Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«Я ЛЮБЛЮ ТРУДНОСТИ»
(I Love Trouble)

США, 1948, 93 мин., ч/б, «Cornell Pictures»
Режиссер С. Силвэн Саймон, сценарист Рой Хаггинс
В ролях Франшо Тоун, Джанет Блэр, Дженис Картер, Гленда Фаррелл, Эдуард Чианнелли, Роберт Бэррат, Том Пауэрс

В Лос-Анджелесе частный детектив Стюарт Бэйли следит за выходящей из банка миссис Джонстон, после чего встречается с ее мужем, крупным предпринимателем и городским чиновником мистером Джонстоном, который нанял детектива, чтобы выяснить прошлое своей жены. Он показывает детективу адресованное миссис Джонстон анонимное письмо, в котором некто пытается ее шантажировать. Бэйли говорит, что у его жены был открыт в банке счет на имя Джейн Бригер, с которого она только что сняла крупную сумму наличных. По словам Джонстона, его жена чуть более года назад прибыла из Портленда, где прожила всю свою жизнь, а 7 месяцев назад он на ней женился. Так как у Джонстона из-за жены могут возникнуть проблемы с деловыми партнерами, он поручает Бэйли выяснить в Портленде все о ее прошлом. В Портленде Бэйли находит бывшего владельца клуба «Карусель», темного дельца по фамилии Келлер, который сообщает, что Джейн Бригер действительно работала танцовщицей в его клубе, однако после того, как клуб закрылся шесть лет назад, она уехала в Лос-Анджелес вместе с эстрадным комиком по имени Бастер Баффин. По просьбе Бейли Келлер подсовывает ему фотографию Джейн Бригер, на которой детектив узнает миссис Джонстон. Вернувшись в Лос-Анджелес, Бэйли показывает эту фотографию мистеру Джонстону, сообщая, что она перебралась в город уже шесть лет назад вместе с Баффиным, который ушел из шоу-бизнеса и открыл небольшое прибрежное кафе. Детектив находит Баффина, показывая ему фотографию, которую получил от Келлера. Баффин сообщает детективу, что когда шесть лет назад они прибыли в Лос-Анджелес, Джейн Бригер устроилась под именем Джейни Джой в клуб «Зоро» в Лонг-Биче, после чего он потерял с ней связь. Когда детектив выясняет, что в клубе «Зоро» о Джейни Джой никто не слышал, он обходит все места в городе, где могла бы работать Джейни Джой, но это не дает никаких результатов. Однако в тот же день в офис к Бейли приходит манекенщица Норма Шэннон, узнавшая в своем модельном агентстве о том, что он ищет Джейни Джой. Она говорит, что ее настоящее имя-Гретчен Бригер, далее заявляя, что Джейн является ее сестрой, о судьбе которой ничего не знает после того, как шесть лет назад получила от нее последнее письмо из Акапулько. Бэйли подозревает, что Норма по чьему-то заданию пытается завести расследование в тупик. Он привозит Норму к себе домой, где показывает полученную от Келлера фотографию, однако Норма не узнает на ней свою сестру. Тем же вечером к Бэйли на улице подходит человек с пистолетом и дает 200 долларов, взамен требуя оставить Джейни Джой в покое. После того, как Бэйли отказывается, мужчина уезжает, однако Хэйзел Биксби, секретарша Бейли, успевает записать номер его автомобиля и по адресу выясняет имя и место жительства его владельца. Бэйли приезжает в Пасадену на шикарную виллу владельца автомобиля, мистера Каприйо, где узнает шофера, который дал ему вчера 200 долларов, однако тот делает вид, что видит детектива впервые. Мистер Каприйо приглашает Бэйли в дом, где знакомит его со своей женой Алисией, которая рассказывает, что шофер Мартин, о котором спрашивает детектив, работает у нее уже в течение шести лет, еще с того момента, когда она жила в Бразилии. Вчера же вечером, по утверждению Алисии, Мартин был дома. Вернувшись в офис, Бэйли связывается с Баффиным, который по телефону сообщает, что готов за большие деньги продать ему важную информацию о Джейн Бригер. Детектив приезжает на встречу в кафе, где перед самым его появлением кто-то убивает Баффина из пистолета. Позже вечером Норма приглашает Бэйли к себе домой, где детектив просит ее объяснить, почему она не узнала на фото свою сестру, однако Норма выражает сильное сомнение в том, что на фото была именно Джейн. Когда Бэйли и Норма приезжают к детективу домой, чтобы посмотреть на