Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЛОУРЕНС АРАВИЙСКИЙ»
(Lawrence of Arabia)

Великобритания, 1962, 227 мин., «Columbia»
Режиссер и продюсер Дэвид Лин, композитор Морис Жарр
В ролях Питер О'Тул, Алек Гиннесс, Омар Шариф, Клод Рэйнс, Артур Кеннеди, Энтони Куинн, Джек Хоукинс, Хосе Феррер, Энтони Куэйл

Фильм является рассказом о событиях жизни офицера британской разведки Томаса Эдварда Лоуренса (1888-1935), работавшего в годы Первой мировой Войны в Аравии во взаимодействии с арабскими кочевниками и получившего по этой причине прозвище «Аравийский». Лоуренс внедрился к арабам, проникся их духом и, по сути, возглавил партизанскую войну арабов против Османской империи. В 1935 году Лоуренс скончался от последствий мотоциклетной катастрофы, когда резко свернул в сторону, чтобы не налететь на мальчишек, ехавших на велосипедах, вылетел из седла и ударился головой о край тротуара…
На роль Шерифа Али успешно прошел пробы Ален Делон, но был вынужден отказаться от роли, так как у него возникли проблемы с ношением коричневых линз, необходимых для роли. Следующим кандидатом был Морис Роне, но он не смог избавиться от своего французского акцента и привыкнуть к арабскому одеянию. Его заменил Омар Шариф уже после начала съемок, а зарплата Шарифа была в четыре раза меньше. Когда решили пригласить на главную роль Лоуренса неизвестного актера, решили провести пробы для Альберта Финней, который еще не успел «проснуться» звездой после фильма «Saturday Night and Sunday Morning» (1960). Пробы решили максимально приблизить к реальным съемкам, сшили настоящие костюмы, пригласили известных актеров для исполнения ролей второго плана, построили реальные декорации, задействовали съемочную бригаду, уже готовую работать над этим фильмом, позвали продюсеров, экспертов по арабской истории и снимали четыре дня. Это обошлось студии в 100 тысяч фунтов стерлингов, и пробы Финней были признаны удачными. Ему предложили роль Лоуренса, но сам актер отказался, ибо не захотел подписывать долгосрочный семилетний контракт с продюсером Сэмом Шпигелем. Его заменил Питер О'Тул, уже бывший у Шпигеля на контракте и привлекший внимание Дэвида Лина в малобюджетной картине «The Day They Robbed the Bank of England» (1960). Хотя первоначально Шпигель не хотел приглашать малоизвестного актера, а Лин собрался позвать Монтгомери Клифта, но его алкоголизм, о котором Шпигель был хорошо осведомлен со времен работы с ним над фильмом «Suddenly, Last Summer» (1959), не позволил осуществиться этой идее. Обратите внимание, что в картине, длящейся 227 минут, абсолютно нет женских ролей с текстом! На главную роль претендовал Марлон Брандо, но предпочел сняться в фильме «Мятеж на Баунти» (1962). Еще одним кандидатом был Энтони Перкинс. Свою жизнь Лоуренс описал в книге «The Seven Pillars of Wisdom», но отказался ее опубликовывать из-за тех унижений, которые ему пришлось перенести. Было отпечатано только 120 копий для самых близких людей, знавших Лоуренса. Все они положительно отозвались о ней. Книга была напечатана большим тиражом после смерти Лоуренса. Сам Лоуренс отклонил предложение экранизировать его записи еще в 1926 году. В последующие году неоднократно анонсировался этот проект с такими звездами в роли Лоуренса, как Кэри Грант, Алан Лэдд, Лоуренс Оливье, Бургесс Мередит, но лишь в 1960 году сценарист Майкл Уилсон убедил брата Лоуренса продать права на фильм Сэму Шпигелю. Когда брат посмотрел фильм, то сказал, что не узнал в Питере О'Туле Лоуренса. Он был разочарован этим фильмом и запретил в качестве названия использовать название его книги «The Seven Pillars of Wisdom». Дэвид Лин пропустил лишь один рабочий день съемок, хотя много раз болел во время работы. Также он никогда не отсматривал накануне отснятый