной шахте, МакКой и другие возражают, что это бесполезно, так как шахта не может выдержать прямое попадание, и они уже выполнили свой долг. МакКой берет грузовик и несется по шоссе в Седалию, чтобы забрать жену и ребенка, но в результате ЭМИ от первого атмосферного взрыва грузовик выведен из строя и останавливается. Поняв, что случилось, МакКой покидает грузовик и прячется внутри контейнера перевернувшегося седельного тягача, едва избежав гибели от атомного взрыва. После окончания атаки он идет к ближайшему городу и находит оставленный магазин, взяв там конфеты и другие припасы, в то время как вдали слышна перестрелка. Стоя в очереди за водой к водокачке, МакКой знакомится с немым и делится с ним припасами. Он спрашивает у мужчины, бредущего по дороге с ранеными, что случилось с Седалией, и тот говорит, что Седалии и Виндзора больше не существует. У МакКоя и его попутчика начинают проявляться симптомы лучевой болезни, и они уходят из временного лагеря в больницу в Лоуренсе, где МакКой вскоре умирает. Фермер Джим Далберг и его семья живут в сельском городке Харрисонвиль, Миссури, в 55 км от Канзас-сити и поблизости от ракетных шахт. Семья готовится к свадьбе старшей дочери Дениз с Брюсом Гэллатином, студентом последнего курса Университета Канзаса, когда Джим узнает о неминуемой атаке и готовит на скорую руку радиационное убежище в подвале своего дома. Когда начинается запуск первых ракет, он силой уводит свою жену Ив вниз в подвал, так как она не в состоянии осознать реальность разворачивающейся трагедии и продолжает свадебные приготовления. Забегая в убежище, их сын Дэнни случайно смотрит прямо на атомный взрыв и слепнет от вспышки. Студент Канзасского университета Стивен Клайн добирается автостопом домой в Джоплин, Миссури. Он натыкается на ферму Далбергов и упрашивает впустить его в убежище. После нескольких дней в подвале, Дениз выбирается наружу, в отчаянии от произошедших событий и от неизвестности о судьбе Брюса (который погиб в результате атаки, о чем она не знает). Она бежит по полю, усеянному трупами животных, видит синее небо и решает, что худшее позади. Клайн следует за ней, пытаясь предупредить о последствиях радиационного заражения-которое невозможно увидеть, почувствовать или попробовать на вкус, но которое убивает ее клетки изнутри-но Дениз игнорирует его предупреждения. Клайн возвращает ее назад в убежище, после того как она забирается в дом, чтобы забрать свое свадебное платье. Так как Дениз гуляла по зараженному полю, у нее начинают проявляться симптомы лучевой болезни. Во время импровизированного богослужения у нее начинается сильное кровотечение, в то время как священник рассказывает о том, как им повезло выжить. Обращение президента объявляет о перемирии между США и СССР, который также разрушен. Заявляется, что США не капитулировали и никогда не капитулируют. Клайн привозит Дэнни и Дениз в Лоуренс для лечения. Доктор Хачия безуспешно пытается вылечить Дэнни, и у Клайна также появляются симптомы лучевой болезни. Далберг, вернувшись с экстренного собрания фермеров, вступает в конфликт с группой выживших, которые самовольно захватили его ферму, и его убивают выстрелом из ружья. Ситуация в больнице становится все более безнадежной. Доктор Оукс теряет сознание от усталости, и проснувшись несколько дней спустя, узнает, что сестра Бауэр умерла от менингита. Оукс страдает от финальной стадии острой лучевой болезни и решает вернуться в Канзас-сити, чтобы в последний раз увидеть дом. Доктор Хачия остается в больнице. Оукс подсаживается в грузовик Национальной гвардии и наблюдает, как военные расстреливают мародеров. Чудом найдя то место, где был его дом, он находит оплавленные остатки наручных часов своей жены. В развалинах приютилась семья выживших; Оукс в раздражении требует покинуть его дом. В ответ они без слов предлагают ему еду, и Оукс в отчаянии падает на колени; один из выживших обнимает его. Кадр затеняется черным, и голос профессора Хаксли вызывает по своему импровизированному радио: «Прием, есть кто-нибудь? Хоть кто-то?». Ответа нет…