фото еще раз, они видят, что кто-то перевернул там все верх дном, кроме того, его ожидают полицейские, а фотография пропала. Лейтенант полиции Куинт говорит, что Бэйли видели на месте убийства Баффина и просит объяснить, каким образом тот там оказался. Бэйли говорит, что был там в связи с собственным расследованием, однако отказывается назвать имя своего клиента. Вернувшись в офис, Бэйли видит, что люди Келлера во главе с Рино проводят там обыск. Бандиты оглушают детектива и увозят в один из своих особняков. Когда Бэйли приходит в себя, Рино требует сказать, где находится Джейни Джой. Бэйли удивляет то, что Келлер стал искать ее именно сейчас, хотя, по его же словам, она уехала из Портленда шесть лет назад. Затем бандиты усыпляют его бромидом и запирают в одной из комнат, однако на следующее утро детективу удается сбежать. Бэйли заходит в кафе напротив своего офиса, где выясняет у официантки, что сидевшая там вчера миссис Джонстон ушла вместе с Баффиным. Поднявшись в свой кабинет, Бэйли заявляет ожидающему его мистеру Джонстону, что это его жена убила Баффина. Далее детектив рассказывает, что Джейн Бригер приехала в Лос-Анджелес шесть лет назад, где сменила имя на Джейни Джой. Когда Бэйли первый раз встретился с Баффиным, тот попросил за информацию о ней лишь 40 долларов, однако после встречи с миссис Джонстон, Баффин потребовал уже значительно больших денег. Когда Бэйли угрожает сообщить об этом в полицию, Джонстон заявляет, что его жена пропала. Затем Бэйли находит сексуальную подружку Келлера по имени Бутс Нестор, которую просит помочь организовать ему встречу с Келлером у себя дома. Вернувшись в свою квартиру, Бэйли видит, как Норма наводит порядок в его вещах. Все еще подозревая ее, Бэйли говорит Норме, что его влечет к ней, после чего они обнимаются и целуются. Норма показывает ему письмо от сестры из Акапулько, однако у нее нет почтового конверта. В квартиру входит Хэйзел с только что доставленной посылкой, в которой оказывается офисный револьвер Бэйли, из которого недавно стреляли. Детектив немедленно выпроваживает Норму, говоря, что его подставили и сейчас будет опасно, а секретарша успевает только спрятаться в соседней комнате, когда в квартире появляются двое полицейских. В этот момент некто звонит по телефону, анонимно сообщая Бэйли, что тело убитой Джейни Джой можно найти на пирсе в Малибу. В этот момент как раз прибывает лейтенант Куинт, который собирается допросить Бейли в связи со смертью миссис Джонстон, тело которой извлекли из воды в Малибу примерно полчаса назад. Полиция забирает на экспертизу револьвер Бэйли. На берегу около трупа миссис Джонстон полиция обнаруживает авторучку с инициалами Бэйли, а в сумочке жертвы-чековую книжку на чужое имя, с которой два дня назад были сняты 40 тысяч долларов. Заключив, что Бэйли мог убить миссис Джонстон ради денег, полиция арестовывает его и отправляет в участок, однако с помощью Хэйзел детективу удается сбежать от полиции и успеть на встречу с Келлером. Однако когда Бэйли заходит в квартиру, его ожидает Алисия, которая сознается в том, что взяла Мартина на работу, потому что он знал тайну ее прошлого, которую она пыталась скрыть от мужа. Алисия также говорит, что знала Джейни Джой, которая работала артисткой в Бразилии. Когда детектив пытается ее обнять и поцеловать она реагирует точно так, как это описывал Келлер, говоря о Джейн Бригер, после чего детектив убеждается в том, что Алисия и есть Джейн Бригер. То есть так ее звали шесть лет назад, когда она уезжала из Портленда, после чего в Лос-Анджелесе сменила имя на Джейни Джой. Их разговор прерывает звонок от мистера Джонстона, сообщающего, что его жена убита. На это Бейли отвечает, что он только что получил письмо от миссис Джонстон, и не знает, как с ним поступить. Джонстон требует не вскрывать письмо, так как теперь оно служит уликой по делу об убийстве жены. В этот момент в квартире появляется Келлер, который называет Алисию своей бывшей солисткой Джейн Бригер. Она его тоже узнает, хотя и не рада встрече с ним. Вскоре входит Норма, и они с Алисией узнают друг в