Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПОСЛЕДНИЙ ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ»
(Final Destination)

США, 2000, 98 мин., «Hard Eight Pictures/New Line Cinema»
Режиссер и сценарист Джеймс Вонг, композитор Ширли Уокер
В ролях Девон Сава, Али Лартер, Керр Смит, Барбара Тайсон

Выпускной класс средней американской школы отправляется в путешествие в Париж. Но по прибытии в аэропорт у Алекса появляется странное ощущение. Он замечает различные необычные вещи, которым он не может найти разумного и логичного объяснения. Уже сидя в самолете, стоящим на взлетной полосе, Алекс видит кошмар, в котором их самолет взрывается сразу после взлета. Алекс просыпается и видит, что самолет еще не взлетел. Алекс понимает, что его сон может оказаться пророческим. Он кричит, что все должны немедленно выйти из лайнера, который при взлете взорвется. Вместе с шестью своими одноклассниками и учительницей Алекс остается на земле. Когда самолет взлетает, один парень вздыхает: «Мы потеряли целый день в Париже!». И в это время самолет взрывается. Ошеломленные студенты возвращаются по домам. Но вскоре чудом оставшиеся в живых ученики начинают умирать один за другим при странных несчастных случаях. Алекс понимает, что охотится за ними сама Смерть, которая ищет другие способы, чтобы забрать их к себе…
Попытки причислить новую картину к какому-либо жанру ни к чему не приводят. По всем выкладкам получается, что она стоит на стыке двух обширных тем: триллера и фильма ужасов. От второго-преследование, страх, неизбежность, но при этом полное отсутствие какого бы то ни было злодея, кроме собственно судьбы. От первого-поиск разгадок, попытки вырваться из лап неизбежности, и снова страх. Как бы то ни было-это однозначный прорыв, долгожданный сдвиг к лучшему на застоявшемся фронте запугивания зрителей. Фильм в первую очередь обращает на себя внимание серьезностью и цельностью. Конечно, расчетливый сценарист дает зрителю возможность и посмеяться, но смех этот, как правило, очень натужный-так смеется человек, пытаясь сделать вид, что ему совсем не страшно. Получается не очень убедительно. Внимательный зритель сумеет вычислить большую часть неожиданностей, тем более что намеков предостаточно, однако некоторые ходы непредсказуемы абсолютно, и от того еще более эффектны. Картина продолжает модную в последнее время волну молодежных фильмов ужасов. Сейчас жанр переживает второе рождение на новом качественном уровне, когда подростковые фобии и страхи уже не живут своей особенной жизнью, а оказываются увязанными с чем-то более серьезным, относящимся к чему-то реально потустороннему и злому. Подобной эволюции жанра следовало ожидать после иронической пародийности трилогии «Крик» (1996) и стильности дилогии «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» (1997). Снова, как и во всех ужастиках, через весь фильм проводится одна фатальная мысль: от смерти никуда не уйти. На этот раз это звучит следующим образом: «Смерть-это судьба!» Такая трактовка повседневности позволяет авторам вволю поиздеваться над зрителем, наполнив сюжет бытовыми мелочами, при ближайшем рассмотрении оказывающимися знамениями. Треск вентилятора, разорванный ремень безопасности, всколыхнувшаяся занавеска, протекающий санузел, надоедливый кришнаит, небрежно брошенное полотенце. Зритель, по замыслу режиссера, должен не бояться того, что герой сейчас погибнет, а гадать над тем, как это произойдет. При этом каждая смерть уникальна и достаточно изощренно поставлена. Это захватывает, но к концу фильма приедается, а к его финалу вообще разочаровывает. Концовка ленты настолько открыта и проста, что сама собой приходит идея продолжения. Только вот в живых осталось только двое. Кому умирать то в продолжении?! Главная идея этой отличной картины: «Никто не сможет одурачить Смерть!». Режиссерский дебют Джеймса Вонга, ранее писавшего сценарии для известного телесериала «Секретные материалы», для которого и предназначался данный сюжет. Картина получила несколько наград и номинаций локального значения, в том числе и за актерскую игру Девона Савы и Али Лартер. Большинство персонажей в фильме имеют фамилии известных режиссеров и актеров фильмов ужасов: Лон Чейни, Джордж Ваггнер, Тод Броунинг, Альфред Хичкок, Макс Шрек, Вэл Льютон, Фридрих Вильгельм Мурнау. Во время начальных титров на экране показывают все виды смертей, которые позднее произойдут в картине: повешенная кукла, гильотина и кинжал, торчащий в чьей-то груди. Первоначальным названием картины было «Рейс 180», но компания «New Line Cinema» решила изменить его, чтобы не путали с фильмами «Самолет президента» и «Тюремный самолет», вышедшими немногим ранее. В США 17 июля 1996 года при взлете взорвался самолет со студентами, оправлявшимися во Францию. Тогда также предполагали, что в лайнере находилась бомба. Потом думали, что самолет был сбит случайной ракетой. В конце концов, правительственная комиссия пришла к выводу, что причиной катастрофы была механическая поломка. Бюджет картины составил 23 миллиона долларов, а собрала она только в прокате США почти 54 миллиона и еще 10 миллионов выручила за право использования на территории США. Визуальными эффектами занимался Рэй Макинтайр («Эпидемия», 1995; «Последний вздох», 1995; «Женщина-оса», 1995; «Сломанная стрела», 1996; «День независимости», 1996; «Нечего терять», 1997; «Ангелы Чарли», 2000; «Маленький Никки», 2000; «Красная планета», 2000; «Очень страшное кино-2», 2001; «Черный рыцарь», 2001; «Роллербол», 2002; «Блейд-2», 2002; «Человек-паук», 2002), а декорациями Джон Уиллетт («Домашнее хозяйство», 1987; «Застрелен насмерть», 1988; «Миссисипи в огне», 1988; «Фирма», 1993; «Блаженство», 1997; «День всех святых-7», 1998; «Лейк Плесид», 1999; «Шестой день», 2000). Грим сделал Райан Николсон («Экзистенция», 1999; «Очень страшное кино», 2000; «Репликант», 2001; «Потрошитель», 2001). Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшего юного актера (Девон Савва) и как лучшему фильму ужасов года.