Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«АРМИЯ ТЕНЕЙ»
(L'armee des ombres)

Италия-Франция, 1969, 145 мин., «Les Films Corona/Fono Roma»
Режиссер и сценарист Жан-Пьер Мелвиль по Джозефу Кесселю
В ролях Лино Вентура, Поль Мерисс, Жан-Пьер Кассель, Серж Реджиани, Клод Манн, Симона Синьоре

Действие фильма происходит во Франции в 1942-43 годах во время Второй мировой войны. Главные действующие лица-бойцы группы движения сопротивления. Это Филипп Жербье, его командир Люк Жарди, добродетельная мать семейства Матильда, Жан-Франсуа Жарди, а также парни, именующие себя «Бизон» и «Маска». Филиппу уже во второй раз удается избежать преследования войск гестапо. Помогает ему Матильда, которая прячет его. Матильда тоже присоединяется к движению сопротивлению. Сплоченная группа бойцов наносит врагам новые и все более точные удары. Фашисты же подготавливают встречную операцию и арестовывают Матильду, позже захватывая в заложники ее дочь. Угрожая отправить дочь в Польшу в бордель для солдат, возвращенных с русского фронта, они предлагают Матильде сдать бойцов движения сопротивления. Соратники Матильды пытаются найти выход из патовой ситуации…
Третий и наиболее известный фильм Жана-Пьера Мельвиля о Второй мировой войне. Как следует из эпиграфа, в этой работе Мельвиль, сам участвовавший в движении сопротивлении, воскрешает и даже смакует память о жизни в постоянном страхе. В основу одного из самых мрачных фильмов Мельвиля положен вполне оптимистичный роман Жозефа Касселя (из-под пера которого также вышла бунюэлевская «Дневная красавица»). Как в книге, так и в фильме повествование ведется от лица нескольких персонажей. Герой Поля Мерисса вдохновлен фигурой Жана Мулена. Судьба персонажей, о которой сообщают финальные титры, была домыслена самим режиссером. Мельвиль как-то обмолвился, что в многомиллионной стране нацистам реально противостояли всего несколько сотен человек. В первых кадрах показан парад солдат вермахта на фоне Триумфальной арки на Елисейских Полях. Эту провокационную сцену принято толковать как немой упрек французам, которые допустили неприятеля в самое сердце родной страны. Премьера фильма состоялась 12 сентября 1969 во Франции. После событий мая 1968 года фигура Шарля де Голля (показанного в фильме один раз, и притом со спины) вызывала острую аллергию у леворадикальных критиков, группировавшихся вокруг журнала «Cahiers du Cinema». Фильм Мельвиля был лишен модного артхаусного радикализма и оттого прошел в то время малозамеченным. Режиссера обвиняли в намерении исподволь реабилитировать де Голля, а в «самурайской непреклонности бойцов голлистского движения сопротивления» обнаружили роковое сходство с гангстерами, которые действуют во многих других фильмах Мельвиля. По мнению рецензентов 1960-х, и тех и других сближает следование величавому, архаичному кодексу верности, жертвенности и чести. Для обозревателя «New York Times» основная тема фильма-«героическая тщета». Один рецензент видит в «Армии теней» лучший фильм Мельвиля, содержащий завуалированную критику традиционной для его фильмов позы гипермаскулинного стоицизма. Главный герой в исполнении Лино Вентуры на протяжении фильма вынужден принимать все более и более неоднозначные решения, которые ни к чему не ведут: в конце выясняется, что все герои фильма погибли. Единственная в фильме женщина раз за разом спасает мужчин, в то время как последние приводят к гибели как ее, так и самих себя. Другого рецензента особенно впечатлил «мимолетный взгляд, которым в последних кадрах фильма Синьоре признает близость конца». По мнению еще одного критика в «Армии теней» и фильме «Последнее известное место жительства» Лино Вентура воплотил на экране роли интеллигентов, «поставленных в бесчеловечное положение, когда самое чистое душевное стремление оборачивается бесчеловечностью», но в фильме Мельвиля сыграл «плюсовой вариант той же самой ситуации». По мнению критика в «Армии теней» Вентура играет роль глубоко культурного и сочувствующего человека, находящегося в силовом поле жестокости, откуда он был бы рад выйти, и вынужденного принимать жестокие и беспощадные решения, противоречащие его истинному характеру. Его герой не ждет снисхождения по отношению к самому себе, но при этом остается наивным и неискушенным интеллигентом, для которого реалии подпольной борьбы никогда не станут второй натурой: «Вся его энергия-внутри, она вспыхивает по временам короткими, ослепительными взрывами, а на поверхности-все та же «чеховская» домашняя внешность заправского кабинетного червя, профессора лицея или корреспондента-обозревателя из популярной газеты». Еще один критик трактует «Армию теней» как фильм о моральной цене принимаемых на войне решений для тех, кто эти решения принимает. Даже переживи они оккупацию, герои фильма не избавились бы от гнета собственной вины и человеческой «червоточинки». Война заставила их нырнуть в черные глубины человеческой природы, осознав способность пойти на убийство самого близкого человека. «Во мгле этих теней легко потеряться и не всегда можно оттуда выбраться»-рассуждает на страницах «New York Times» очередной критик. «Тема верности и ее цены-наиболее важный из вопросов, с которыми мастерски управляется режиссер: подавленные эмоции, организованность, доверие, неброский героизм, предательство, страдание. Сумеречные вылазки, полные саспенса, выдержаны оператором Пьером Ломмом в изумительной приглушенной гамме с налетом серого металлика». «Мельвиль в полной мере реализовал свои представления о возвышенном, когда пропустил собственный опыт борьбы в рядах движения сопротивления через сито методичной напряженности, космического фатализма и жуткого одиночества своих гангстерских фильмов. Это фильм по-спартански лаконичный. Что название фильма вовсе не метафорическое, понимаешь, только когда наступает леденящая развязка». «Даже в самых страшных обстоятельствах люди способны на доблесть и мужество. Однако главная трагедия в том, что подобный героизм воплотим только в том пространстве, которое именуется войной. Холодная красота обесцвеченной палитры фильма и его почти непроницаемый сумрак (отсылка к названию фильма) исподволь подводят зрителя к веренице кинонадгробий-белые буквы на черном фоне».
