Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«МЯТНАЯ СОДОВАЯ»
(Diabolo menthe)

Франция, 1977, 101 мин., «Alexandre Films/Films de L'Alma»
Режиссер и сценарист Диана Кюрис, сценарист Ален ле Анри
В ролях Элеонора Кларвейн, Одил Мишель, Анук Ферджак, Ив Ренье, Дора Долль, Мишель Путерфлам

Действие фильма начинается в сентябре 1963 года, когда 13-летняя Энн Вебер и ее 15-летняя сестра Фредерик проводят летние каникулы со своим недавно разведенным отцом на побережье. Затем они возвращаются в Париж, чтобы жить со своей матерью в течение учебного года. Девочки посещают строгую школу для девочек. Первая половина фильма в основном посвящена младшей Анне-более интровертной из них двоих. В школе Энн не отличница, и учитель насмехается над ней за некачественный рисунок на уроке рисования. Она расстроена из-за того, что мать не купила ей чулки, так как все остальные в школе их носят. Энн также очень хочет, чтобы у нее начались месячные, потому что это означает достижение женственности, и поэтому она притворяется, что у нее менструальные спазмы, несмотря на то, что на самом деле у нее не начались месячные. Она и ее друзья обсуждают, что они знают о сексе, и с юмором раскрывают свое незнание этого. Она также украдкой просматривает письма, отправленные между Фредерик и ее парнем Марком, и ложно заявляет своим школьным друзьям, что Марк-ее парень. Вторая половина фильма посвящена Фредерик. Хотя у нее есть парень Марк, она начинает терять к нему интерес, поскольку становится более политически активной в вопросе войны в Алжире и своей еврейской идентичности. Ее новый интерес к активизму вызывает ссору с ее богатой подругой Перрин. Фредерик дружит с откровенным Паскалем, одноклассником, который дает ужасающий отчет своему классу о мирной акции протеста против крайне правых экстремистов, которая была жестоко разогнана французской полицией. Другая школьная подруга Фредерик, Мюриэль, убегает, и ходят слухи и сплетни о том, куда она могла уйти. Навещая встревоженного отца Мюриэль, пожилой мужчина заходит к Фредерик прямо перед тем, как она выходит из дома. В конце концов, Мюриэль ненадолго возвращается и сообщает, что бросила школу и теперь живет с парнем. Фредерик также участвует в школьных спектаклях. На премьере спектакля, в котором она играет главную роль, присутствует ее отец, но, к ужасу Фредерик, он не остается после этого, чтобы поздравить ее. Фильм заканчивается тем, что девочки, немного повзрослевшие и поумневшие, возвращаются в отчий дом на пляж на отдых…
Этот автобиографический фильм стал режиссерским дебютом Дианы Кюрис и получил престижную премию Луи-Деллюка на Каннском кинофестивале. Фильм рассказывает о двух сестрах-подростках в течение 1963 года, а название относится к взрослому газированному напитку, который младшая сестра пьет в кафе. Фильм частично основан на опыте режиссера и начинается с заставки, в которой говорится: «Моей сестре, которая до сих пор не вернула мне мой оранжевый свитер». Диана Кюрис не имела опыта режиссуры, говоря, что до фильма она никогда не держала камеру и даже не фотографировала. «Существует много фильмов о мальчиках-подростках, поскольку большинство режиссеров-мужчины, но очень мало фильмов о девочках в старшей школе и о том, как их воспитывают. Я решила сделать этот фильм из собственных воспоминаний». Кюрис добавила: «Но я не хотела делать юность счастливой. Я хотела показать, как трудно быть 13-летней девочкой, отчаянно хотеть чего-то, даже если это всего лишь пара колготок, и чтобы никто тебя не понимал». Кюрис получила частичное финансирование фильма по программе грантов, помимо поддержки Gaumont. Кюрис сказала: «Gaumont был настроен очень скептически, как вы можете себе представить, но в то время у меня была такая энергия и убежденность, что они, наконец, сказали: Может быть, она сумасшедшая, но давайте попробуем». Кюрис нарисовала на своем собственном опыте в