Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ИАКОВ»
(Jacob)

Чехия-США-Великобритания-Нидерланды-Франция-Италия-Германия, 1994, 91 мин., «Antena 3 Television/Beta Film/British Sky Broadcasting»
Режиссер Питер Холл по Франческо Марии Наппи, сценарист Лайонел Четвинд
В ролях Мэттью Модайн, Лара Флинн Бойл, Кристоф Вальц, Ирен Папас, Шон Бин, Джосс Экланд, Джанкарло Джаннини

История Иакова излагается в Книге Бытие. Она начинается с того, что Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причем народ, который произойдет от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего. Будучи любимцем матери Ревекки, Иаков хитростью добился от престарелого слепого отца Исаака благословения на первородство и сделался родоначальником избранного народа Израильского. Вся дальнейшая жизнь Иакова, как она рассказана в книге Бытие, представляет собой расплату за обман…
Иаков-ветхозаветный персонаж из Книги Бытия в эпоху после Потопа и до дарования Моисею Закона. Третий библейский патриарх (после Авраама и Исаака), родоначальник 12 колен Израилевых. Младший из сыновей-близнецов Исаака и Ревекки, родившей после двадцатилетнего бесплодного брака. После схватки с ангелом именуется как Израиль, реже Исраиль. Почитается во всех авраамических религиях: в иудаизме, христианстве и исламе (как Якуб). Имя Иаков интерпретируется как производное от слова «акев» (пята; след), так как Иаков вышел из чрева матери, ухватившись за пяту старшего брата, Исава. Помимо имени собственного, ивритское Йааков является глаголом в форме будущего времени третьего лица мужского рода и переводится как «он будет следовать, последует». Спустя двадцать лет после того, как Исаак взял Ревекку в жены, у Ревекки от Исаака (сына Авраама) родились два сына-близнеца. Старший сын был назван Исавом, а младший-Иаковом. История Иакова излагается в Книге Бытия. Она начинается с повествования о том, как Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причем народ, который произойдет от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего. Характеры и занятия братьев разнились: Иаков был «человеком кротким, живущим в шатрах», а Исав-«человеком, искусным в звероловстве, человеком полей». Будучи любимцем матери Ревекки, Иаков, выменяв Исаву красноватую снедь (чечевичную похлебку) за право первородства, хитростью добился от отца Исаака, благоволившего Исаву, благословения на первородство и сделался родоначальником еврейского народа. Вся дальнейшая жизнь Иакова, вынужденного расплачиваться за свой обман, рассказана в книге Бытие. Избегая мести брата Исава, высказавшего свое желание его убить, Иаков, по совету своей матери Ревекки, удалился в город Харран (Северная Месопотамия, Арам-Нахараим). По его словам, в тот момент он имел с собой лишь один дорожный посох, а голову для сна преклонял на камнях. Во время своего побега, в одну из ночей, он увидел во сне мистическое видение, известное сейчас как Лестница Иакова. Это видение очень напугало Иакова. Он посчитал, что находится в месте священного портала, используемого Богом. Поэтому утром он поставил камень, на котором преклонил голову, как памятник и освятил его елеем. И назвал он это место, ранее известное как Луз, Вефилем. Придя в Харран, Иаков навел справки о состоянии здоровья и благосостоянии семейства Лавана-брата своей матери. Познакомившись с родственниками, он предложил Лавану свои услуги в качестве пастуха с тем условием, что платой Лавана за семь лет работы Иакова станет заключение брака Иакова с Рахилью; на что Лаван дал свое согласие, но позже несколько обманул ожидания Иакова, выдав за него, под видом Рахили, старшую из своих дочерей-Лию. Общественные традиции не позволяли Лавану выдать младшую дочь замуж раньше старшей. Но Лаван успокоил Иакова, сказав, что по окончании свадебной недели он выдаст за него и обещанную ему Рахиль. При этом он добавил уже свое условие, что Иаков отработает за Рахиль последующие семь лет. Этот случай был не единственным, когда Лаван менял условия сделок; и, видимо, этим он настроил Иакова против себя, в результате чего