Премьера фильма состоялась на телеканале ABC 20 ноября 1983 года. Аудитория показа составила более 100 миллионов человек, что является рекордом среди телевизионных фильмов. Фильм рассказывает о конфронтации между НАТО и советским блоком, перешедшей в полномасштабную ядерную войну. Акцент делался на реалистичность последствий, к которым может привести война. Повествование ведется с точки зрения жителей двух провинциальных городов, находящихся вблизи ракетной базы ВВС США «Уайтмен» в штате Миссури. Фильм был показан 29 мая 1987 года по Первой программе ЦТ СССР. Во время «разрядки» между СССР и США (май-июнь 1987 года) на ЦТВ СССР фильм «На следующий день» был показан в одном тематическом блоке с советским «Письма мертвого человека». Оба фильма демонстрировались после программы «Время» (в первый день-американский фильм, во второй-наш фильм), то есть в самый «прайм-тайм». Фильм довольно реалистичен, но масштабы и последствия катастрофы все-таки преуменьшены, о чем сообщает текст в финальных титрах. Через год в Великобритании был снят похожий фильм «Нити», в нем акцент делался на реалистичность последствий, к которым может привести Третья мировая война. На канале National Geographic в 2013 году в цикле передач «80-е» при описании фильма, как одно из значимых событий 1980-х годов, было упомянуто, что до Николаса Мейера, минимум три режиссера отказались участвовать в реализации съемок фильма по готовому сценарию. В качестве оснований они заявили, что не готовы снимать столь ужасный фильм. Сцены с работой американских военных были вставлены в фильм «На следующий день» из другого фильма 1979-го года под названием «Первый удар». Фильм упоминался в речи Бориса Ельцина на выступлении в Конгрессе США в июне 1992 года. Картина снималась только для телевидения. Фильм получил телевизионную премию «Эмми» за лучший монтаж звуковых эффектов и спецэффекты, а номинировался за лучший грим, прически, художественное оформление, операторскую работу, режиссуру, монтаж, звук, сценарий, актера (Джон Литгоу) и как лучший фильм года. Картина остается самым популярным телефильмом в истории США. Премьера этого телефильма стала крупным медийным событием. После начала ядерной войны спонсоры не покупали рекламное время, поэтому последняя половина транслировалась без рекламы. Еще до выхода фильма в эфир возникли споры о том, кто напал первым: СССР или США. Николас Мейер хотел, чтобы ответ оставался двусмысленным, чтобы сосредоточить внимание на ужасах ядерного уничтожения. Он хотел, чтобы злом было ядерное оружие вообще, а не правительство. Сразу после выхода фильма в эфир в специальной программе новостей состоялась дискуссия в прямом эфире между доктором Карлом Саганом, выступавшим против применения ядерного оружия, и консервативным писателем Уилльямом Ф. Бакли, поддерживавшим концепцию «ядерного сдерживания». Во время этой жаркой дискуссии, которая транслировалась в прямом эфире, доктор Саган представил понятие «ядерной зимы» и провел свою знаменитую аналогию: «Представьте себе комнату, залитую бензином, и в этой комнате два непримиримых врага. У одного из них 9000 спичек, у другого 7000. Каждый из них озабочен тем, кто впереди, кто сильнее». За две недели до выхода фильма в эфир в сериале «Соседство мистера Роджерса» (1968) в течение недели транслировались эпизоды под названием «Конфликт», посвященные войне и ядерным бомбам. Многие считали, что это был прямой ответ на фильм, чтобы помочь детям, которые могли его увидеть, справиться с изображаемым насилием. Время было чистым совпадением. Эпизоды были написаны и сняты как минимум за год до выхода фильма в эфир. Когда началось производство, сцена ядерной атаки была длиннее и должна была включать чрезвычайно наглядные, но очень точные с научной точки зрения кадры того, что происходит с человеческим телом во время ядерного взрыва. Примеры включали поджоги людей, обугливание плоти, сожжение до костей, расплавление глаз, безликие головы, свисающую кожу, смерть от летящих стекол и обломков, отрыв конечностей, раздавливание, сдувание ударной волной со зданий и людей в укрытия от радиоактивных осадков задыхаются во время огненной бури. Также были вырезаны изображения лучевой болезни, а также изображения насилия со стороны выживших после нападения, такие как голодные беспорядки, мародерство и общее беззаконие, когда власти пытались восстановить порядок. Резервуар с водой, который использовался для создания «грибовидного облака», был тем же резервуаром, который использовался для создания эффекта туманности Мутара в фильме «Звездный путь 2: Гнев Хана» (1982), режиссером которого также был Николас Мейер. Красители и другие жидкости медленно заливались в резервуар, вращались и снимались с медленной скоростью. Николас Мейер утверждает, что во время создания этого фильма у него были серьезные симптомы гриппа. Когда врачи не смогли найти причину его болезни, они в конце концов определили, что Мейер на самом деле страдал тяжелой клинической депрессией, которую Мейер приписывает тому, что ему пришлось столкнуться с ужасами ядерной войны в такой