Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ДОМ ФРАНКЕНШТЕЙНА»
(House Of Frankenstein)

США, 1944, 71 мин., ч/б, «Universal»
Режиссер Эрл Кентон по Мэри Шелли, композиторы Ганс Салтер и Фрэнк Скиннер, сценарист Курт Сьодмак
В ролях Борис Карлофф, Лон Чейни, Гленн Стрейндж, Джон Кэррадайн, Кэррол Наиш, Джордж Зукко, Лайонел Этвилл

В грозовую ночь в тюрьму Нейштада, где уже двенадцать лет находится доктор Ньеманн вместе со своим ассистентом, горбуном Дэниелом, за эксперименты по пересадке органов животных и людей, попадает молния. В результате заключенные убегают. Ньеманн является учеником барона Франкенштейна. Брат Ньеманна был посвящен в секреты барона и передал их ему перед своей смертью. Ньеманн и Дэниел встречают профессора Лампини, который показывает на ярмарках скелет Дракулы, пронзенный колом. Ньеманн, оказавшись на свободе, намеревается отомстить трем главным виновникам своего заключения. Для начала Дэниел убивает Лампини и захватывает фургон. В Рейгелбурге Ньеманн объявляет себя братом Лампини и открывает Музей ужасов. Он вынимает из скелета Дракулы кол и превращает его в существо из плоти и крови. Дракула превращается в летучую мышь и начинает пить человеческую кровь. Вскоре смерть настигает бургомистра городка: первая месть Ньеманна осуществлена. Дракула приводит в свою карету внучку бургомистра. Наступает рассвет, Дракула не успевает вовремя лечь в свой гроб. Вампир погибает, а молодая женщина обретает желанную свободу. Ньеманн и Дэниел возвращаются в деревню барона Франкенштейна. Горбун встречает очаровательную танцовщицу-цыганку. Разыскивая записи барона в руинах замка, Ньеманн обнаруживает монстра Франкенштейна и Ларри Талбота, оборотня, сохранившихся во льду. Ньеманн освобождает Талбота, который помогает ему найти драгоценные записи Франкенштейна. Единственной мыслью Талбота является смерть, которая может положить конец висящему над ним проклятию. Ньеманн обещает ему помочь. Со своими компаньонами Ньеманн возвращается в деревню Визария. Во время пути цыганка влюбляется в Талбота к большому разочарованию горбуна. Прибыв домой, Ньеманн проводит эксперименты по оживлению монстра Франкенштейна, чьи ткани были повреждены в результате долгого пребывания во льду. Дэниел похищает двух жителей деревни, которым Ньеманн приготовил ужасную месть. Он намеревается пересадить мозг одного из них монстру, а другому-мозг Талбота. Горбун напоминает Ньеманну его обещание: он мечтает увидеть мертвое тело Талбота. Но это не входит в планы Ньеманна. Разочарованный и рассерженный, горбун открывает цыганке правду о том, кого она любит. Во время полнолуния, принеся в жертву свою любовь, она стреляет серебряной пулей в Талбота. Смертельно раненый оборотень превращается в нормального человека. Но он случайно смертельно ранит цыганку. В гневе Дэниел убивает Талбота, а на него самого нападает монстр Франкенштейна, который бросает его в пропасть. Жители деревни поджигают дом Ньеманна и гонят своими факелами монстра прямо к болоту, где он тонет вместе с Ньеманном, который пытается его защитить…
В период с 1931 по 1946 год студия «Universal» выпустила около сорока фильмов ужасов, в которых использовала пять основных классических тем: Франкенштейна, Дракулу, мумию, человека-невидимку и оборотня. В этом ряду картина «Дом Франкенштейна» занимает особенное место. Она построена на одновременном показе героев трех разных циклов: Дракулы, Франкенштейна и оборотня (планировалась еще и мумия, но была вычеркнута из сценария по бюджетным соображениям). В картине Роя Уилльяма Нила «Франкенштейн встречает оборотня», вышедшей годом раньше, имело место встреча двух персонажей. В этой картине совмещены шестая сага о Франкенштейне, четвертое появление Дракулы и третье-оборотня. Фильм просто насыщен действием, и является больше динамичным action’ом, чем ужастиком. Он является наименее многословным, чем все фильмы, поставленные до него. Картина составлена как бы из двух самостоятельных фильмов со своими собственными сюжетами. Режиссер попытался насытить все семьдесят минут экранного времени действием, поэтому сильно рисковал, увеличив до такой степени скорость развития событий. Не имея времени придумать что-то новое, сценаристы собрали вместе экстраординарность, присущую Джеймсу Уэйлу, нездоровое очарование Дракулы, ранее показанное Тодом Броунингом, Хиллером и Сьодмаком и элегантность, изображенную Роем Уилльямом Нилом. Это смешение стилей еще более ускорило ритм повествования, никогда ни до, ни после не использованный в фильмах этих циклов. Каждый герой умирает в соответствии со своими характеристиками. Дракула погибает из-за того, что не рассчитал время возвращения в гроб; оборотень, наконец, вознагражден смертью, которой страстно хотел, чтобы избавиться от проклятия; Ньеманн, соперник Франкенштейна, будет наказан за то, что улучшил работу своего учителя. Золотой век фантастических фильмов студии «Universal» закончился в 1946 году. С 1948 года начался новый жанр: пародий Эбботта и Костелло. Наступила другая эпоха. В этом смысле «Дом Франкенштейна» есть прощание с золотым веком. Интересно, что Борис Карлофф не захотел играть роль монстра Франкенштейна. Он передал эстафету Гленну Стрейнджу («Флэш Гордон», 1936; «Могила мумии», 1942; «Синбад-мореход», 1947; «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна», 1948), который использовал свой шанс с блеском. Он сыграл роль монстра всего в трех картинах, но так и не достиг той популярности, которой заслуживал. Студия «Universal» попыталась в последний раз использовать беспроигрышную формулу в фильме «Дом Дракулы» (1945), но без присущего ей былого успеха. Роль Дракулы должен был играть Бела Лугоши, но так как Борис Карлофф гастролировал со спектаклем «Мышьяк и старые кружева», то съемки пришлось задержать, в результате чего Лугоши покинул проект. Вместо него был приглашен Джон Кэррадайн. Первоначальным названием картины было «Devil’s Brood». Бюджет фильма составил 350 тысяч долларов, из которых на гонорары главных исполнителей ушло: Карлоффу-20 тысяч, Чейни-10 тысяч, Кэррадайну и Наишу-по 7 тысяч, Этвиллу-1750 долларов, Зукко-1500 долларов, а Стрейнджу-всего 500 долларов. Съемки заняли целый месяц. Первый исполнитель роли монстра Франкенштейна Борис Карлофф на съемочной площадке лично показывал Стрейнджу, как должен двигаться монстр. Финальную сцену погружения монстра в песках снимали на протяжении трех дней. После трехчасового сидения в гримерном кресле, Гленн Стрейндж остаток дня проводил по пояс погруженный в холодную мокрую жижу, которая изображала песок. К концу дня от так замерзал, что не чувствовал своих ног. На третий день съемок на это обратил внимание Лон Чейни, предложивший (как большой специалист по этой части) Стрейнджу употребить алкоголь. В перерывах между дублями Чейни принес ему бутылку виски. В результате к концу съемочного дня Стрейндж так напился, что едва смог переодеться после того, как с него сняли грим. Грим к картине сделал Джек Пирс, а спецэффекты Джон Фултон.