подростковом возрасте, действие фильма происходило в том же лицее, в котором она училась, и частично основывая персонажей на ее реальной сестре и на себе. Элеонора Кларвейн была того же возраста, что и ее персонаж во время съемок. Кларвейн, у которой не было предыдущего актерского опыта, вспоминала, что самыми сложными для нее были сцены, в которых она снималась: «Во-первых, та, где у меня месячные, потому что у меня их не было на самом деле и потому что они касались интимного. Затем, та, где я принимаю ванну с моей сестрой, которая засовывает пальцы ног мне в рот. Отвратительно. Кроме того, я голая в ванне, и это было неловко. Наконец, та, где моя сестра заставляет меня упасть с дивана: там, я ушиблась». Музыку к фильму написал Ив Симон. Симон написал заглавную песню «Diabolo Menthe», которая стала хитом во Франции. Фильм имел кассовый успех во Франции, получив 70 000 просмотров за первую неделю и стал культовой классикой. Фильм сравнивали с картиной «400 ударов» Франсуа Трюффо, еще одним французским фильмом о совершеннолетии, действие которого происходило в тот же период времени. Он был выпущен в США в 1979 году и получил положительные отзывы. Джанет Маслин из The New York Times назвала его «экспертным, совершенно очаровательным фильмом», «милым и жизнерадостным в своей невинности». Кюрис продолжила историю Анны в фильме 1980 года «Коктейль Молотова», действие которого происходит в 1968 году.
Диана Кюрис (род. в 1948 году)-французская актриса, кинорежиссер, сценарист и продюсер. Дочь еврейских эмигрантов из Советского Союза и Польши, первые годы она прожила в Лионе, где родители осели после возвращения из концлагерей. Ее отец, Мотл Кюрис, происходил из Владимира-Волынского, позже жил в Варшаве и в 1928 году переехал в Париж. С 1939 года служил во французской армии в Алжире и Марокко. После демобилизации в 1942 году он был арестован как иностранный подданный еврейского происхождения и депортирован в концентрационный лагерь под Лиможем, откуда бежал в зону итальянской оккупации и скрывался с женой до 1944 года под поддельными документами в деревне возле Генуи. Мать, Лена Винтер, покинула Ростов с родителями в 1929 году и до 1942 года жила в Антверпене. В августе 1942 года она была депортирована в концентрационный лагерь Гюрс, потом в Ривзальт, откуда бежала и присоединилась к мужу в Италии (они познакомились в концлагере). В июне 1944 года им удалось пересечь Альпы и добраться до Швейцарии. Истории родителей был впоследствии посвящен автобиографический фильм Дианы Кюрис «Ради женщины» (2013). Когда ей было шесть лет, ее родители разошлись. Этот развод сильно повлиял на девочку и послужил впоследствии источником сценариев для нескольких ее фильмов. После этого события ее мать решает переехать в Париж вместе с дочерьми. В 1964 году Диана Кюрис знакомится с Александром Аркади, став его женой и музой. В этом браке родился сын Яша Кюрис (ныне писатель, известный под псевдонимом Саша Сперлинг). После работы в качестве комедийной актрисы в 1970-х годах она обращается к главной цели своего творчества-режиссуре, которой остается верна до настоящего времени. В 1976 году она пишет автобиографический роман, который в следующем году превращается в сценарий фильма «Мятная содовая», события которого происходят в 1963 году. Этот фильм стал настоящим эпохальным событием, являясь одним из первых «поколенческих» фильмов. В этом фильме проявился талант Дианы Кюрис как художника, описывающего чувства и устремления своих персонажей с тонким реализмом и оптимизмом. В 1983 году выходит фильм «Любовь с первого взгляда» с Миу-Миу, Изабель Юппер, Ги Маршаном. Этот фильм, основанный на семейных воспоминаниях Дианы Кюрис, описывает нравы, царившие в обществе в сороковых годах. Фильм завоевывает международное признание, получает многочисленные призы на кинофестивалях, а в 1984 году номинируется на «Оскар» как лучший иностранный фильм.