глубине. Режиссер Николас Мейер так часто боролся с цензорами и правительством США из-за содержания фильма, особенно из-за насилия, что прекратил производство на этапе монтажа и пригрозил подать прошение в DGA об удалении его имени. В конце концов, он уступил и вернулся к производству, но поклялся никогда больше не работать на телевидении. Фильм был показан тогдашним президентом Рональдом Рейганом в Белом доме. Хотя было подтверждено, что президент Рейган и его высокопоставленные сотрудники были глубоко тронуты изображением в фильме ядерной катастрофы, другие подробности, связанные с Рейганом и фильмом, остаются неясными. Одно сообщение о том, что фильм был одним из движущих факторов, стоящих за подписанием между США и Советским Союзом крупного договора о сокращении ядерных вооружений в Европе, было опровергнуто, потому что над этим договором страны уже работали до премьеры этого фильма в 1983 году. ABC открыла специальные горячие телефонные линии 1-800, чтобы успокоить людей во время и после выхода в эфир. Производителям удалось получить кадры испытательных пусков межконтинентальных баллистических ракет Minuteman III. Министерство обороны не разрешало им использовать стоковые кадры грибовидных облаков, поэтому продюсеры были вынуждены воссоздавать грибовидные облака с использованием визуальных эффектов. Поскольку было слишком дорого уничтожать каждое окно после взрыва, а затем заменять его новым, многие окна были украшены черной бумагой, чтобы обозначить разбитое стекло. При полной поддержке и поощрении города Лоуренс, штат Канзас, создатели фильма из ABC успешно превратили Лоуренс в ядерную пустошь на несколько недель, выбив окна в витринах в центре города, разместив сгоревшие и перевернутые автомобили, окрашенные облаками черного аэрозоля, по всему городу, покрывая улицы и тротуары щебнем и кирпичами, а также создавая гигантские «палаточные городки» и трущобы на берегу реки Канзас, где многочисленные бездомные разбили лагерь после нападения. Более двух тысяч жителей Лоуренса, в том числе многие студенты Канзасского университета, использовались в качестве статистов, и им платили пятьдесят долларов за то, чтобы они побрили головы наголо и вели себя так, как будто они умирают от лучевой болезни. Их попросили не мыться во время последующих сцен, чтобы добавить достоверности фильму. Несколько сцен с визуальными эффектами, которые были запланированы в исходном сценарии, были отменены, когда постановка была сокращена с четырех до двух с половиной часов. Среди вырезанных сцен был вид с высоты птичьего полета на ядерный взрыв над Лоуренсом, свидетелем которого был приближающийся Боинг 737. Также была удалена смоделированная кинохроника обменов тактическими ядерными ударами между силами НАТО и Варшавского договора в Германии. Чтобы придать фильму ощущение документальности, режиссер Николас Мейер хотел привлечь к участию в нем совершенно неизвестных лиц. Джейсон Робардс был его единственной крупной звездой. Многие другие, в том числе Эми Мэдиган и Стив Гуттенберг, сделали успешную карьеру. Когда президентская речь первоначально транслировалась по радио, ее произнес актер, который звучал очень похоже на Рональда Рейгана. Эта речь была повторно озвучена другим актером для выпусков VHS/DVD и версии, которая транслируется по кабельному телевидению. И наоборот, поразительный крупный план кричащего пациента больницы был вырезан из оригинальной телепередачи ABC, но восстановлен для домашнего видео и кабельных версий фильма. По мере того, как новости становятся все хуже, Стивен Кляйн автостопом возвращается домой в Джоплин. Он имеет в виду Джоплин, штат Миссури, место рождения бомбардира Кермита Бихана, пилота B-29 Superfortress «Bockscar», который сбросил атомную бомбу на Нагасаки. По словам самого Бихана, «я надеюсь сохранить сомнительное звание последнего человека, использовавшего атомную бомбу». Генералом на борту был Кларенс Рубен Отери, настоящий тридцатилетний ветеран войны во Вьетнаме и командир САК. Министерство обороны США согласилось сотрудничать с производством фильма только при условии, что в сюжете будет ясно указано, что Советы, а не Соединенные Штаты, первыми запустили свои ракеты. Сценаристы решили разместить действие фильма в основном в Лоуренсе, чтобы показать, как ядерная война затронет всех. Во время холодной войны предполагалось, что Лоуренс, будет одним из немногих городов, полностью не затронутых ядерной войной, потому что он находится недалеко от точного географического центра континентальной части Соединенных Штатов. Три других режиссера отказались от