Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ОТВАЖНЫЙ СТРЕЛОК»
(Hombre)

США, 1967, 111 мин., «20th Century Fox»
Режиссер и продюсер Мартин Ритт, композитор Дэвид Роуз
В ролях Пол Ньюман, Ричард Бун, Фредрик Марч, Диана Силенто, Барбара Раш, Камерон Митчелл

Выросший среди индейцев белый американец Джон Расселл получает известие о смерти своих родителей, от которых ему в наследство перешла небольшая гостиница в провинциальном городке. Джон приезжает в город, оформляет все бумаги на продажу гостиницы и вечерним дилижансом собирается отправиться восвояси. Его попутчиками становятся колоритные персонажи, в том числе отвратительный громила Граймс. На следующий день дилижанс останавливают бандиты, и выясняется, что Граймс был их предводителем. Они грабят пассажиров дилижанса и бросают их посредине пустыни. Но бандиты не учли, что среди их жертв будет Джон Расселл, индеец по духу, а не мягкотелая американская игрушка…
Отличный оригинальный вестерн. Во время съемок фильма проходила очередная церемония вручения «Оскаров». Мартин Болсам номинировался за роль второго плана в картине «Тысяча клоунов» (1965), но не получил разрешения полететь на церемонию. Тогда Болсам просто сбежал с работы…и, в итоге, получил «Оскар».
Из журнала «Искусство кино». «Омбре» (Hombre)-слэнговое словечко: в устах персонажей американских вестернов оно означает примерно то же, что в устах героев Гладилина или Аксенова «чувак», то есть служит неким снижающим заменителем понятия «человек». На московском фестивале фильм так и назывался-«Человек»: очевидно, название его было переведено не с английского, а с испанского, откуда это слово родом и где оно обозначает попросту «человек» вне всякой стилистической окраски. Но произошла любопытная вещь-фестивальное название очень точно выразило основную тему картины: тот, кого в ней пренебрежительно называют «hombre»-белый, воспитанный среди индейцев, вдали от «цивилизации»-и оказывается на поверку подлинным «Человеком», в возвышенном значении слова. «Омбре» играет Пол Ньюман, основного его антагониста-Фредрик Марч. Герой Марча-престарелый правительственный чиновник, присвоивший казенные деньги. Дилижанс, нападение бандитов, перестрелка, бегство, преследование. Молоденькая жена чиновника, схваченная бандитами в качестве заложницы, и «омбре», нс испытывающий ни малейшей симпатии ни к ней, ни, в особенности, к покинувшему ее в беде мужу, но, тем не менее, жертвующий жизнью ради ее спасения от неминуемой мучительной смерти. Привычная сюжетная канва вестерна облагорожена здесь хотя и не очень, может быть, оригинальной, но честной и в данном случае, безусловно, заслуживающей уважения мыслью о нравственном превосходстве «естественного», порвавшего связи с обществом человека над человеком «цивилизованным», плоть от плоти буржуазного общества. Холодновато-точная, без эмоциональных всплесков режиссура Мартина Ритта и благородная сдержанность Пола Ньюмана, наделившего «омбре» духовной силой и человеческой значительностью, но словно бы загнавшего вглубь свой незаурядный актерский темперамент, показались бы, вероятно, не совсем уместными в вестерне «классического» типа, но здесь, в «интеллектуальном» вестерне, вестерне «для взрослых», они как нельзя более ко двору.