Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЛИЛИАН РАССЕЛ»
(Lillian Russell)

США, 1940, 127 мин., ч/б, «20th Century Fox»
Режиссер Ирвинг Каммингс, сценарист Уилльям Энтони Макгаэйр
В ролях Элис Фэй, Дон Эмеч, Генри Фонда, Эдвард Арнольд, Уоррен Уилльям, Лео Каррилло, Дороти Петерсон, Найджел Брюс

Этот фильм рассказывает об истории жизни одной из самых популярных актрис и певицы конца 19-го и начала 20-го столетия, известной своей красотой, стилем и голосом Лилиан Рассел, урожденной Хелен Луизы Леонард. Она родилась в городе Клинтон, штат Айова в семье Чарли Леонарда-владельца газетного бизнеса и Синтии Леонард. В восемнадцать лет она с матерью переезжает в Нью-Йорк, где мать возглавляет движение феминисток и начинает вести активную борьбу за пост мэра города, но терпит неудачу на выборах. Тем временем карьера дочери идет в гору. Благодаря стараниям бабушки девушка берет уроки у известного преподавателя пения Леопольда Дамроша…
Лилиан Рассел (1860-1922) была американской актрисой и певицей. Она стала одной из самых известных актрис и певиц конца 19-начала 20 веков, известной своей красотой и стилем, а также своим голосом и сценическим мастерством. Рассел родилась в Клинтоне, штат Айова, но выросла в Чикаго. Ее родители разошлись, когда ей было 18 лет, и она вместе с матерью переехала в Нью-Йорк. Она начала профессионально выступать к 1879 году, пела для Тони Пастора и играла роли в комической опере, в том числе в произведениях Гилберта и Салливана. Композитор Эдвард Соломон создал для нее роли в нескольких своих комических операх в Лондоне. В 1884 году они вернулись в Нью-Йорк и поженились в 1885 году, но в 1886 году Соломон был арестован за двоеженство. В течение многих лет она была ведущей певицей оперетт и музыкального театра в Соединенных Штатах, непрерывно выступая до конца 19 века. В 1899 году она поступила в мюзик-холл Вебера и Филдса, где играла в течение пяти лет. После 1904 года у нее начались проблемы с вокалом, и она перешла на драматические роли. Позже она вернулась к музыкальным ролям в водевилях и прекратила выступления примерно в 1919 году. Рассел была жената четыре раза, но ее самые продолжительные отношения были с Даймондом Джимом Брэди, который поддерживал ее экстравагантный образ жизни в течение четырех десятилетий. В последующие годы она вела газетную колонку, выступала за избирательное право женщин, была популярным лектором и способствовала принятию ограничительного Закона об иммиграции 1924 года. Рассел родилась как Хелен Луиза Леонард в Клинтоне, штат Айова, четвертая из пяти дочерей газетного издателя Чарльза Э. Леонарда, а также писательницы и феминистки Синтия Леонард, первой женщины, баллотировавшейся на пост мэра Нью-Йорка. Ее семья переехала в Чикаго в 1865 году, где она училась в монастыре Святого Сердца с 7 до 15 лет, а затем в Парковом институте. Ее отец стал партнером в полиграфической фирме Knight and Leonard, а мать стала активным участником движения за права женщин. Рассел, которую в детстве звали Нелли, преуспела в школьных театральных постановках. В подростковом возрасте она занималась музыкой в частном порядке и пела в хоре. В декабре 1877 года она выступила в любительской постановке Time Tries All в Chickering Hall в Чикаго. Когда Рассел было 18 лет, ее родители разошлись, и она, ее мать и ее младшая сестра переехали в Нью-Йорк, где ее мать работала с избирательным правом для Сьюзен Б. Энтони. Рассел училась пению у Леопольда Дамроша и думала о карьере в опере. Ее очень религиозная мать не одобряла ее работу в театре, которую она считала дурной. Рассел начала встречаться с Уолтером Синном, чей отец владел театром Бруклин-Парк. Мать Уолтера помогла Рассел получить работу в хоре с Эдвардом Э. Райсом, который в сентябре 1879 года гастролировал со своим мюзиклом «Эванджелина» в Бостоне вместе с комической оперой Гилберта и Салливана. Рассел вскоре начала встречаться с руководителем оркестра Гарри Брэмом и забеременела. Они поженились в ноябре, когда спектакль переехал в театры Нью-Йорка. Она родила их сына Гарри в июне 1880 года. В сентябре Брэм получил престижную дирижерскую работу в Театре Тони Пастора на Бродвее. Пастор, известный как отец водевиля, познакомил многих известных исполнителей. В ноябре 1880 года Пастор пригласил Хелен Луизу Леонард для участия в его развлекательных шоу. По его предложению она выбрала сценический псевдоним Лилиан Рассел, и Пастор представил ее как «певицу английских баллад». Она сразу же завоевала популярность у публики и вскоре не только пела, но и играла в скетчах. В начале 1881 года ребенок умер после того, как его няня случайно проткнула ему живот булавкой для подгузника. Брэм пришел домой и нашел умирающего ребенка. Трагедия обострила тяжелые отношения Рассел с ее матерью и привела к ее разводу с Брэмом. Летом 1881 года Рассел гастролировала с труппой Пастора. Она играла ведущую