Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«АЛИБИ»
(L'alibi)

Франция, 1937, 84 мин., ч/б, «B.N. Films»
Режиссер и сценарист Пьер Шеналь, композитор Жорж Орик
В ролях Эрик Фон Строхейм, Альберт Прежан, Вера Флори, Джани Хольт, Луис Жуве, Морис Баке

Винклер, звезда мюзик-холла, выступающий с телепатическим номером, убивает своего главного врага, чикагского гангстера по фамилии Гордон. Он подкупает танцовщицу Элен, работающую в его кабаре, чтобы она сказала полиции, будто ночь убийства он провел с ней. Инспектор Кала убежден, что Винклер виновен, а Элен лжет. Он заманивает девушку в западню, поручая своему подчиненному Андре Лорану соблазнить ее. Затем Лорана арестовывают по подозрению в убийстве Гордона. Желая спасти возлюбленного, Элен раскрывает комиссару правду. Винклер кончает жизнь самоубийством. Его ассистентка стреляет в Элен, но та остается жива. Лорану удается убедить девушку, что ее любовь к нему взаимна…
Один из самых крупных коммерческих успехов французского кинематографа тридцатых годов. Хорошее подтверждение тому, что этот кинематограф был способен рождать не только театрализованные экранизации и оригинальные картины великих мастеров, но и продукты широкого потребления, действенные и безликие. Весь фильм от начала и до конца банален и лишен какого-либо определенного контекста. Он подчиняется абстрактным законам жанра, в данном случае-детективного повествования: более или менее гнусная атмосфера, сцены насилия, поиск виновного не для того, чтобы узнать его-он известен с самого начала-а чтобы наказать; наконец, резкое, лишенное нюансов противопоставление добра и зла. Оно несколько поколеблено самой темой фильма-ложью. В самом деле, ответом на ложь героини становится ложь полицейского, который подсылает любовника, чтобы заманить ее в ловушку. Пьер Шеналь много возмущался по поводу счастливого финала, навязанного продюсером. Есть повод задуматься о его правоте. Банальному фильму-банальный финал. В трагической развязке обнаружилась бы значительность, не присущая остальной части картины и диссонирующая с ней. В рамках жанра режиссер Анри Декуэн с фильмом «Между одиннадцатью и полуночью» (1949) на целый корпус обошел Шеналя-режиссера, который становится интересен, лишь когда работает в авторском кинематографе, мастерски оперируя фантазией и интонационными перепадами. Искусственная жесткость картины не позволяет ему развернуться во всю мощь. Но после почти полного коммерческого провала «Человека ниоткуда» (1937) Шеналю требовалось вновь подняться на ноги. С этой точки зрения-абсолютный успех. Фильм снят по неоднократно экранизируемому одноименному роману известного писателя Марселя Ашара («Господин Мышь», 1942; «Отец и сын», 1943; «Петрюс», 1946).