друге сестер. Когда Келлер требует от Бейли сказать, нашел ли тот его жену. Алисия, увидев ее фотографию, заявляет, что на ней изображена ее бывшая подруга Эллен Элзворт, которая действительно была женой Келлера. Детектив рассказывает далее, что примерно год назад жена Келлера сбежала от него, прихватив 40 тысяч долларов, и теперь владелец клуба пытается найти ее, чтобы вернуть свои деньги. Однако сегодня днем его жену убили. Бэйли говорит, что подозревал, что убийство совершил Келлер, но сейчас полиция обвиняет в этом его. Узнав о смерти жены, Келлер уходит со словами, что на самом деле он очень ее любил и просто хотел вернуть. После этого Алисия говорит, что скрывает от мужа свое прошлое, и поэтому платила всем, кто мог ее выдать, включая Баффина и людей в клубе «Зоро», а также избегала общения с сестрой. В этой связи Бэйли замечает, что теперь, когда по документам Джейни Джой, она же Джейн Бригер, официально мертва, Алисии больше не надо опасаться, что муж узнает о ее прошлом. В этот момент дверь открывает мистер Джонстон, и, собирается застрелить Бэйли, заявляя, что по мнению полиции, это детектив убил его жену. И потому в случае, если Джонстон сейчас застрелит Бейли при попытке сопротивления, суд его оправдает. Однако Бэйли останавливает его, показывая, что в комнате много свидетелей. Затем детектив заявляет, что на самом деле это Джонстон убил свою жену, напоминая о ее письме. Отобрав у детектива письмо, Джонстон понимает, что тот его обманул, использовав письмо как наживку, чтобы заманить к себе. Бэйли объясняет, что Джонстон перемудрил, когда в анонимном телефонном разговоре назвал убитую Джейни Джой, пытаясь таким образом связать ее убийство с прошлым своей жены. Однако его жена никогда не была Джейни Джой, и все знали об этом, кроме Джонстона и Бэйли. На самом деле, сбежав от Келлера, она взяла имя своей знакомой Джейн Бригер, чтобы поступить в университет, после чего вышла за Джонстона замуж. В завершение Бэйли заявляет, что по отпечаткам пальцев полиция легко установит, что мистер Джонстон сам написал анонимку жене, чем спровоцировал ее на убийство Баффина. Джонстон признает, что написал это письмо, но при этом утверждает, что обожал свою жену, на что Бэйли отвечает, что на самом деле он обожал ее 40 тысяч. По словам детектива, Джонстон был влюблен в нее до тех пор, пока не узнал, что она еще более порочна, чем она сам. Что она лгунья, воровка и двоемужница. А кроме того, она не любила его и использовала исключительно для того, чтобы скрыться от преследования. В этот момент разъяренный Джонстон пытается застрелить детектива, однако поджидавшие у двери копы разоружают и уводят Джонстона, после чего Бэйли и Норма обнимают и целуют друг друга…
Сценарий фильма написал Рой Хаггинс по собственному роману «Повторный взгляд» (1946). Фильм рассказывает о частном детективе Стюарте Бэйли, которого нанимает богатый влиятельный политик для расследования прошлого своей жены. В процессе работы детектив сталкивается с множеством подозрительных персонажей, обманом, подменой личности, подтасовкой фактов, подставами, попытками подкупа, избиениями, арестом и убийствами, в итоге раскрывая сложный и запутанный клубок интриг. Критики обращали внимание на сходство этой картины с фильмами нуар, поставленными по книгам Рэймонда Чандлера, такими как «Это убийство, моя милочка» (1944) и «Леди в озере» (1947). Другими фильмами нуар, расследование в которых ведут частные детективы, являются «Мальтийский сокол» (1941), «Большой сон» (1946), «Темный угол» (1946), «Кровавые деньги» (1947) и «Целуй меня насмерть» (1955). Сценарий фильма написал Рой Хаггинс по собственному роману «Повторный взгляд», который впервые был опубликован как роман с продолжением в журнале Saturday Evening Post в 1946 году. Как пишет киновед Кеннет Бертон Смит, «если роман и не перевернул весь мир, тем не менее, он стал важной ступенькой к длинной и славной карьере его автора». Вскоре Хаггинс принял участие в работе над сценариями фильмов-нуар «Леди играет в азартные игры» (1949), «Слишком поздно для слез» (1949), «Женщина в