Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПОСЛЕДНЕЕ МЕТРО»
(Le dernier metro)

Франция, 1983, 131 мин., «Les Films du Carrosse/Sedif Productions/TF1 Films Production»
Режиссер и сценарист Франсуа Трюффо, сценарист Сюзанна Шиффман
В ролях Катрин Денев, Жерар Депардье, Жан Пуаре, Андреа Ферреоль, Полетт Дюбост, Морис Риш, Пьер Бело, Рене Дюпре

Из биографии Катрин Денев:
Местом действия в фильме служит оккупированная Франция. В Париже начинаются гонения на евреев. Театральный режиссер-постановщик Люк Штайнер вынужден прятаться в подвале собственного театра, чтобы не попасть в концентрационный лагерь. Его супруга Марион берет на себя все заботы директора театра, вскоре она начинает передавать указания мужа относительно постановки пьесы. Марион также играет главную роль в спектакле, который готовится к выходу. По вечерам женщина ухаживает за мужем, который вынужден сходить с ума от одиночества в своем подвале. На театр обрушиваются все новые неприятности. В новом, официально назначенном режиссере-постановщике тоже обнаруживают еврейские корни. Театр грозятся закрыть. Марион переживает из-за своей роли и без конца ссорится с молодым актером Бернаром Гранже. До последнего женщина не хочет признавать свои чувства к этому бесконечно грубому актеру из провинции.
Название фильма объясняется просто: во времена Второй Мировой войны после окончания спектакля люди могли успеть только на последний поезд в метро. После чего наступал комендантский час. Франсуа Трюффо очень переживал из-за этого фильма. Он хотел сделать полную стилизацию под немецкие фильмы 1940-х годов, использовать те же цвета, ту же пленку. Еще одним ориентиром для режиссера служил фильм «Золотая карета» обожаемого им Жана Ренуара. Фильм «Золотая карета» был снят в 1952 году и тоже повествовал о театральной жизни. Для того чтобы воспроизвести нужное ощущение закрытого пространства, Трюффо запрещал открывать в здании театра окна, поэтому вся съемочная группа страдала от затхлого и пыльного театрального запаха. В процессе съемок возникли проблемы с кинопленкой, которая никак не могла передать нужные цвета. В итоге было решено закупить пленку нужного формата в СССР. Катрин было тяжелее всего. Она была не только ведущей актрисой, но еще и другом Франсуа. Режиссер не считал нужным давать какие-то специальные указания и без того неподражаемой Денев. Зато считал своим долгом вываливать на Катрин все свои проблемы, связанные с организацией съемочного процесса. Актрисе же были необходимы и советы, и критика. Все должно быть сделано хорошо, а без конструктивной критики этого просто невозможно добиться. Спасал Жерар Депардье, с которым они сразу нашли общий язык. Уже через пять минут после знакомства Катрин начало казаться, что она знакома с ним тысячу лет. Веселый нрав и немного ироничный взгляд на жизнь, а также общая любовь к хорошей французской кухне сделали их лучшими друзьями. Премьера фильма «Последнее метро» состоялась в зале на Елисейских полях. Катрин весь день слышала от Франсуа: это провал, это будет провал…За час перед показом Катрин сочла за благо уйти прогуляться. Сил это слышать уже просто не было. Затем она, немного опоздав, тихонько просочилась в кинозал и спокойно досмотрела фильм. Когда в зале раздались первые аплодисменты, она вместе с Трюффо вышла на сцену. Режиссер сказал пару фраз, после чего их начали поздравлять. Даже сейчас он говорил:
-Это провал. Эти поздравления больше напоминают соболезнования. Это похороны моего фильма.
«Это был успех, но иногда комплименты напоминают соболезнования. Он совершенно замучил меня в тот день»-вспоминала Катрин Денев. Историческая драма «Последнее метро» имела ошеломительный коммерческий успех, а вот критика фильм не оценила. Когда война еще жила в памяти французов, воспоминания о ней рождали новые психологические вопросы, живые рассуждения и провокации. Появлялись восхитительные и пугающие фильмы вроде «Ночного портье» Лилианы Кавани. Но наступило новое время, война постепенно стерлась из воспоминаний и стала историей. Люди хотели смотреть фильмы про войну, созданные в классической или хотя бы неоклассической манере. Критикам же требовались Кавани и Пазолини. В прессе появлялись статьи о том, что фильм Трюффо-констатация творческого бессилия режиссера. Так или иначе «Последнее метро» считается одной из лучших работ Катрин Денев. Дуэт Катрин Денев и Жерара Депардье зрителям понравился. Им стали наперебой предлагать сценарии. Ни Катрин, ни Жерар не имели ничего против. Все вокруг поражались, как они смогли найти общий язык. Им же было странно, как они могли не познакомиться раньше. Катрин было как никогда легко с Жераром.