Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПРИЗРАК ЕДЕТ НА ЗАПАД»
(The Ghost Goes West)

Великобритания, 1935, 95 мин., ч/б, «London Film Productions»
Режиссер и сценарист Рене Клэр по Эрику Кеоуну, сценарист Джеффри Керр
В ролях Роберт Донат, Джин Паркер, Юджен Паллетт, Эльза Ланчестер, Патрисия Хиллард, Мортон Селтен, Марк Дейли

Родственники богатого американского бизнесмена уговаривают главу семьи купить шотландский замок и по кирпичику перевезти его в Америку. Однако вместе с замком в Америку приезжает и его старый обитатель-призрак…
Американский миллиардер решил потешить свою любимую дочь Пегги и купил…старинный шотландский замок, но не просто купил, а решил его разобрать «по кирпичику, по доске» и перевезти его в Америку, а именно во Флориду и уже там опять его построить. Разве мог он предположить, что вместе с замком он приобретает и призрак по имени Мердок Глаури, который был проклят еще двести лет назад за то, что не выполнил обещание, данное его отцу, и умер во время войны трусом. Проклятье исчезнет тогда, когда Мердок найдет потомка из клана противников и заставит его признать, что один Глаури стоит пятидесяти МакКлаггенов. И вот все они плывут в Америку: и Пегги и Дональд, и предприимчивый отец, и замок, и, конечно же, призрак (а как ему остаться без замка, по которому он обречен бродить каждую ночь). Вся ситуация запутывается еще и тем, что потомок Глаури Дональд, как две капли воды, похож на своего предка-призрака Мердока. Дональд влюбляется в Пегги, а Мердок, бывший большим бабником, даже в виде призрака готов прицепиться к любой юбке, что вызывает возмущение Пегги. А поскольку она девушка современная и совсем не хочет верить, что именно призрак любит совращать, а Дональд тут не причем, он парень настолько скромный и нерешительный, что каждый раз немеет, когда слова любви уже готовы сорваться с его губ…
Дональда и Мердока сыграл замечательный английский актер Роберт Донат, который своей игрой дважды покорял членов американской Академии, один раз получив номинацию за роль в фильме «Цитадель» (1938), а второй раз завоевав премию «Оскар» за роль в фильме «До свидания мистер, Чипс» (1939), отвоевав премию у самого Кларка Гейбла за «Унесенных ветром». Донат, к сожалению, страдал от хронической астмы, которая сократила его карьеру и серьезно ограничила его экранные роли, которые свелись всего к двадцати фильмам. Многие считают, что его смерть является прямым результатом астмы, однако, его биограф Кеннет Курган утверждал: «Возможно, астма его ослабила, но, по сути дела, было обнаружено, что у него опухоль мозга размером с утиное яйцо и церебральный тромбоз был установлен в качестве основной причины смерти». «Призрак едет на Запад»-первый английский художественный фильм французского кинорежиссера Рене Клера. Этот фильм был самым успешным по кассовым сборам в 1936 году в Великобритании. Из всех великих европейских режиссеров, которые прибыли в Голливуд в 1930-40-е годы, Рене Клер, возможно, имеет наименее успешную карьеру в изгнании. Но, прежде чем путешествовать из Парижа через Атлантику в Новый Свет, Клер использует краткое пребывание в Великобритании, где он сделал эту удивительную комедию. Продюсер Александр Корда пригласил Клера в Лондон. Французский режиссер задумал поставить картину по рассказу английского писателя-юмориста Киоуэна. История привидения, волей обстоятельств перенесенного в современность, открывала богатые возможности для комедийной игры. Но как показать призрак на экране? Клеру пришла счастливая идея, а что, если у героя-призрака появится земной двойник в лице его дальнего потомка? Картина «Призрак едет на Запад» (1935) была отмечена Большой премией британского кино. Задолго до появления в американском кино 1980-90-х годов моды на легкое развлекательное кино со сверхъестественными мотивами (типа двух «Охотников за привидениями» Ивана Райтмана) французский режиссер Рене Клер в своей первой англоязычной картине еще в середине тридцатых иронично и изящно рассказал историю с призраком. Американский магазинный магнат Джо Мартин, решив порадовать свою дочь Пегги, купил понравившийся замок в Шотландии и перевез буквально по кирпичику к себе в Соединенные Штаты, а именно-во Флориду. Но выяснилось, что он унаследовал вместе с памятником старины еще и привидение по имени Мердок Глоури, оказавшееся похожим, как две капли воды, на своего далекого потомка Доналда Глоури, который влюблен в Пегги. Забавно взглянуть на этот модифицированный образчик уайлдовского «Кентервильского привидения» также и с кинематографической провидческой точки зрения. Сам Клер после непродолжительной работы в Великобритании был вынужден податься в США и оказаться в Голливуде своеобразным «европейским призраком на экспорт», пусть и более удачным в творческой карьере, нежели два других корифея французского кино 1930-х годов-Жан Ренуар и Жюльен Дювивье, но все равно неуловимо лишенным особого галльского шарма. Кстати, уже чисто американская мистическая фантазия «Я женился на ведьме» (1942) является словно лукавой обмолвкой Рене Клера, который знал подлинную цену своей кинодеятельности в Америке. И не послужил ли подобный опыт «общения» с призраками и ведьмами одним из вдохновляющих мотивов для создания им во Франции в 1949 году философско-метафорической ленты «Красота дьявола»?!