Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«МАЛЫШ»
(The Kid)

США, 1921, 68 мин., ч/б, «Charles Chaplin Productions»
Режиссер и сценарист Чарльз Чаплин
В ролях Чарльз Чаплин, Эдна Парвианс, Джеки Куган, Карл Миллер, Альберт Остин, Генри Бергман, Нелли Блай Бейкер

Мать-одиночка оставляет новорожденного ребенка в богатом автомобиле в надежде обеспечить ему лучшую жизнь. Однако автомобиль угоняют два бандита. Обнаружив ребенка на заднем сиденье, они оставляют его между помойных баков на свалке в трущобах. Ребенка случайно находит живущий в трущобах Бродяга. Совершенно не представляя, что делать с младенцем, но, не желая оставлять его на помойке, он пытается подбросить его в чужую детскую коляску, отдать другим людям, но ничего из задуманного ему не удается. В конце концов, Бродяга решает отнести ребенка к себе в мансарду и назвать его Джоном. Проходит пять лет. Малыш подрос и помогает Бродяге по хозяйству-они вместе зарабатывают на жизнь. Джон разбивает стекла, а «случайно» оказавшийся рядом стекольщик-Бродяга ставит новые. Так продолжается, пока их не ловит на месте преступления полицейский. Бегство от полиции, драки с местными хулиганами, полуголодное существование-жизнь Бродяги и Малыша нельзя назвать легкой, но они отлично понимают друг друга и живут настоящей семьей, как отец и сын. Однако вскоре мальчик заболевает. Приглашенный врач обнаруживает, что Малыш не усыновлен и является по сути беспризорником. Он сообщает об этом в «Общество покровительства беспризорных детей», и чиновники под охраной полиции приходят в мансарду Бродяги, силой отбирают у него Джона и увозят в кузове грузовика. Бродяга догоняет автомобиль, почти чудом возвращает Малыша и скрывается с ним в ночлежке. В это время мать Малыша, ставшая за это время известной актрисой и занимающаяся благотворительностью, помещает в газете объявление: нашедшему ее сына обещано вознаграждение. Объявление попадается на глаза хозяину ночлежки, где прячутся Джон и Бродяга. Ночью, когда Бродяга засыпает, хозяин крадет ребенка и относит его в полицейский участок. Проснувшись и не обнаружив Джона, Бродяга бросается искать его, но безуспешно. Измученный, он засыпает на крыльце своей мансарды, двери которой заколочены и опечатаны. Ему снится сон, что он и Малыш умерли и попали в Рай. В Раю все так же, как и в жизни-те же трущобы, только увитые белыми цветами, те же бродячие собаки, те же бандиты и полицейские, только у всех у них теперь белые балахоны и ангельские крылья. Все ведут себя хорошо, никто Бродягу и Джона не обижает. Однако по недосмотру апостола Петра в Рай проникают черти, которые провоцируют дебош. Ангел-полицейский пытается навести порядок, начинает стрелять и «убивает» Бродягу, отправляя его обратно на Землю. Бродяга просыпается оттого, что его ухватил за шиворот полицейский. Его бросают в полицейскую машину и везут не в тюрьму, как можно было ожидать, а в какой-то богатый особняк. Здесь его ждут счастливые и благодарные Малыш и его мама…
Фильм «Малыш» стал первым полнометражным фильмом Чаплина-режиссера. Актера на главную роль Малыша-пятилетнего Джеки Кугана-Чаплин нашел на сцене, где ребенок выступал на равных со взрослыми. Джекки оказался прирожденным актером и схватывал все на лету. Фильм «Малыш»-это история ребенка, брошенного матерью вскоре после рождения. После цепи приключений подкидыша находит житель трущоб бедный Чарли, который учит ребенка тому, что знает сам. Съемки фильма начались в июле 1919 года. Изначально фильм получил название «Беспризорный», однако уже в процессе работы над ним Чарли переименовал его в «Малыш». Приступая к съемке, Чаплин заявил: «Я хочу создать серьезный фильм, который под комическими и шутливыми эпизодами скрывал бы иронию и сатиру и вызывал чувство сострадания». Чарли настолько увлекся съемками, что нарушил все возможные сроки сдачи работы, и его контракт со студией First National был под угрозой расторжения. Студия все же дала Чарли дополнительное время на завершение фильма, когда увидела процесс съемок и игру Джеки. Исполнивший роль Малыша Джеки Куган был сыном актера варьете Джека Кугана-старшего, который и сам сыграл в фильме несколько ролей. Чарли Чаплин заключил договор с Куганом-старшим, получив тем самым возможность снимать Кугана-младшего. Съемки фильма заняли 154 рабочих дня, а еще 118 рабочих дней потребовалось на его монтаж. Премьера фильма состоялась в Нью-Йорке 21 января 1921 года. Съемки фильма были закончены в 1920 году вскоре после развода Чаплина с его первой женой Милдред Харрис, которая пыталась по суду конфисковать в свою пользу отснятый материал. Чаплин вынужден был увезти пленку со студии в Солт-Лейк-Сити, где, скрываясь от судебных приставов, закончил монтаж фильма. О режиссерской требовательности Чаплина можно судить по тому, что в готовый фильм вошло менее 2 % отснятого материала-соотношение крайне нехарактерное для кинематографа того времени. Чаплин снял «Малыша» в рамках договора с компанией First National, который предусматривал создание им восьми двух-частных короткометражных фильмов. Хотя «Малыш» был полнометражным фильмом (6 частей), компания попыталась «зачесть» его как короткометражный и выплатить за него Чаплину втрое меньшую сумму, чем он рассчитывал-500 тысяч долларов вместо 1, 5 миллионов. Не желая принимать эти условия, Чаплин увез с собой копию фильма и торговался с компанией до тех пор, пока не добился приемлемых для себя условий. «Малыш» шел в прокате с невероятным успехом и стал вторым по кассовым сборам фильмом 1921 года, уступив первенство фильму Рэкса Ингрэма «Четыре всадника Апокалипсиса» с Рудольфом Валентино. В 1971 году, за шесть лет до кончины, Чаплин выпустил в прокат обновленную версию «Малыша» со специально написанным им для фильма музыкальным сопровождением. Музыкальным лейтмотивом фильма стала цитата из Шестой симфонии Чайковского. «Малыш»-в основе своей народная сказка о несчастной матери, бросившей своего ребенка, о нищем, его усыновившем и сберегшем от зла. Фильм стал этапным и для творчества Чаплина, и для всего немого кинематографа. Это был первый полнометражный авторский фильм Чаплина, доказавший, что его стилистика и постановочный подход вполне способны существовать не только в привычном для публики коротком метре. Комедийные эпизоды сочетались в фильме с лирикой, драматизмом сюжета, жесткой социальной критикой и метафорическими кадрами. Чаплину удалось реалистично показать жизнь городских «низов». Этим же фильмом Чаплин фактически создал Джеки Кугана как актера, а также сформировал тематику большинства будущих его фильмов. «Малыш» стал одним из самых известных произведений Чаплина. В декабре 2011 года фильм был включен в Национальный реестр фильмов США, как «имеющий большое культурное, историческое или эстетическое значение». Бюджет фильма составил 250 тысяч долларов.