материал. Съемки на три месяца остановились, так как сценариста Роберта Болта посадили в тюрьму за участие в демонстрации за ядерное разоружение. Его освободили лишь после того, как Шпигель убедил его подписать соглашение о том, что такого больше не повториться. Позднее Питер О'Тул вспоминал, что съемки были невероятно долгими. В качестве примера он привел сцену, когда Лоуренс и генерал Алленби спускаются по лестнице и разговаривают. О'Тул рассказал, что первым делом сняли начало разговора, а момент, когда они уже спустились с лестницы, добавили в самом конце съемочного процесса: «В результате внизу лестницы я на год старше, чем когда только начинаю спускаться!». Чтобы было мягче ехать на верблюде, Питер О'Тул придумал подложить резиновую губку в седло. Этим новшеством моментально воспользовались настоящие бедуины, снимавшиеся в массовке в сценах в пустыне. О'Тул рассказывал, что не видел фильм полностью почти два десятилетия после его премьеры, но когда посмотрел, то был очень восхищен. Роль Лоуренса очень настойчиво хотел сыграть Алек Гиннесс, но Дэвид Лин объяснил ему, что он слишком стар для нее. Когда от роли принца Фейзала отказался Лоуренс Оливье, Гиннесс моментально за нее ухватился, лишь бы сниматься в фильме про своего кумира. Сэм Шпигель хотел пригласить на роль генерала Алленби Кэри Гранта, но Лин убедил его позвать Джека Хоукинса, с которым он уже работал на картине «Мост через реку Квай» (1957). Король Иордании Хусейн часто посещал съемочную площадку и выделил целую бригаду своего военного легиона для съемок. Так что солдат в фильме играют настоящие арабские солдаты. На съемочной площадке Хусейн приметил молоденькую британскую секретаршу Антуанету Гардинер, которая в 1962 году стала его второй женой. Их сын Абдула Второй стал королем Иордании в 1999 году. Мотоцикл, на котором Лоуренс ехал в момент своей смерти, был марки «Brough Superior». Всего он владел семью такими мотоциклами. В 1992 году Питер О'Тул признался, что во время сцены атаки на Акабу из-за боязни упасть с высоченного верблюда был настолько пьяным, что не понимал, где находится и что происходит. Во время сцены атаки на Акабу О'Тул едва не погиб. Ружье, которое должно было дать сигнал к началу атаки, выстрелило раньше времени. Верблюд, на котором сидел О'Тул, сбросил его на землю, но на них уже понеслась куча всадников-солдат. К счастью для актера, верблюд остался стоять рядом с упавшим, не позволив его затоптать лошадям. Питера О'Тула на главную роль Шпигелю рекомендовала сама Кэтрин Хепберн. Игравший фотожурналиста Джексона Бентли актер Эдмонд О'Брайан во время съемок схлопотал сердечный приступ и его заменили Артуром Кеннеди по предложению Энтони Куинна. А первым кандидатом на эту роль был Кирк Дуглас. Но он потребовал себе высокий гонорар и указания в титрах вторым после О'Тула, после чего ему указали на дверь. Продюсер Сэм Шпигель отличался потрясающим чутьем на хороший материал и талантливых режиссеров: именно он был продюсером лучших картин Орсона Уэллса, Джона Хьюстона, Элиа Казана и Дэвида Лина. Подготовка к съемкам картины заняла два года, а сами съемки-14 месяцев в Иордании, Марокко и Испании. Энтони Куинн сам наносил себе грим и часто приходил на съемочную площадку уже в арабском одеянии. Однажды режиссер не узнал его и послал своего помощника, чтобы сказать Куинну, что он будет заменять самого себя, так как Лин не нашел Куинна на площадке. Хосе Феррер, бывший в то время звездой, был огорчен маленькой ролью, которая досталась ему. Он согласился на нее только после того, как ему заплатили 25 тысяч долларов (больше, чем получили Шариф и О'Тул вместе взятые) плюс дали новенький «Porsche». Впоследствии Феррер рассказывал, что эта роль лучшая в его карьере. Дэвид Лин черпал