Иаков и сам, в свою очередь, начал извлекать пользу для себя, но нанося вред Лавану, ухудшая поголовье его племенных овец. Отработав на Лавана семь лет за Рахиль, он еще шесть лет работал на тестя за скот определенной масти. В процессе работы Иаков создал все условия для того, чтобы скот принадлежащей ему масти был сильным, здоровым и давал качественную шерсть; а скот, принадлежащий по договору Лавану, был хуже. Уход Иакова из Харрана в Библии объясняется откровением, полученным Иаковом, хотя само событие больше напоминало бегство, поскольку он ушел из дома Лавана не попрощавшись и забрав с собой его дочерей и внуков, в то время как Лаван пошел стричь овец и находился в трех днях пути от дома. Иаков решил не прощаться, поскольку опасался каких-то осложнений. Причины для осложнений были в детях и внуках, которые своим трудом и заботой могли скрасить Лавану старость. Лия и Рахиль, в ответ на призыв Иакова к отъезду, отметили, что их отец растратил свое состояние и поэтому после его смерти на заслуживающее внимания наследство рассчитывать не приходилось. Кроме того, они припомнили и то, что Лаван продал Иакову своих дочерей как вещи, что давало Иакову права собственности на своих жен. Впрочем, несмотря на поспешный отъезд Иакова, Лаван все же догнал караван зятя на дороге, ведущей в Ханаан, и таким образом хоть как-то, но попрощался с близкими и родными. Искал он также и фигурки своих родовых божков, украденные Рахилью и спрятанные ею под верблюжьим седлом (как предполагают некоторые ученые, само по себе владение родовыми идолами в то время считалось весомой долей в наследстве; а согласно законодательству Хаммурапи, зять, обладавший статуэткой тестя, пользовался правом наследства наравне с сыновьями). Сопоставляя данные из биографии Иосифа и Иакова в Египте, можно сделать вывод, что Иаков пришел в Харран в возрасте 77 лет. На Лии и Рахили женился через 7 лет после прибытия, то есть в 84 года. Первый ребенок от Рахили-Иосиф-родился у Иакова за 6 лет до возвращения в Ханаан, на 91-м году его жизни-то есть через 7 лет после двойной свадьбы. С рождением Иосифа, после 14 лет пребывания в Харране, Иаков хотел сразу же вернуться на родину. Но так как Лаван уговорил его остаться и работать ради получения крупной доли от стада овец, то Иаков задержался у него еще на 6 лет и вернулся на землю отцов в Ханаан к отцу и матери только спустя 20 лет после бегства. Его отец Исаак умер через 24 года после возвращения сына в возрасте 180 лет. Умер Исаак возле дубравы аморрея Мамрия под Хевроном, в тех местах, где прожили последние годы своей жизни его отец Авраам и мать Сарра. Сыновья Исав и Иаков похоронили отца Исаака к востоку от города Кириаф-Арбы (то есть Хеврона), на поле хетта Ефрона бен Цохара в пещере Махпела, рядом с его родителями. Впоследствии на том же месте похоронили и жену Исаака-евекку. По причине своего трудолюбия, Иаков уже в Харране смог стать изрядно богатым человеком. Он вернулся домой, имея многочисленных слуг, стада верблюдов, ослов, коров, коз и овец. Так, благодаря помощи Божией Иаков весьма преуспевал в хозяйстве. К моменту возвращения Иакова, Исав был не только состоятельным, но и весьма влиятельным; и судя по радости от встречи, меньше всего его беспокоило утраченное когда-то по глупости первородство. Со временем нажитое и унаследованное братьями животноводческое хозяйство так разрослось, что доступная им земля, на которой они пасли скот, больше не могла обеспечивать травой растущие стада. Чтобы избежать конфликтных ситуаций между пастухами и решить проблему жизненного пространства, Исав решил уйти на юг. Так, несмотря на отчасти несправедливо отнятое (купленное за похлебку) у него первородство, Исав забрал своих жен (дочь Измаила Басемат и других женщин, взятых им из хеттских племен), сыновей, дочерей, всех своих рабов, скот, остальное имущество и ушел на завоевание горных районов Сеира-пустынной страны, которая лежала южнее Мертвого моря и была населена хоррейскими племенами. В Сеире Исав, который имел прозвище Едом из-за красноватого оттенка кожи, стал