Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«РИФ ЛАРГО»
(Key Largo)

США, 1948, 100 мин., ч/б, «Warner»
Режиссер и сценарист Джон Хьюстон, композитор Макс Штейнер, оператор Карл Фройнд
В ролях Хамфри Богарт, Лорен Баколл, Эдвард Робинсон, Лайонел Бэрримор, Клэр Тревор

Ветеран Второй мировой войны Фрэнк Маклауд приезжает в прибрежный отель на рифе Ларго, чтобы навестить вдову Нору и прикованного к инвалидному креслу отца своего погибшего товарища по отряду. Фрэнк рассказывает Норе и отцу Джеймсу Темплу, как они воевали вместе. Но вскоре покой мирного и практически безлюдного отеля нарушает прибытие гангстера Джонни Рокко с любовницей Гей Даун и его банды, решивших переждать надвигающийся на побережье ураган. Инвалид Джеймс Темпл ничего не может противопоставить бандитам, а Фрэнк, еще не отошедший от ужасов войны, также не знает, что можно предпринять в данной ситуации. Ведь война уже закончилась, он находится в родной стране, и насилие не кажется ему выходом из положения. Но когда гангстеры напиваются и начинают вести себя развязно и агрессивно, мысли Фрэнка поворачиваются в другом направлении. Когда же бандиты становятся виновниками смерти местной служанки и убивают помощника шерифа, Фрэнк решает действовать привычными военными методами…
Хамфри Богарт дал название своей кинокомпании «Сантана». Именно так называлась его любимая яхта, купленная им у актера Дика Пауэлла («Убийство, моя милая», 1944). Я думаю, любовь Богарта к парусным гонкам общеизвестна. Персонаж Гей Даун в исполнении актрисы Клэр Тревор («Прекрати, ты убиваешь меня», 1952; «Как убить свою жену», 1965) основан на реальной подруге гангстера Лаки Лучиано (1897-1962) Гей Орлове. К тому времени считалось, что она была уничтожена немецкими спецслужбами, но Орлова выжила и в середине 50-х годов еще жила в Париже, пытаясь воссоединиться с Лучиано в Италии. Декорации отеля, где разворачивается большая часть фильма, были построены на студии «Warner» рядом с океаном. Ураган и шторм был позаимствован из фильма «Night Unto Night» с Рональдом Рейганом в главной роли, выпущенным этой же студией в том же 1948 году. Это четвертый и последний совместный фильм супружеской пары Хамфри Богарт-Лорен Баколл, наряду с картинами «Иметь и не иметь» (1944), «Большой сон» (1946) и «Темный проход» (1947). В фильме Джеймс Темпл рассказывает об урагане 1935 года, опустошившем Matacumbe Key. Это действительно был один из самых страшных ураганов в истории США, оставивший без крова множество ветеранов Первой мировой войны, которые построили свои дома именно в этом месте. Интересно, что в 1948 году на побережье Флориды действительно произошли два крупных урагана. Финальное противостояние на судне на самом деле взято из книги Эрнеста Хэмингуэя «Иметь и не иметь». В ее экранизации 1944 года концовку решили изменить, и этот эпизод не использовали. Когда Джон Хьюстон думал, как ему закончить свой фильм, идею этой перестрелки подкинул ему режиссер той картины Ховард Хоукс. Фильм имеет мало общего с оригинальной пьесой Максуэлла Андерсона («Смерть берет отпуск», 1934; «Плохое семя», 1956; «Невиновный», 1956), что вызывает удивление, ибо писатель был весьма уважаемым человеком, и его пьесы всегда очень достоверно экранизировались. В пьесе главную роль играл Пол Муни («Лицо со шрамом», 1932; «Я-беглый каторжник», 1932), а так как она шла в начале сороковых годов, то его герой возвращался в США не со Второй мировой войны, а с гражданской войны в Испании. Эта бродвейская постановка выдержала 105 спектаклей. Съемки фильма заняли 78 дней. Фрэнк Маклауд говорит, что он участвовал с мужем Норы в сражении у итальянского городка Сан-Пьетро. Режиссер Джон Хьюстон действительно принимал участие в сражении под Сан-Пьетро в 1945 году, когда снимал об этой битве документальный фильм. Персонаж Джонни Рокко основан на гангстере Аль Капоне, который действительно нашел убежище во Флориде и умер от осложнений, вызванных сифилисом, в 1947 году. Лайонел Бэрримор в то время действительно страдал от жестокого артрита и был прикован к инвалидной коляске. Клэр Тревор получила «Оскар» как лучшая актриса второго плана. Только за право использования на территории США картина выручила 3, 2 миллиона долларов.