возможности снять фильм, прежде чем Николас Мейер согласился. Когда началось производство, предполагалось, что последовательность ядерной атаки будет выполнена с использованием миниатюр и моделей вместо видеоматериалов, но бюджет и временные ограничения вынудили продюсеров использовать последние. Сцены, в которых военнослужащие ВВС на борту воздушно-десантного командного пункта, в командном центре получают новости о приближающейся атаке, экипаж B-52 и экипаж в шахте запускают свои ракеты, представляют собой кадры реальных военнослужащих во время учений, и был показан в документальном фильме CBS «Первый удар» (1979). В исходных кадрах шахта «уничтожена» приближающейся «атакой» за несколько мгновений до запуска ракет, поэтому в этом фильме не показаны последние секунды обратного отсчета запуска. Советского посла зовут Анатолий Курагин, по имени персонажа романа Льва Толстого «Война и мир». Первоначальное название фильма было «Молчание на небесах», которое Мейер предпочла названию, выбранному ABC, «На следующий день». Трехчасовая «рабочая версия» «The Day After» появилась на YouTube в 2019 году. В этой рабочей версии есть много дополнительных сцен, которые были вырезаны из окончательной версии перед трансляцией, а также несколько расширений сцен и альтернативные редакции эпизодов, которые были в окончательной версии. По сути, дополнения еще больше завершают истории большинства персонажей и проясняют судьбу пары главных героев. В этой версии «рабочей печати» отсутствуют заголовки, есть неполные кадры со спецэффектами, а также альтернативные звуковые эффекты и дубляж. Во время атаки есть несколько кадров, снятых во время атомных испытаний в США, которые проводились в 1950-х годах. Ядерная мощность этих испытаний составляла от пятнадцати до сорока семи килотонн. В начале 1980-х годов Советский Союз развернул силы межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися боеголовками, которые несли водородное оружие мощностью от одного миллиона до пяти миллионов тонн в тротиловом эквиваленте (от одной до пяти мегатонн). Идея названия пришла от Стю Сэмюэлса, который был исполнительным вице-президентом ABC по телефильмам и мини-сериалам. Он хотел показать, что это история последствий, а не самой ядерной войны. Когда ракета запускается из бункера рядом с фермой Хендри, в замедленной съемке показывается бегущая белая лошадь. Это символизирует первого из четырех всадников Апокалипсиса, как описано в Откровении (и вот, конь белый). Один из многих фильмов 1980-х годов, рассказывающих о ядерной войне, наряду с картинами «Китайский синдром» (1979), «Силквуд» (1983), «Завещание» (1983), «Нити» (1984), «Военные игры» (1983), «На следующий день» (1983), «Атомное кафе» (1982), «Манхэттенский проект» (1986), «Апокалипсис оп-ля!» (1982), «Специальный бюллетень» (1983), «Ground Zero» (1987), «Босоногий Гэн» (1983), «Rules of Engagement» (1989), «Когда дует ветер» (1986), «Письма мертвого человека» (1986), «Воспоминания выжившего» (1981), «Цепная реакция» (1980) и «Волшебная миля» (1988). В одном из интервью продюсер-режиссер Николас Мейер признает, что у него была политическая подоплека фильма: «Мое личное представление заключалось в том, что этот фильм свергнет Рональда Рейгана, когда он будет баллотироваться на переизбрание». Джейсон Робардс появился в другом пост-апокалиптическом научно-фантастическом фильме «Мальчик и его собака» (1975). Мик Джексон, режиссер фильма на аналогичную тему «Нити» (1984), сказал, что он нашел в этом фильме дань уважения сожжению Атланты в «Унесенных ветром» (1939) неуместным, поскольку это отвлекает от серьезного сообщения о ядерной войне. В Великобритании фильм не выпустили в кинотеатрах. Вместо этого он попал прямо на телевидение, где его показали по каналу ITV в субботу, 10 декабря 1983 года, где его посмотрели 16 миллионов человек. ITV посчитало, что это очень важный фильм, поэтому они показывали его без перерывов на рекламу с 21:15 до 23:25, а после фильма последовала программа дебатов под председательством Роберта Ки и Джонатана Димблби. Фильм был выпущен на экраны во Франции в 1984 году. За выходом фильма в эфир последовал специальный выпуск новостной программы ABC «Точка зрения». В нем ученый Карл Саган, бывший госсекретарь Генри Киссинджер, Эли Визель, бывший министр обороны Роберт Макнамара, генерал Брент Скоукрофт и комментатор Уилльям Ф. Бакли обсуждали достоинства фильма. Киссинджер назвал его «простодушным» не потому, что считал фильм плохим, а потому, что, по его словам, «мы уже знаем, какими будут последствия ядерной войны».