Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Доктор Фауст, живя в эпоху зачинающегося прогресса, завершающего гуманистическую
традицию существования человека, уже не удовлетворен теми ответами существования,
которые предлагает ему церковь, как интеллектуал своего времени он живет с мыслью,
что на все можно найти ответы если хорошенько покопаться в окружающем мире,
живет с мыслью что если душа есть, ее можно пощупать. С этого и начинается действие
фильма: доктор судорожно копается в человеческих останках в поисках души. Но
ее органа в теле нет. Доктор озабочен проблемами существования посмертного бытия.
Несмотря на поразительные знания и общественное признание ему нечего есть. И
ему нужны лишь средства-попросту деньги. Поиск истины и смысла Бытия давно перестали
быть целью. Все это он в какой-то мере найдет у ростовщика: лукавого и комичного
героя, ростовщик и есть Мефистофель, и, кажется, это даже общеизвестный в городе
факт. Все знают, что если ростовщик разденется догола, то у него «спереди ничего
нет». Даже адской силе в этом мире деньги даются с большим трудом, но чудо дьявол
все-таки совершает: в погребе Ауренбаха он проткнет кирпичную кладку вилкой,
похожей на рогатину, так, что из щели польется вино. Там пьянствуют вернувшиеся
после войны солдаты (которые наполнили город и побираются на каждом углу). Они
напиваются и происходит пьяная драка, Фауст случайно убивает в ней человека,
который окажется братом прекрасной девушки-Маргариты, знакомство с Маргаритой
началось чуть ранее с того, что Фауст заглянул ей под юбку и ему там многое
понравилось. Фауст не требует прекрасного, ради которого он скажет «Остановись,
мгновенье», эта фраза не прозвучит здесь. Проблемы мироздания и вселенной его
интересуют, но закажет он иное. Обеспокоенный и высоким чувством к девушке,
и обычной похотью, он требует от ростовщика помочь ему соблазнить красавицу,
устранив ее пуританку-мать. Вскоре этой крикливой старухе становится известно,
что это доктор Фауст убил брата Маргариты, и переспать с девочкой теперь будет
сложнее, несмотря на деньги, добытые дьяволом с большим трудом. Тогда ростовщик,
до того помогавший даром, и вынимает написанный от руки договор с ошибками,
по которому Фауст и «продаст свою душу» за ночь с Маргаритой. Ростовщик для
этого отравит ее мать и всех свидетелей. Фауст переспит с девушкой. Наутро в
доме обесчещенной Маргариты будут десятки адских исчадий, мертвецов и черных
кошек, Фауст оставит ее (и труп ее матери) там и покинет спящую. Ростовщик и
Фауст пустятся в бега после такой череды злодеяний, они прикинутся солдатами,
по пути еще встретят и убегут от привидения брата Маргариты (благодарного за
свою смерть). Но совесть Фауста не позволит ему общаться с дьяволом, на которого
проще всего переложить вину за похоть и кровь, и на фантастическом леднике Фауст
забьет своего адского друга камнями. «Кто же тебя кормить будет?»-скажет смеющийся
ростовщик уже под булыжниками. В последние секунды картины уже с неба звучит
голос Маргариты: «И куда же ты теперь идешь?»
Присутствует в картине и друг Фауста — Вагнер: любящий хозяина как пес, надоевший
своей любовью и ревностью, но на самом деле завистливый творец в тени другого
творца: гениальное творение Вагнера-Гомункулюс-хорошенький уродец, выращенный
в колбе. Эта колба случайно разобьется…
Это четвертая работа Сокурова из задуманной тетралогии власти: «Молох»-«Телец»-«Солнце»-«Фауст».
Фильм получил премию «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале. Фильм снят
по мотивам первой части трагедии Иоганна Вольфганга фон Гете «Фауст». Повествование
в основном строится на любовной линии Фауст-Маргарита. В основе сюжета вся классическая
немецкая легенда о Фаусте, окантованная некоторыми сюжетными линиями одноименного
произведения Гете. События разворачиваются в трудно идентифицируемом времени
и пространстве. По ряду деталей (включая костюмы)-в эпоху написания гетевского
«Фауста» (начало XIX века), но средневековые аллюзии слишком прозрачны, чтобы
безусловно поверить такой хронологической привязке. Вневременный характер повествования
подчеркнут в начальных кадрах, содержащих явную изобразительную отсылку к эпической
картине Альбрехта Альтдорфера «Битва Александра с Дарием»: зрителю предлагается
динамическая экспозиция полуфантастического пейзажа с горами, городом и морем
с высоты птичьего полета. Бюджет фильма составил 8 миллионов евро.