Жан Мулен (1899-1943)-французский политический деятель, герой движения спротивления времен Второй мировой войны. Жан Мулен родился 20 июня 1899 года в городе Безье в семье французского политика Антуана-Эмиля Мулена, крещен в католичестве. В 1917 году поступил в юидический институт Монпелье. В 1918-19 годах служил в инженерных войсках в Альбервиле и Авероне (участия в боях Первой мировой войны не принимал), после чего восстановился в институте и в 1921 году получил высшее юридическое образование. В 1925-30 годах занимал должность супрефекта Альбервиля. В 1926 году женился единственный раз, развелся спустя два года, потомства не оставил. Противники не раз обвиняли его в гомосексуальности, в то время как друзья называли его настоящим бабником. В 1930-33 годах-супрефект Шатолена, тогда же он начинается увлекаться живописью, знакомится с Сеном-Полем Ру и Максом Жакобом, занимается иллюстрированием сборников Тристиана Корбьера, рисует и публикует в журналах истории в картинках и карикатуры, коллекционирует картины, в частности Кирико, Фриеза и Дюфи. В 1933-34 годах-супрефект Тонон-ле-Бена. С 1936 года занимал должность заместителя министра военно-воздушных сил, на этом посту тайно прилагал усилия по поддержке испанских республиканцев в гражданской войне. В 1939 году стал префектом департамента Эр и Луар. С самого начала Второй мировой войны принимал активное участие в движении сопротивления. 17 июня 1940 года арестован и избит немцами за «оскорбление великой германской нации», а именно, что отказался подписать документ, в котором были ложно обвинены сенегальские бойцы французской армии в массовом убийстве гражданских лиц в городе Шартр во время боев. Мулен знал, что африканцы мужественно сражались за Францию, и после сдачи в плен были расстреляны немцами ни за что, в то время как гражданские лица стали жертвами бомбардировок Люфтваффе. Отец с малых лет воспитывал Жана ярым противником расизма и антисемитизма. В тот же день пытался совершить самоубийство, порезав горло осколком окна, которое он разбил в своей камере. Нацисты держали его вместе с одним из пленных сенегальцев, «которых он так любил», и трупом женщины, погибшей при бомбардировке, дабы сломить его волю к сопротивлению. Однако вскоре он был освобожден и восстановлен в должности префекта режимом Виши. 2 ноября 1940 года был отстранен от должности за свои левые взгляды и помещен под домашний арест. 15 ноября он принимает решение уйти в подполье, скрывается в Сент-Андьоле, Марселе и других городах, собирая сведения о состоянии и потребностях движения сопротивления, дабы отправиться с ними в Лондон и предать их руководству «Свободной Франции». 9 сентября 1941 года по поддельным документам прибыл в Лондон через Испанию и Португалию, где начинает тесно работать с Шарлем де Голлем. Во время пребывания в Англии, обучается прыжкам с парашютом и обращению с пистолетом и кинжалом. Возвращается во Францию в ночь с 31 декабря 1941 на 1 января 1942 в ходе спецоперации, прыгнув с парашютом. 14 февраля 1943 года стал одним из членов Французского национального комитета. 27 мая 1943 года возглавил Национальный совет Сопротивления.
21 июня 1943 года был арестован гестапо. Начальник лионского гестапо Клаус Барби собственноручно пытал Мулена много дней подряд, в результате чего французский борец за свободу умер 8 июля 1943 года в поезде около города Мец, по пути в концентрационный лагерь. Кремирован, точное место захоронения неизвестно, его прах так и не был идентифицирован с уверенностью. 19 декабря 1964 года предполагаемый прах Жана Мулена был перемещен с Парижского кладбища Пер-Лашез в Пантеон.
Во время съемок Лино Вентура и режиссер Жан-Пьер Мелвиль не разговаривали друг с другом, общаясь только через помощников.