родоначальником едомлян (идумеев). Территории, принадлежавшие едомлянам, впоследствии назывались Едомом. По возвращении из Месопотамии Иаков с семейством проживал в Ханаане, держась со своими стадами становищ Авраама и Исаака. Позже Иаков, перейдя Иордан, поселился возле Сихема. Специально для своего лагеря Иаков выкупил за 100 золотых монет у сихемского царя Еммора земельный надел, располагавшийся неподалеку от этого городка. Вероятно, при этом он также платил отдельно и за аренду пастбищ для скота. Во время пребывания семьи Израиля в Сихеме произошел заметный внутрисемейный инцидент, который впоследствии изменил весь ход истории, касавшейся семьи Израиля, да и истории израильского народа в целом. Во время пребывания Израиля в Сихеме старшие сыновья, дойдя до крайности в своей ревности и злобе, чуть не убили Иосифа-любимца и баловня Иакова. Событие произошло под Дотаном, располагавшимся примерно в 20 километрах к северу от Сихема, куда братья перегнали свои отары. Иосиф, пришедший к братьям из Сихема, наивно и, наверное, по-юношески не без хвастовства рассказал им о своем сне, в котором выступал большим начальником, стоящим над своими братьями. Это еще больше усилило ненависть братьев к Иосифу, и почти все они возжелали убить его. Но, послушавшись уговоров старшего брата Рувима (который хотел спасти Иосифа, но не решался прямо выступить против девяти братьев), Иосифа бросили в пересохший колодец и ушли на обед. В то время мимо Дотана проходили два каравана-караван мадианских торговцев, шедший из Галаада в Египет, и караван измаильтян, также направлявшийся в Египет. Братья по предложению Иуды хотели продать Иосифа потомкам Измаила, но не успели. Пока братья обедали, купцы из Мадиана вытащили юношу из колодца, спрятали его и по дороге вскоре продали тем же самым измаильтянам за двадцать серебряных монет. Впоследствии измаильтяне перепродали 17-летнего юношу в египетском городе Он, где (согласно библейскому преданию) ему было суждено стать чуть ли не ангелом-хранителем Египта, семьи Иакова и других народов. В истории с Иосифом можно заметить некоторое совпадение с родословной Иисуса Христа: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии…». Второе неприятное событие в жизни Иакова, произошедшее под Сихемом, связано с тем, что сыном евейского царя Еммора была похищена во время прогулки и обесчещена Дина (дочь Иакова). И хотя впоследствии насильник искренне раскаялся и горел желанием взять Дину в жены, сыновья Иакова, Симеон и Левий, возмущенные поруганием чести сестры, не простили ему содеянного. Скрывая гнев под маской дружелюбия, братья коварством и обманом перебили всех сихемцев мужского пола. Израильтяне разграбили евейский городок и поработили местных женщин и детей. Иаков, остававшийся в неведении о происходивших событиях, укорил сыновей за то, что они сделали его «ненавистным для жителей земли сей»; после чего он, не дожидаясь возмездия со стороны союзных, а возможно и родственных сихемцам ханаанских царьков, свернул свой семейный лагерь и вернулся в Луз (названный им Вефиль или Бэт-Эл-что значит «Дом Бога»). Туда, где он когда-то видел во сне так называемую Лестницу Иакова. Во время переселения в Вефиль (Луз) Иакову через откровение было рекомендовано навести порядок в своем домашнем религиозном культе, так как его сыновья вынесли из Сихема не только драгоценности, но и предметы языческих культов. Во время чистки люди отдали Иакову племенных божков, талисманы, амулеты, кольца. Иаков закопал все предметы под дубом, неподалеку от Сихема. По пришествии в Вефиль некоторые сыновья Израиля создали свои семьи, но при этом не покидали отца и жили вместе с ним. Семьи с таким устройством сегодня называются патриархальными. В Вефиле семейство Иакова оставалось недолго. Там поставили жертвенник Богу Авраама и вознесли жертвы. Во время родов Вениамина в сильных муках умерла Рахиль. Ее похоронили при дороге, ведущей из Вефиля в Вифлеем (Ефрафу),-будущую родину израильской царской династии. До города было еще далеко. Это обстоятельство объясняет причину, по которой