Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СЧАСТЛИВЫЙ РАЗВОД»
(Un divorce heureux)

Франция-Дания, 1975, 102 мин., «Union Generale Cinematographique/Office de Radiodiffusion Television Francaise/Parc Film»
Режиссер и сценарист Хеннинг Карлсен, сценарист Бенни Андерсен
В ролях Жан Рошфор, Андре Дюссоллье, Даниэль Чеччальди, Бернадетта Лафон, Этьенн Бирри, Бюлль Ожье

Преуспевающий врач Жан-Батист Морен спасает парня, который пытался покончить жизнь самоубийством из-за неудавшейся любви. Доктор уверен, что вернет пациенту радость жизни. Он даже заключает пари со своей бывшей женой и ее нынешним супругом. Жан-Батист бьется об заклад, что заставит юношу радоваться всему на свете. Но тот ведет себя странно и начинает испытывать чувства к бывшей жене Морена. Пациент так надоедает доктору, что тот готов подстроить несчастный случай и завершить дело, которое не закончил неудавшийся самоубийца…
Датский режиссер Хеннинг Карлсен ранее зарекомендовал себя как создатель социально и политически ангажированных фильмов («Дилемма», «Что с нами?», «Боитесь?») или же экспрессионистских по манере экранизаций литературной классики («Кошки» и «Голод», а гораздо позднее «Пан»-все по произведениям Кнута Гамсуна). Однако он склонен и к ироническому анализу современных нравов («Люди встречаются, и сладкая музыка наполняет сердце», «Нужно уметь разбираться в музыке», «Счастливый развод»). Последняя из названных лент снята во Франции и с участием французских актеров, причем по выбору ряда исполнителей заметно желание Карлсена следовать в русле язвительных притч Луиса Бунюэля, созданных в начале 70-х годов. Но в «Счастливом разводе», к сожалению, ощущаются мотивы обычной мелодрамы, да и внешний антураж красивой и обеспеченной жизни на экране располагает к тому, чтобы воспринимать этот рассказ как лишенное особого критического заряда свидетельство о действительно счастливом (несмотря на разные неурядицы) существовании средних буржуа. Преуспевающий врач Жан-Батист Морен (чуть ли не Жан-Батист Мольер, сочинивший, как известно, «Мнимого больного») спасает парня, пытавшегося из-за неудачной любви покончить жизнь самоубийством, и заключает пари со своей бывшей женой и ее нынешним мужем, что вдобавок вернет этому пациенту желание жить и радоваться всему на свете. А тот довольно странно ведет себя, вроде бы влюбляется в прежнюю супругу собственного спасителя и даже успевает надоесть ему, так что врач уже готов в ответ подстроить несчастный случай во время охоты на кабанов. Своеобразные «Правила игры» (если вспомнить выдающуюся предвоенную картину Жана Ренуара) на манер «постреволюционных» 70-х годов, конечно, содержат насмешливый комментарий по поводу «призрака свободы» (воспользуемся названием фильма Бунюэля, где за год до «Счастливого развода» снимался Жан Рошфор), которым одержим главный герой. Он намеренно развелся с женой, чтобы обеспечить свободу себе и ей, вообще проповедует свободные отношения в жизни, но, как выясняется, испытывает непреодолимое стремление искусно манипулировать судьбами людей, решая, насколько они полезны или бесполезны для общества. Хотя при просмотре этой ленты, взятой в конкурс престижного Каннского кинофестиваля, больше любуешься интерьерами дома врача, загородными пейзажами и тем, как устраивается охота на кабанов, удивляешься причудливому поведению несостоявшегося самоубийцы или новой подруги доктора, подозревая наличие у них нетрадиционных сексуальных наклонностей. В подобных «буржуазных безумствах» (картина Клода Шаброля с таким симпатичным заглавием появится год спустя) слишком много «буржуазности».