Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЙОВИТА»
(Jowita)

Польша, 1967, 91 мин., ч/б, «Film Polski Film Agency/Lodz Film School/WFF Lodz»
Режиссер Януш Моргенстерн по Станиславу Дигету, сценарист Тадеуш Конвиски
В ролях Дэниэль Ольбрыхский, Барбара Ласс, Калина Едрусик, Анна Хальцевич, Игнаси Гоголевский, Леопольд Новак, Мариан Цебульский

Марек Аренс-знаменитый легкоатлет, чемпион. Красив, как античный бог, молод, обеспечен, обожаем польскими болельщиками. Кажется, все у него получается так, как он хочет: побеждает в соревнованиях, ставит рекорды, ведет полубогемный образ жизни, то и дело меняет женщин. Однажды Марек совершает подлость, предает своего тренера, который, в итоге, кончает жизнь самоубийством. Эта вина грызет Аренса, не дает ему покоя. В конце концов, Марек принимает решение начать жизнь сначала. «Но сначала нужно все перечеркнуть!». Как-то на маскараде Марек встречает таинственную незнакомку, на которой был наряд турчанки. Она представляется Йовитой. Марек видит только глаза этой девушки в чадре и влюбляется так, как никогда прежде. Потом он ищет ее, но не может найти. Йовита для него-наваждение, идеал, которого никак не достичь. А может быть, это символ цели пустой и нелепой, на достижение которой Марек Аренс напрасно тратит время и силы…
На международном кинофестивале в Сан-Себастьяне картина получила приз за лучшего режиссера и награду международной католической организации. Фильм снимался в Кракове. Последний эпизод фильма, где заключенные (в том числе и осужденный за хулиганство Марек) убирают снег с тротуара, снимался в Королевском Вавеле-польском «Кремле», где похоронены многие знаменитые поляки: короли, князья, А. Мицкевич, Ю. Словацкий, Т. Костюшко, Ю. Пилсудский, последний президент Польши Л. Качиньский и его супруга. Первоначальный вариант сценария написал автор повести «Диснейленд» (по которой снят фильм) Станислав Дыгат, но этот сценарий был забракован как кинематографически неликвидный. И тогда сценарий переписал Тадеуш Конвицкий, знаменитый режиссер, сценарист, писатель. В роли Хелены снялась последняя (вторая) жена С. Дыгата Калина Ендрусик. Збигнев Цибульский сначала надеялся, что режиссер Я. Моргенштерн (1922-2011), снявший его когда-то в культовом кинохите «До свидания, до завтра», даст ему в фильме «Йовите» главную роль. Но эта роль досталась молодому Ольбрыхскому, который должен был «выглядеть и бегать, как настоящий спортсмен». 40-летнему Цибульскому в первое время было трудно смириться с мыслью, что в связи с возрастом и физическими кондициями он уже не может претендовать на такие роли. Поэтому он даже предлагал заменить в фильме легкоатлета на мотогонщика (Цибульский был уверен, что с этой ролью он легко справится. «Затянусь в кожу, сяду на мотоцикл-и порядок»). Цибульский погиб в январе 1967 года, в год премьеры фильма. В некоторых эпизодах он говорит своим голосом (хотя, чтобы скрыть дефекты записи напрямую и заглушить треск камеры, режиссеру пришлось, например, добавить звук крутящегося пропеллера вертолета, якобы летающего над стадионом). В сцене, снятой в ванне (считающейся классической в польском кино), Цибульский говорит своим голосом. А в эпизоде, где тренер Ксенжак торопится на поезд и перепоручает свою жену заботам друзей, Цибульского дублирует актер Станислав Вышиньский. Знаменитый эпизод в ванной, где спорят Марек (Ольбрыхский) и Ксенжак (Цибульский), иногда цитируется в документальном кино и в киноальманахах и фактически поставлен З. Цибульским. И Ольбрыхский, и Моргенштерн в своих мемуарах восхищаются работой актера в этом эпизоде, называют ее гениальной. Я. Моргенштерн считал этот эпизод символическим актом передачи эстафетной палочки от актера уходящего (Цибульский) восходящей звезде польского кино (Ольбрыхский). Цибульский погиб 8 января, а 15 января в 17.00 планировалась встреча Ольбрыхского и Цибульского с писателем С. Дыгатом, который собирался написать для них обоих сценарий (фильм должен был поставить Я. Моргенштерн). Д. Ольбрыхский вспоминает, что в тот день ровно в 17.00 он услышал в своей квартире голос Цибульского из соседней комнаты: «Привет, старина, это я. Как видишь, я всегда держу слово. Как ты мог в этом сомневаться?». И Даниэль даже ответил из ванной: «Сейчас, сейчас, только оденусь…». Позже режиссер А. Вайда упрекал Ольбрыхского за то, что тот не рассказал ему об этом случае раньше, иначе этот эпизод непременно попал бы в фильм «Все на продажу», где друзья погибшего актера «играют Цибульского без Цибульского». Перед «Йовитой» Д. Ольбрыхский снялся в фильме «Боксер». Для этой роли он так много тренировался (боксировал по многу часов), что, в конце концов, попал в больницу с подозрением на сотрясение мозга. Он упросил медиков выписать его и поехал на съемки «Йовиты». В роли Агнешки снялась Барбара Квятковска, первая жена режиссера Романа Полански. Эпизод в выставочном зале, где Марек рассматривает картины эротического содержания-явный прообраз похожего фрагмента из более позднего фильма «Анатомия любви», когда встречаются главные герои этой картины. Музыку к фильму написал Ежи Матушкевич (р. 1928), который работает в жанре киномузыки с 1955 года. В СССР был известен прежде всего как автор запоминающихся мелодий в сериале «Ставка больше, чем жизнь». Написал музыку к 120 фильмам и сериалам: «Капитан Сова идет по следу», «Разыскиваемый, разыскиваемая», «Разводов не будет», «Беата», «Приключения канонира Доласа», «Путешествие за улыбку», «Весна, пан сержант», «Отель Пацифик», «Посреди ночной тишины», «Конец сезона мороженого». Фильм дает возможность насладиться исполнительским мастерством выдающейся польской скрипачки Ванды Вилкомирской (р. 1929), лауреата международных конкурсов в Женеве, Будапеште, Познани. Гастролировала во многих странах, с 1950 года неоднократно приезжала в СССР. Выступала в составе семейного Трио Вилкомирских. Первая исполнительница произведений многих польских композиторов. Эмигрировала из Польши после объявления военного положения в 1981 году. Сейчас живет в Австралии. По странному совпадению, исполнительницы главных женских ролей в фильме умерли слишком преждевременно: А. Хальцевич (1947-1988)-в 41 год, Б. Квятковска (1940-1995)-в 55 (инсульт), К. Ендрусик (1931-1991)-в 60 (астма). Тадеуш Хмелевский (р. 1927)-польский режиссер, сценарист, продюсер. Снял фильмы «Ева хочет спать», «Где генерал?», «Приключения канонира Доласа», «Два господина N», «Весна, пан сержант». Автор сценариев ко многим своим фильмам, а также, например, к фильму «У Бога за пазухой». В последние годы работает художественным руководителем и продюсером.