бегах» (1950) и «Легкая добыча» (1954). А несколько лет спустя Хаггинс добился крупного успеха на телевидении, где стал автором и продюсером таких популярных детективных сериалов, как «Мэверик» (1957-62) и «Беглец» (1963-67), а позднее «Досье детектива Рокфорда» (1974-80). В 1958 году Хаггинс снова взялся за своего героя, частного сыщика Стюарта Бэйли. С него «стряхнули пыль и привели в порядок, он овладел иностранными языками, биографией бывшего государственного агента, стильным гардеробом, партнером и модным городским адресом. В результате появился телесериал «Сансет стрип, 77» (1958-64), бесспорно один из самых влиятельных телесериалов про частных детективов в истории, в котором роль Бэйли исполнил Ефрем Цимбалист-младший». Начав режиссерскую карьеру в 1937 году, режиссер С. Саймон Силвэн поставил за 12 лет 34 картины, скоропостижно скончавшись в 1951 году в возрасте 41 года. Среди наиболее значимых его работ в качестве режиссера-музыкальная комедия «Рио-Рита» (1942), фильм нуар «Убийство на Центральном вокзале» (1942), комедия «Эббот и Костелло в Голливуде» (1945) и вестерн «Жажда золота» (1949). А в 1951 году он был удостоен номинации на «Оскар» как продюсер романтической комедии «Рожденная вчера» (1951). Франшо Тоун начинал карьеру в кино в качестве партнера звездных актрис в серии мелодрам 1930-х годов, после чего в середине 1930-х годов добился признания с такими фильмами, как «Мятеж на Баунти» (1935), который принес ему номинацию на «Оскар», «Жизнь бенгальского улана» (1935) и «Три товарища» (1938). Впоследствии он сыграл в нескольких фильмах нуар, наиболее значимые среди которых «Леди-призрак» (1944), «Темные воды» (1944) и «Мозаика» (1949). Джанет Блэр в 1940-е годы обычно играла вторые главные роли в комедиях и мюзиклах, таких как «Моя сестра Эйлин» (1942), «Однажды» (1944) и «Сегодня вечером и каждый вечер» (1945). В 1948 году она вместе с Адель Джергенс сыграла в комедии «Человек из Фуллер браш», которую по истории Роя Хаггинса поставил режиссер Силвэн Саймон. Позднее Блэр работала преимущественно в телевидении, а в 1960-е годы появилась в двух заметных картинах-комедии «Мальчики отправляются гулять» (1962) и фильме ужасов «Ночь орла» (1962). Дженис Картер была известна главными ролями в фильмах нуар категории В, таких как «Знак Свистуна» (1944) и «Сила Свистуна» (1945), «Ночной редактор» (1946), «Подставленный» (1947) и «Женщина на пирсе 13» (1949). В начале 1950-х годов она сыграла в военной драме «Летающие морпехи» (1951) и вестерне «Санта-Фе» (1951), после чего ушла на телевидение, а в 1956 году вообще завершила профессиональную карьеру. После выхода на экраны фильм остался мало замеченным критикой, и со временем оказался практически забытым. Между тем, некоторые современные киноведы дают ему достаточно высокую оценку. В частности, Кевин Бертон Смит назвал картину «ныне забытым, но во многом сильным фильмом нуар с Франшо Тоуном и Джанет Блэр в главных ролях, а также с хорошо подобранным составом опытных актеров криминального кино, включая Рэймонда Берра в небольшой роли». Как написал Дерек Доррис, «если покопаться в архивах фильма нуар, обязательно в скором времени извлечешь на поверхность какой-либо забытый бриллиант, и одним из таких запылившихся бриллиантов является этот фильм». По словам киноведа, несмотря «на веселое название и игривое вступление, в дальнейшем зрителя ожидает крутая история в духе Рэймонда Чандлера. Но это не Чандлер, а Рой Хаггинс, и это недостаток, так как многие могли бы посчитать этот фильм вариацией на тему «Леди в озере» и «Прощай, моя любимая». Поначалу фильм движется вперед «детскими шажками», предлагая обмены репликами, «обжигающими едким остроумием, но вскоре вы уже не понимаете, куда все это завело. Артур Лайонс также посчитал, что фильм является «своего рода смесью «Прощай, моя любимая» и «Леди в озере», далее обращая внимание на то, что «чересчур закрученный сюжет истории искусно воплощен на экране, создавая массу саспенса». Тони Д’Амбра, назвав картину «веселой лос-анджелесской шумихой на территории Марлоу», далее отметил, что