Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ДИТЯ ТОЛПЫ»
(Un enfant dans la foule)

Франция, 1976, 85 мин., «Cinepol/Renn Productions/Societe Francaise de Production»
Режиссер и сценарист Жерар Блейн
В ролях Сезар Шаво, Энни Ковакс, Клод Серно, Мэри Гвенн, Юргенс Дорес, Габриэлла Сассун, Роберт Деларю, Жан Берталь

Очень неудобное и холодное кино, посредством судьбы одного мальчика обвиняющее целое поколение французов в неразборчивости моральных принципов и банальном желании угодить, в том числе и оккупантам. Поль-самый обычный парень, разве что не очень эмоциональный. Он прогуливает школу, занимается всякой ерундой, получает нагоняй от матери, а потом ворует. Точнее, наоборот, но не суть. Важно то, что мать от него отворачивается, а это становится для него ударом. Он начинает искать любовь в других людях, попадающихся у него на пути. А, так как живет он в тяжелое время Второй мировой войны, попадаются ему на пути самые разные люди. Он дружен с представителями Сопротивления, с молодым нацистом, с соседским мальчиком. И под «дружен» тут подразумеваются самые далеко идущие увлечения, если понимаете, о чем речь…
Жерар Блейн-довольно известный автор поздней французской «новой волны», хотя его вряд ли можно назвать культовым. Эта картина и вовсе относится скорее к разряду неизвестных, и даже «потерянных шедевров» французского кино 70-х годов. Дело в том, что тематика, выбранная Блейном, для рядового французского зрителя и критика оказалась слишком неприятное. Да, режиссер не был первым, кто открыто или посредством намеков обвинял французов в пассивности сопротивления нацистам и всяческим потаканиям оккупантам, но все равно, подобного рода кино и тогда, и даже сегодня, слишком больно толчется на больных мозолях французского общества, вытирая ноги о национальное достоинство. Нечего и говорить о том, что фильм с треском провалился в прокате, хотя на Каннском фестивале о нем говорили много, хотя и не только в теплых тонах. Несмотря на то, что Блейна любят отнести к «новой волне», в работе ощущается наследие скорее позднего Робера Брессона-столь же холодные персонажи, сыгранные актерами-любителями, говорящими безжизненными голосами, опираясь за функционал закадрового голоса, становящегося пусть и не частью повествования, но создающего атмосферу этакого размышления, мыслей в слух, если угодно. Как и у Брессона, драматургически сюжет этой картины норовит ходить если не кругами, то дугами, встречаясь с уже поднятыми темами, обогащая их, создавая более сложный рисунок, если смотреть на него издалека. Сама история гомосексуальных отношений главного героя является до некоторой степени автобиографичной. То есть, гомосексуальность паренька является вопросом-Блейн, который подвергался в детстве нападкам гомосексуалистов, их ненавидел. Но это и неважно вовсе. Главное, что режиссер посредством довольно доходчивой и несложной параллели высказал все, что хотел сказать, и его слова понятны и доступны.