Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«РОВНО В ПОЛДЕНЬ»
(High Noon)

США, 1952, 85 мин., ч/б, «Stanley Kramer Productions»
Режиссер Фред Циннеманн, композитор Дмитрий Темкин
В ролях Гари Купер, Грейс Келли, Ллойд Бриджес, Лон Чейни, Томас Митчелл, Ли Ван Клиф

Шериф Уилл Кейн собирается жениться на очаровательной девушке Эми и уехать из родного городка. Но в день свадьбы Кейн узнает, что в город на полуденном поезде должен вернуться жестокий бандит Фрэнк Миллер, чтобы отомстить Кейну и всем жителям за то, что они засадили его в тюрьму много лет тому назад. Кейн уже передал бразды шерифа другому человеку, но все-таки решает остаться и защитить родной город…
Культовый фильм. Интересно, что режиссер и оператор не знали, что черный дым, валящий из трубы приближающегося поезда, означает, что у него сломаны тормоза. Поэтому им едва удалось спрыгнуть с пути, разбив камеру, но пленка уцелела. Именно этот эпизод вошел в фильм. Фильм несет в себе аллегорическое послание на неспособность кинематографистов Голливуда свидетельствовать против потенциальных коммунистов во время работы комитета под руководством сенатора Джозефа Маккарти. Здесь этот намек проходит в боязни людей города, стоящего перед смертельной опасностью, помочь шерифу Кейну. Позднее в «черный список» Голливуда попали продюсер этого фильма Роберт Липперт и сценарист Карл Форман (он оставался близким другом Гари Купера всю оставшуюся жизнь), что поставило крест на их успешной карьере в кино. Роль шерифа Уилла Кейна сценарист Карл Форман писал лично с себя. Это дебютный фильм будущей звезды вестернов Ли Ван Клифа. Первоначально именно он должен был играть роль Ллойда Бриджеса, но продюсеры попросили его сделать операцию по выпрямлению носа, на что актер отказался. В результате он получил незначительную роль члена банды Миллера по имени Джек Колби. Во время съемок этого фильма Гари Купер страдал от кровоточащей язвы. Кроме того, у него сильно болела спина, так что актеру было чрезвычайно трудно снимать большую финальную драку с Ллойдом Бриджесом (Купер не только снимался в этой сцене без дублера, но и лично предложил режиссеру кандидатуру Бриджеса на роль своего противника в этом фильме). Это любимый фильм бывшего президента США Билла Клинтона. Обратите внимание, что действие фильма разворачивается в реальном времени, что можно заметить по неоднократно демонстрирующимся часам (с 10.35 до 12.15). Фильм чрезвычайно не понравился Джону Уэйну, который был горячим сторонником преследования коммунистов в Голливуде. Позднее Джон Уэйн сожалел, что ему не предложили главную роль в этом фильме, хотя продолжал критиковать его за то, что Гари Купер бросал на землю свой значок шерифа и наступал на него. До последних дней своей жизни режиссер Фред Циннеманн боролся за то, чтобы его фильм не сделали цветным. В конце концов, компания Теда Тернера приобрела права на фильм и конвертировала его в цветной. Главную роль в картине отвергли Грегори Пек (который посчитал ее очень похожей на свою роль в фильме «Стрелок», 1950; но, так как актер был горячим противником комитета Джозефа Маккарти, то позднее сожалел о своем отказе, правда, добавляя, что вряд ли смог сыграть лучше Гари Купера), Кирк Дуглас, Чарльтон Хестон, Марлон Брандо и Монтгомери Клифт. 21-летняя Грейс Келли получила роль после того, как продюсер Стэнли Крамер увидел ее в театральной постановке (во время съемок у нее возник кратковременный роман с 51-летним Купером). На лицо Гари Купера практически не наносили грим, чтобы оно выглядело более угрожающим. Съемки картины заняли 28 дней (к планированию съемок 400 эпизодов Циннеманн подошел очень тщательно), и еще 10 дней заняли репетиции. Обычно Циннеманн не затрачивал на съемки одного эпизода более трех дублей. Между съемками Гари Купер обычно дремал под деревом. Фильм часто описывается как «вестерн для людей, которые не любят вестерны». В 1989 году накануне всенародных выборов в восставшей против коммунизма Польше на стенах домов появились постеры с изображением Гари Купера из этого фильма. Постеры призывали людей браться не за оружие, а идти голосовать. Над значком шерифа на груди Купера был логотип организации «Солидарность» Леха Валенсы с надписью «Ровно в полдень 4 июня 1989 года». В результате Валенса стал руководителем Польши, и это послужило началом падения коммунизма в Восточной Европе. До этого фильма 25-летняя карьера Гари Купера в кино уже шла на убыль, но именно эта картина позволила ему вновь вернуться в ряды самых популярных актеров. Интересный факт, что оператор этой картины Флойд Кросби является отцом Дэвида Кросби, рок-легенды из знаменитой группы «Кросби, Стиллс, Нэш и Янг» (ранее Дэвид играл и в группе «Byrds»). Картина получила «Оскар» за лучший монтаж, песню «Do Not Forsake Me, Oh My Darling», музыку и актера (Гари Купер не присутствовал на церемонии, и статуэтку за него получил Джон Уэйн), а номинировалась за лучшую режиссуру, сценарий и как лучший фильм года (по общему мнению, картина проиграла эту номинацию в пользу фильма Сесиля Де Милля «Величайшее представление на Земле» из-за того, что тот был яростным сторонником сенатора Маккарти). Также фильм удостоился «Золотого глобуса» за лучшую операторскую работу, музыку, актера (Купер) и актрису второго плана (Кэти Джурадо), а номинировалась за лучший сценарий, актрису-дебютантку (Джурадо) и как лучший фильм года. В 1989 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. При бюджете в 750 тысяч долларов картина в мировом прокате собрала 18 миллионов и еще 3, 4 миллиона выручила за право использования на территории США.