Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«НЕБЛАГОДАРНЫЙ ТРУД»
(L'oeuvre au noir)

Франция-Бельгия, 1988, 105 мин., «Philippe Dussart/Films A2/La Nouvelle Imagerie»
Режиссер и сценарист Андре Делво, композитор Фредерик Деврис
В ролях Джан Мария Волонте, Анна Карина, Сами Фрей, Жак Липпе, Филипп Льотар, Жан Буасе

Главный герой картины Зенон-философ, врач, алхимик, человек средневековья, познавший великую радость открытий и трагическую горечь молчания, сковавшего его чувства и мысли. На его глазах жгут людей и книги, на костре горят и его открытия, и его «Законы физического мира». Он вынужден был сменить имя, стать странствующим врачом Себастьяном Теусом…
Последний полнометражный фильм Дельво, экранизация одноименного романа Маргерит Юрсенар. Идея перенести на экран «Философский камень» появилась у Дельво в начале 1980-х годов, но для написания сценария понадобилось несколько лет, так как режиссер не хотел приступать к съемкам, не получив полного одобрения писательницы, с которой с января 1982 года по сентябрь 1987 года состоял в оживленной переписке, консультируясь по различным деталям сюжета. С самой идеей экранизации Юрсенар согласилась «без колебаний, но не без тревоги», так как осталась недовольной предыдущей попыткой кинематографической адаптации одного из ее произведений-«Выстрелом из милосердия» Фолькера Шлендорфа. Наконец, через шесть лет, 24 февраля 1987 полный вариант сценария был ей отправлен в Рабат, и Юрсенар телеграфировала: «Очень хорошо: мое полное согласие». По замыслу Дельво, следовало снимать не костюмный исторический фильм в обычном смысле, но показать главного героя романа-Зенона-«как человека в настоящем, по отношению к которому История проявляется как процесс в настоящем, живой процесс». Для экранизации он выбрал вторую и третью части романа («Оседлая жизнь» и «Тюрьма»)-жизнь Зенона после возвращения в Брюгге. События из первой части («Годы странствий»), необходимые для более полного раскрытия образа Зенона, представлены в виде воспоминаний при помощи флешбэков. Прочие сюжетные линии опущены. Особую трудность, по мнению режиссера, представляло переложение, «трансмутация» весьма сложного философско-психологического произведения с языка литературы на принципиально иной язык визуальных образов. Приверженец магического реализма, Дельво, как и в своих предыдущих фильмах, использовал строгий и скупой набор приемов, имеющий целью показать, что «за обычными вещами постоянно находится тайна». Относительно того, насколько хорошо ему удалось передать этапы становления Зенона, проходящего следом за черной стадией (нигредо) алхимического Великого делания белую (альбедо), а заканчивающего в последнее утро своей жизни переходом в красную (рубедо), существуют разные мнения. Выбор на роль Зенона Джан Мария Волонте считается весьма удачным. Итальянский актер, имевший опыт изображения на экране деятелей эпохи Реформации (Джордано Бруно) вполне достоверно воплотил образ врача и алхимика. Фильм был представлен в мае 1988 на Каннском кинофестивале, где номинировался на «Золотую пальмовую ветвь», но проиграл «Пелле-завоевателю». Был награжден премиями Андре Кавена и бельгийского союза кинокритиков. Волонте был удостоен итальянской премии «Серебряная лента» в категории «лучший актер».