Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЛЖЕТ»
(L'homme qui ment)

Италия-Чехословакия-Франция, 1968, 95 мин., ч/б, «Como Films/Compagnie Cinematographique de France/Lux Film»
Режиссер и сценарист Ален Роббе-Грийе
В ролях Жан-Луи Трентиньян, Сильвия Бреаль, Доменик Прадо, Сильвия Турбова, Сюзана Кочурикова, Иван Мистрик

Действие происходит в неопределенной европейской стране. Главный герой, одетый в современный костюм, бежит по лесу от преследующего его отряда солдат в немецкой форме периода Второй мировой войны, с которыми ведут перестрелку борцы сопротивления. Героя убивают, но он встает и идет в близлежащий городок, представляясь зрителю как Борис Варисса, боевой товарищ лидера местного сопротивления, предположительно убитого Жана Рабена. В таверне он рассказывает историю, как спасал раненого Рабена, но ему, похоже, никто не верит. Затем он идет в полуразрушенный фамильный замок Рабена, где знакомится с тремя красавицами-женой Рабена, его сестрой и служанкой. Его новый рассказ о спасении Рабена также не убеждает женщин. Тем не менее, Борису удается закрепиться в замке и даже завести романы с женщинами, хотя между ними существуют свои сложные сексуальные отношения. По ходу действия можно предположить, что Борис был не борцом сопротивления, а скорее предателем, или что он просто авантюрист или сумасшедший. Возникают также сомнения в том, существовал ли такой человек на самом деле, а если существовал, то жив ли (в какой-то момент на местном кладбище показывают могилу с табличкой Борис Варисса), а если жив, то Борис ли он. Может быть, это только дух погибшего Бориса, а может быть, он и есть на самом деле Жан (в определенный момент он сам так говорит)…
Время, в которое происходят события, трудно определить. Некоторые события как будто происходят во время войны (или в памяти воевавших, или это просто чьи-то фантазии?). Какие-то события как будто происходят в настоящем времени, но в них тоже вклиниваются черты военного времени. Какие-то из событий, вероятно, происходят или происходили в реальности, какие-то являются отражением свойств памяти, в разной степени искажающих события при воспроизведении, а какие-то являются плодом чистого вымысла, причем сознательного, и порой практически невозможно четко разделить эти уровни повествования. И если рассматривать излагаемые в фильме события в реалистическом ключе, то картина предстанет противоречивой и лишенной какой-либо объединяющей идеи. Однако если смотреть на нее с точки зрения многозначности проявления форм реальности, разнообразия возможных трактовок одних и тех же событий в разных обстоятельствах и на разных уровнях восприятия, то картина предстанет как сложное и комплексное исследование способов восприятия, трактовки и воспроизведения реальности. Автор в определенной степени жертвует художественными составляющими фильма ради постановки вопросов, которые скорее относятся к категории философских.
Мужчина в костюме приходит из леса в город и рассказывает встречающимся ему людям свою историю. Каждый раз его слова звучат по-разному, и одни и те же участники очередной истории совершают действия, характер которых совершенно иной, чем в прошлом рассказе. Вы скажете, что он лжец. Это слишком простое объяснение всему тому, о чем показывает режиссер в этой картине.