ее похоронили не в городе, а у дороги. На ее могиле поставили памятник, который известен и по сей день. Во время переселения в Вефиль Иаков получил новое (второе) имя от Бога-Израиль. С этого момента потомки Иакова в Писании часто назывались израильтянами. Однажды во время ночного бдения ему явился Бог в лице ангела, с которым Иаков боролся до рассвета, требуя благословить его. В схватке он повредил свое бедро, но Бог остался удовлетворен его рвением. Иаков получил благословение и новое имя-Израиль («Борющийся с Богом»), с напутствием: «…ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Согласно изданию Библейский энциклопедический словарь, имя Израиль на еврейском означает «Божий герой». Пинхас Полонский сообщает, что имя Израиль («Исраэль») имеет двойственную этимологию: это и «Прямой к Богу» («Яшар-Эль») и «боролся с Ангелом». «Борьба Иакова-продолжает Пинхас Полонский-шла по многим направлениям, ему все время приходилось преодолевать давление со стороны окружающих. Он боролся с людьми, Эсавом (в синод. Переводе-Исавом) и Лаваном, и ангелом Исава (преодолевая свою боязнь перед ним), и также боролся с Богом, преодолевая категорию Элоим, суда, предопределенности. Величие Яакова (Иакова)-Израиля в том, что он не принимает судьбу, которая исходно выделена ему Свыше-но, забирая себе предназначенное Исаву (Эсаву), обретает еще более высокую миссию». В христианской Церкви было распространено толкование имени «Израиль» как «муж, видящий Бога», что справедливо по отношению к обстоятельствам Богоявления Иакову, но все же является переводом не имени «Исраэль», а омонимичного ему сочетания «Иш»-«Раа»-«Эль». Прибыв в Хеврон, Иаков получил прощение от Исаака в последние дни жизни последнего и похоронил отца, когда ему самому было 120 лет. Судьба его круто изменилась, когда он переселился со всем семейством к сыну своему Иосифу в Египет; ему был отведен богатый округ Гесем. Там от его сыновей произошло 12 колен еврейского народа-колен Израилевых, судьба которых была пророчески указана в его предсмертном благословении для каждого из них. В возрасте 130 лет Иаков с семьюдесятью прямыми потомками (согласно Синодальному переводу-с семьюдесятью пятью) переселился в Египет (что произошло на втором году семилетней засухи, предсказанной Иосифом). Прожив в Египте еще 17 лет он скончался в возрасте 147 лет. Тело его, по египетскому обычаю, Иосиф приказал набальзамировать, а затем-в силу его завещания, тело Иакова было перевезено в Землю Обетованную.
Погребен в священной Пещере Махпела в Хевроне, где также погребена его жена Лия и патриархи с женами: Авраам, Исаак, Сарра, Ревекка. Племена потомков двенадцати сыновей Иакова, согласно Библии, образовали израильский народ. При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова. У Иакова были две жены-Лия, Рахиль, и служанки жен-Валла и Зелфа. Перед смертью Иаков призвал к себе сыновей для благословения потомства и вместе с этим событием усыновил двоих сыновей своего сына Иосифа-Манассию и Ефрема, и возвел этих двух своих внуков в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа. Поэтому в израильском союзе племен отсутствовало колено Иосифа. А общее число колен было тринадцать. Но так как род Левия в годы Исхода из Египта был призван на священство, был лишен доли при разделе землевладений и жил за счет обязательного налога (десятины) в пользу материальной поддержки культа Яхве, то, как правило, в политической жизни Израиля фигурируют только двенадцать колен; хотя физически в союзе племен Израиля существовало не двенадцать, а четырнадцать территорий, занимаемых двенадцатью израильскими коленами. Это связано с тем, что появившиеся в силу разных причин две «дополнительные» клановые территории, принадлежавшие родам Манассии и Дана, были расположены почти как колонии отдельно от основных владений. В соответствии с перечислением потомков Иакова в Книге Бытия, единственной дочерью Иакова (от Лии) была Дина, однако среди комментаторов Пятикнижия возникла версия и о существовании других, не упомянутых в перечне детей дочерях Иакова.