«БЕСПЕЧНЫЙ ЕЗДОК»
(Easy Rider)

США, 1969, 95 мин., «Columbia/Pando Company/Raybert Productions»
Режиссер и сценарист Деннис Хоппер, сценарист и продюсер Питер Фонда
В ролях Питер Фонда, Деннис Хоппер, Джек Николсон, Луана Андерс, Фил Спектор

Двое байкеров-неформалов на деньги от контрабанды мексиканских наркотиков пускаются на поиски свободы по южным штатам Америки из Калифорнии в Луизиану, чтобы успеть на марди-гра (вторник перед Пепельной средой и началом католического Великого поста, последний день карнавала). На дворе «лето любви», друзья заезжают в общину хиппи, попадают в заштатном городишке в кутузку, знакомятся там с философствующим адвокатом и открывают ему радости марихуаны. Наши герои, оставив все житейские заботы позади, оказывается на пороге подлинной свободы и счастья. Но трагедия уже наступает им на пятки. Консервативные южане видят в них чужаков и встречают враждебно. Во время ночного нападения хулиганов гибнет примкнувший к друзьям адвокат. Наркотическая вакханалия в одном из публичных домов Нового Орлеана оставляет грустный осадок. Один из героев уже давно предчувствовал такой исход-во время самых невинных разговоров у него перед глазами вставала финальная сцена с горящим на обочине мотоциклом. Неожиданный в своей резкости финал предоставляет зрителям самим решать, нашли ли бунтари в кожаных куртках долгожданную свободу или нет…
Культовый фильм. Роль Джорджа Хенсона должен был играть Рип Торн («Личные записи Эдгара Гувера», 1977), но во время встречи с Деннисом Хоппером они поссорились (Хоппер бросил в Торна нож, за что тот подал на него в суд и выиграл дело). Другим претендентом на эту роль был Брюс Дерн, но он оказался занят в другом проекте. Для съемок приобрели четыре настоящих полицейских мотоцикла. Один из них сгорел во время съемок, а три других украли еще до окончания работы над фильмом. В эпизодах, где актеры (Фонда, Хоппер, Николсон) курят марихуану, они действительно курили ее. Участник группы «Crosby, Stills, Nash and Young» Стивен Силлз по просьбе Хоппера специально для фильма написал композицию «Find the Cost of Freedom», но она не вошла в картину, поэтому группа часто ею заканчивала свои концерты. Питер Фонда был опытным мотоциклистом, а вот Деннис Хоппер-нет. Оригинальное название фильма «Одиночки». Первоначальный вариант картины длился почти 3 часа. Это единственный фильм, который сняли на настоящем католическом кладбище Нового Орлеана без разрешения церкви. Прихожане церкви были очень этим возмущены. Другие фильмы, снимавшиеся в Новом Орлеане, использовали другое кладбище, протестантское. Это один из первых фильмов в истории, обильно использовавших ранее написанные песни вместо специально сочиненной для картины музыки. Большую часть работы над фильмом Деннис Хоппер и Питер Фонда были пьяными или обкуренными. Мало того, Хоппер страдал паранойей, вызванной употреблением наркотиков, поэтому постоянно кричал на членов съемочной группы, которые тайком записывали его тирады на пленку и отсылали в Лос-Анджелес, чтобы объяснить, почему многие из них покинули проект. Знаменитый продюсер Самюэль Аркофф отклонил предложение снимать фильм на его студии «American International Pictures», о чем впоследствии очень сожалел (вторая картина, о которой он отказался и позже сожалел, была «Ночь живых мертвецов», 1968). Мать Питера Фонды покончила жизнь самоубийством, когда ему было 10 лет, в 1950 году в 42-летнем возрасте. Хоппер и Николсон были большими поклонниками итальянского режиссера Микеланджело Антониони, поэтому пригласили его на премьеру фильма. Режиссер оказался настолько впечатлен игрой Николсона, что пригласил его в свой следующий фильм «Профессия: репортер» (1975). Звучит знаменитая цитата Вольтера «Если бы Бога не существовало, его следовало бы придумать». Картина номинировалась на «Оскар» за лучший сценарий и актера второго плана (Джек Николсон). Британская киноакадемия также номинировала Джека Николсона на свой приз «BAFTA» как лучшего актера второго плана. На Каннском кинофестивале картина номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь», а получила приз за лучший режиссерский дебют. Джек Николсон также номинировался на «Золотой глобус» как лучший актер второго плана. В 1998 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. При бюджете в 400 тысяч долларов картина в мировом прокате собрала 60 миллионов и еще 20 миллионов выручила за право использования на территории США.