это «типично нуаровая, мощная и энергичная мелодрама», в которой «парням жестко дают пощечины, их накачивают наркотиками и вырубают ударами сзади», при этом «в этой очаровательно запутанной истории обмана, алчности, подстав, убийства и сексуальных уловок» есть «юмор и отточенные остроумные реплики», заключая, что это «просто чудесный фильм нуар, который надо смотреть». По словам Д’Амбры, писатель-детективщик Рой Хаггинс, известный по работе над такими фильмами нуар, как «Слишком поздно для слез» и «Легкая добыча», при написании сценария оживил увлекательный сюжет своего романа возбуждающим диалогом, а С. Силвэн Саймон, известный как штатный режиссер фильмов категории В на студии Columbia, осуществил «поразительно насыщенную и живую постановку картины». Как отметил Доррис, «Саймон уверенно работает за камерой, равномерно распределяя напряжение, несмотря на изобилие сюжетных поворотов». Д’Амбра также обратил внимание на «отличную нуаровую операторскую работу Чарльза Лоутона-младшего», а также «динамичную музыку Джорджа Дьюнинга, которая безболезненно переходит от мрачной мелодрамы к распутным подмигиваниям». Д’Амбра отметил, что фильм содержит несколько запоминающихся сцен, среди которых особенно сильное впечатление производит эпизод в кафе, в котором съемка ведется с позиции человека, который с оружием в руке наступает на «напуганную жертву, которая пятится назад в маленькой комнате». Кроме того, производят впечатление и «натурные уличные съемки, придающие картине правдоподобный вид», которые выполнены как «при дневном свете на улицах Лос-Анджелеса», так ночью при свете фонарей «в забегаловках, на улицах пригородов и в мрачных переулках промышленных районов». В одной из памятных дневных сцен, когда Бэйли преследует другая машина, он с помощью ловкого маневра эффектно выскакивает на своего преследователя, а затем начинает погоню за ним. «Постановка камеры и элегантное панорамирование по мере того, как каждая машина кренится на экране, делают этот эпизод одним из наиболее увлекательных». Критики в целом положительно оценили игру Франшо Тоуна в главной роли. Как написал Майкл Кини, «Тоун играет бойкого и веселого частного детектива, нанятого политиком выяснить прошлое своей жены. В ходе расследования частного детектива несколько раз избивают, он флиртует практически с каждой женщиной в фильме, кроме своей преданной секретарши, и арестовывается полицейскими детективами за убийство». Эриксон отмечает, что «как и большинство киношных частных сыщиков, Тоун притягивает к себе женщин как магнит». Д’Амбра называет исполнение Тоуном «роли лос-анджелесского частного детектива великолепным», заметив, что истоки его работы можно увидеть в образах частного сыщика Филиппа Марлоу, которые создали Хамфри Богарт и Дик Пауэлл. При этом Доррис замечает, что «Тоун-это в большей степени Пауэлл, чем Богарт, но он умеет драться и острить не хуже них». По словам Дорриса, помимо Тоуна «в центре внимания картины находятся только дамы». Д’Амбра замечает, что «дамы этой картины-Джанет Блэр, Дженис Картер, Адель Джергенс, Линн Меррик и Клэр Карлтон-восхитительно здоровы и энергичны в ролях хороших-плохих девушек, у которых столько шарма и двусмысленности, что хватило был на нескольких Марлоу». Кини добавляет, что внимательное наблюдение за действиями женских персонажей (которых играют Блэр, Картер, Джергенс и Меррик) «является ключом к тому, чтобы разобраться в этом запутанном нуаре». Доррис отмечает, что «Джанет Блэр подозрительна в качестве потенциальной возлюбленной героя, а Дженис Картер в роли очень скрытной леди выдает еще более неоднозначную игру». Д’Амбра выделяет также эпизодическую актрису Гленду Фаррелл в роли «милой, верной, эксцентричной и проницательной секретарши Хэйзел», которая «доставляет комическое наслаждение». Стивен Герей тонко и сдержанно играет сомнительного владельца ночного клуба и таинственного криминального босса. Кини также упоминает, что фильм «интересен главным образом появлением двух относительных новичков в кино, Рэймонда Берра и Джона Айрленда, которые сыграли подручных Герэя».