Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПОСЛЕДНЯЯ ВОЛНА»
(The Last Wave)

Австралия, 1977, 106 мин., «Ayer Productions»
Режиссер и сценарист Питер Уэйр, композитор Чарльз Вейн
В ролях Ричард Чамберлен, Оливия Хамнетт, Вивеан Грей, Дэвид Гулпилил, Фредерик Парслов

Внезапный град, обрушившийся на Сидней, погрузил город во мрак. В это время был убит молодой абориген. Пять человек из его племени обвиняются в совершении этого преступления. Адвокат Дэвид Бартон, который взялся защищать пятерых несчастных, убежден, что существует связь между этими двумя событиями. Он считает, что абориген был убит за то, что преступил родовой закон. Бартон настаивает, что аборигены не подсудны цивилизованному суду, так как обвиняемые не признают иных законов, кроме их племенных традиций и обычаев. Хотя очевидно, что жертва захлебнулась водой, многим обстоятельства его смерти кажутся сомнительными. Бартону нужно убедить присяжных, что аборигены следовали своему родовому закону, поэтому их нельзя судить обычным цивилизованным судом. Мало-помалу начинают происходить странные события. Бартону начинают сниться странные сны. Его сомнения еще более усиливаются, когда он встречает Криса Ли, человека из его снов. А после встречи со старцем по имени Чарли, который рассказывает ему об аборигенах и его собственном прошлом, Бартон приходит в полную растерянность…
Вкрадчивая медленная поступь этого фильма, как и многих других картин Питера Уэйра, искусно нагоняет туманное чувство тревоги, которое не получает психологической развязки. Как и две предыдущие картины режиссера, «Последняя волна» рождает напряжение внутри человека от всего повседневного, ложно успокаивающего и внушающего доверия. Как картина «Пикник у висячей скалы» (1975), настоящий фильм привлекает фантастичностью расположением рядом двух цивилизаций, которым не удается найти общие точки соприкосновения. С этой точки зрения в фильме Питера Уэйра можно увидеть чувство вины англичан по отношению к аборигенам. Дэвид Бартон, смутно предполагает ужасную правду: если абориген был убит за нарушение племенных законов, то белый человек будет сметен последней волной, на которую ссылаются аборигены. Очаровательный фильм стал одной из редких картин наряду с «Петулией» (1967), где снялась звезда телевизионных сериалов Ричард Чамберлен, использовавший подходящий случай, чтобы продемонстрировать всю недюжинность своего таланта. Это первый фильм Питера Уэйра в Америке. Столкновение культур, конфликт идей и моральных ценностей-обычная тема фильмов австралийского режиссера. То ли это индивидуальность одного человека против целого общественного института в картине «Шоу Трумана» (1998), современного американского общества против строгостей религиозной общины амишей в фильме «Свидетель» (1985), то ли это цивилизованный человек пытается покорить амазонские джунгли в картине «Побережье москитов» (1986). Даже в своем первом настоящем фильме «Пикник у висячей скалы» показано столкновение правил строгой женской гимназии с не поддающейся приручению дикой природой. В фильме «Последняя волна» Питер Уэйр на передний план вынес контраст между законами цивилизованного общества и обычаями племенных аборигенов. Для съемок в картине режиссеру с огромным трудом удалось склонить настоящих аборигенов, которые согласились лишь после того, как «дал добро» Нандживара Амагула, настоящий старец и член городского совета сообщества острова Грут. Благодаря их участию было достигнуто мельчайшее соответствие обычаям и нравам аборигенов. На международном кинофестивале в Аворьязе картина получила специальный приз жюри. На кинофестивале в Ситгее Ричард Чамберлен был признан лучшим актером. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучшую режиссуру и как лучший фильм года. Австралийская киноакадемия вручила картине призы за лучшую операторскую работу и звук, а номинировала за лучшую режиссуру, сценарий, монтаж, музыку и актера (Чамберлен). Бюджет фильма составил 810 тысяч австралийских долларов.