Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«КАК Я БЫЛ СИСТЕМАТИЧЕСКИ УНИЧТОЖЕН ИДИОТОМ»
(Kako sam sistematski unisten od idiota)

Югославия, 1983, 100 мин.
Режиссер и сценарист Слободан Сиян по Моме Димич
В ролях Данило Бата Стойкович, Радос Терзич, Светислав Буле Гончич, Елизавета Сека Саблич, Стево Зигон, Раде Маркович

Баби Пупушка-мужчина в полном расцвете сил, но без постоянного дохода и крыши над головой. Его преследуют семейные неурядицы, явные и неявные проблемы со здоровьем и непонимание окружающих, но он высоко держит голову. Ведь в первую очередь он ортодоксальный марксист и фанатичный поклонник недавно погибшего в предгорьях Анд Че Гевары…
Грустная история о человеке, у которого никогда не было хорошего костюма, хорошего обеда, хорошей жены и даже хорошей революции. События фильма происходят в социалистической Югославии в 1967-68 годах. Баби Папушка-мужчина около 50 лет, социальный маргинал, считающий себя «ортодоксальным» марксистом и пролетарием. Его кумир-Эрнесто Че Гевара, в образе которого он находится непрерывно. Политическими лозунгами и вымышленными болезнями он прикрывает патологическую неспособность к любому труду и нежелание работать, хотя и обладает некоторым даром стихосложения (в оригинальной, югославской версии фильма речи он произносит в стихах, часто экспромтом). Все его имущество-трость и папка с революционной поэмой и незаконченным философским трактатом. Баби пытается добиться начисления пенсии по инвалидности, так как ранее, якобы, работал на кузнеца-частника и получил травму позвоночника. С этой версией он обращается к одному из партийных руководителей города, но получает отказ. В отместку он умышленно бросается под служебный автомобиль чиновника и на месяц попадает в больницу. Не желая покидать теплую и сытую жизнь в лечебнице, Папушка требует диагностировать у него рак, но получает заверения, что он абсолютно здоров. Тем не менее, прихватив пару костылей, Баби отправляется на грязевой курорт Иголо. Выясняется, что он бывал там не менее десяти раз, и каждый раз был изгнан главным врачом как симулянт и «раковый маньяк». Папушка возвращается в Белград, но не в состоянии и там добыть средства на пропитание, отправляется в родной поселок, взяв с собой некую Риту, называющую себя русской революционеркой и ведущую не менее асоциальную жизнь. Отец, мать и другие родственники отказываются принять Баби и Риту, и они вынуждены жить в развалившейся хибаре на краю деревни. Через несколько дней Папушке сообщают, что только что скончался его отец, завещавший перед смертью все имущество своим сыновьям, исключая его. Когда родственники и близкие уходят на кладбище проститься с покойным, Баби крадет из дома завещание. Ночью он с Ритой проникает в муниципалитет, чтобы выкрасть второй экземпляр документа. Там по неосторожности женщина сжигает весь архив, а сама застревает в оконной решетке. Ее задерживает милиция. Папушке удается скрыться, на попутных машинах он добирается в Белград, где попадает в эпицентр студенческих волнений 1968 года-Белградский университет. Там он пытается выступить на митинге, но его призывы выйти на улицы не находят понимания среди студентов. Баби объявляют провокатором и запирают в одном из подсобных помещений. Утром, давая показания в штабе митингующих, он вновь призывает к насилию. Его хотят вывести из здания, но Папуша вырывается из рук студентов, бросается в окно третьего этажа и разбивается о мостовую. Прочитав короткую трагическую оду, он умирает. Когда Баби увозит санитарная машина, его папку поднимает другой люмпен, как две капли воды похожий на Карла Маркса…