вдохновение для съемок фильма из картины Джона Форда «Искатели» (1956), которую пересматривал время от времени. Снимать в реальном городе Акаба не удалось из-за высокой стоимости и болезней среди членов съемочной группы. Город был воссоздан в русле высохшей реки на юге Испании, для чего построили более 300 зданий. Это любимый фильм Стивена Спилберга. Интересно, что первый чек за прибыль от проката фильма, Дэвид Лин получил лишь в 1978 году. После успеха картины «Мост через реку Квай» Шпигель и Лин хотели снять эпический фильм про Махатму Ганди, но отказались от этой затеи. Картина не номинировалась на «Оскар» за лучшие костюмы лишь из-за того, что кто-то забыл предложить имя Филлис Далтон на рассмотрение академиков. Картина была запрещена во многих арабских странах. Но Омар Шариф лично показал фильм президенту Египта Гамалю Абделю Насеру и объяснил, что в нем нет ничего плохого об арабах. Насеру фильм понравился, он разрешил его прокат в Египте, где он стал громадным хитом. Картина полностью снята в естественных условиях. Единственными декорациями стал склеп в соборе Святого Павла в Лондоне, где находится бронзовая усыпальница Лоуренса. Во время съемок в Иордании, воду на съемочную площадку привозили с расстояния 240 километров! Сначала воду пили из белых стаканчиков, но их ветром уносило в пустыню, таким образом загубив несколько дублей, ибо они были видны на песке. После этого режиссер распорядился заменить их тяжелыми керамическими кувшинами. Атаку на Акабу совершали 450 лошадей и 150 верблюдов. Для сцены с поездом в Испании проложили рельсы на протяжении 3, 2 километров. Съемки получились настолько длинными и выматывающими, что Сэм Шпигель объявил двухмесячный перерыв. В это время он искал новые места для съемок, менее экстремальные, чем Иордания (в итоге он нашел Испанию), а актеры Алек Гиннесс, Омар Шариф, Энтони Куинн и Энтони Куэйл за это время успели сняться в других фильмах. Питер О'Тул признался, что узнал об актерском мастерстве за несколько дней работы с Хосе Феррером больше, чем за все годы учебы в школе драматических искусств. Съемки шли так медленно, что Шпигель попросил Уилльяма Уайлера посетить съемочную площадку и убедить Дэвида Лина больше доверять своей второй съемочной группе, как сам Уайлер делал на съемках эпической картины «Бен-Гур» (1959). Это не принесло результата, ибо Лин был невероятный перфекционист, стремившийся лично отснять каждую сцену фильма. Предположительный бюджет этого фильма в современных деньгах оценивается в 285 миллионов долларов. В ночных сценах от верблюдов падают тени, так как снимали эти сцены днем при темных линзах на камерах. Картина удостоилась «Оскара» за лучшую операторскую работу, монтаж, режиссуру, художественное оформление, музыку, звук и как лучший фильм года, а номинировалась за лучший сценарий, актера (О'Тул) и актера второго плана (Шариф). Английская киноакадемия вручила фильму свой приз «BAFTA» за лучший сценарий, актера (О'Тул) и как лучшему фильму года, а номинировала за лучшего иностранного актера (Куинн). Итальянцы вручили фильму свой приз «David di Donatello» как лучшему иностранному фильму года, а Питера О'Тула признали лучшим иностранным актером (наряду с Фредериком Марчем за роль в картине «Семь дней в мае», 1964). Музыка Мориса Жарра номинировалась на премию «Грэмми». Картина получила «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, операторскую работу, актера второго плана (Шариф) и как лучший фильм года, а номинировалась за лучшую музыку и актера (Куинн и О'Тул). В 1991 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. При бюджете в 15 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 70 миллионов и еще 320 миллионов выручила за право демонстрироваться на территории США.