сопрано роль Мэйбл в бурлеске из Пиратов Пензанса в театре Пастора. Затем она сыграла в Оперном театре Бижу на Бродвее в роли Дженны в «Великом Могуле», а с труппой комической оперы МакКолла сыграла Батильду в «Оливетте». Она также играла главную роль у Гилберта и Салливана в «Терпении» и Алины в «Колдуне» в 1882 году в Бижу. Рассел познакомилась с композитором Эдвардом Соломоном позже, в 1882 году, в театре казино Пастора в Нью-Йорке, где он был музыкальным руководителем сезона, и она стала звездой. Не зная о его первом браке, она стала его любовницей, и они вместе отплыли в Лондон. Там она снялась в нескольких произведениях, которые он написал специально для нее, в том числе в «Вирджинии» в « Поле и Вирджинии», в «Билли Тейлоре», а также в главных ролях в «Полли» и «Домашнем питомце полка» и «Покахонтасе». Находясь в Лондоне, она работала над созданием главной роли в «Принцессе Иде» Гилберта и Салливана (1884), но столкнулась с В. С. Гилбертом и была уволена во время репетиций. Комические оперы Соломона не имели большого успеха в Британии, поэтому Рассел и Соломон вернулись в Америку. У них родилась дочь, Дороти в 1884 году, и они поженились в Нью-Джерси в 1885 году. Рассел была очень хорошо принята с творчеством Соломона во время турне Пастора по США. Еще одним успехом Соломона для Рассел и Пастора стала «Пепита или Девушка со стеклянными глазами». Рассел также играл в театрах Нью-Йорка или на гастролях Гилберта и Салливана и в опереттах. Ее отношения с Соломоном испортились, в основном из-за его плохого финансового положения и их последнего шоу «Служанка и Самогонщик» (1886) было провалом. Когда кредиторы подали в суд на Соломона, он бежал из страны. В 1886 году Соломон был арестован за двоеженство, поскольку его предыдущий брак не был расторгнут. Рассел развелась с Соломоном в 1893 году. Рассел продолжала работать в комической опере и другом музыкальном театре. Она гастролировала с оперной труппой Дж. К. Даффа в течение двух лет, начиная с 1886 года. В 1887 году она сыграла Карлотту в опере Карла Миллекера «Гаспароне» в Нью-Йорке в Standard Theater вместе с Эженом Уденом и Дж. Х. Райли. Позже в том же году она вернулась в Театр Казино в главной роли Дороти, и в течение следующих нескольких лет она продолжала играть в опереттах и музыкальном театре на Бродвее. Ее роли в это время включали главную роль в «Великой герцогине Герольштейн», Фиореллу в «Разбойниках», Терезу в «The Mountebanks», Мариону в «La Cigale» и Розу в «Принцессе Никотин». В 1891 году она открылась в Театре Гарден как звезда оперной труппы Лилиан Рассел. Жирофле-Жирофла был фаворитом Рассел, сыгравшего две главные роли в Чикаго, Нью-Йорке и во время турне в 1890-х годах. На протяжении многих лет Рассел была лучшей исполнительницей оперетт в Америке. Ее голос, сценическое присутствие и красота были предметом большой помпы в средствах массовой информации, и она была чрезвычайно популярна у публики. Актриса Мари Дресслер заметила: «Я до сих пор помню прилив чистого трепета, который сопровождал ее выход на сцену. А затем громовые аплодисменты, которые пронеслись от оркестра к галерее и до самой крыши». Когда 8 мая 1890 года Александр Грэм Белл ввел междугородную телефонную связь, голос Рассел был первым, переданным по линии. Из Нью-Йорка Рассел спела песню о саблях из оперы «Великая герцогиня де Герольштейн» перед публикой в Бостоне и Вашингтоне, округ Колумбия. Ей подарили велосипед. Это был позолоченный станок, который продемонстрировал ювелирное искусство в его самом пышном и нетрадиционном виде-руль, инкрустированный перламутром, и спицы колеса с ее инициалами, украшенными бриллиантами. У нее был «кремовый велосипедный костюм из саржевой ткани с рукавами из баранины с укороченной на три дюйма юбкой, что произвело фурор и установило тренд». Она вышла замуж за тенора Джона Хейли Августина Чаттертона (известного профессионально как синьор Джованни Перуджини) в 1894 году, но вскоре они расстались, и в 1898 году они развелись. Весной 1894 года она вернулась в Лондон, чтобы сыграть Бетту в «Королеве бриллиантов» Эдварда Якобовски, а затем сыграла ту же роль в нью-йоркской постановке в Abbey's Theater. Она осталась в этом театре, сыграв несколько ролей, но когда театр закрылся в 1896 году, она играла в других бродвейских домах в большем количестве оперетт Оффенбаха (таких как «Принцесса Трапезундская»), Виктора Герберта и других, таких как Эрмини (в Театре Казино) в 1899 году. В течение 40 лет Рассел была спутницей бизнесмена «Бриллиантового Джима» Брэди, который одарил ее экстравагантными подарками в виде бриллиантов и драгоценных камней и поддерживал ее экстравагантный образ жизни. В 1899 году Рассел присоединилась к мюзик-холлу Вебера и Филдса, где она играла главную роль в их бурлесках и других развлечениях до 1904 года. Ее первой постановкой там была «Фиддл-ди-ди» в 1899 году, в которой также участвовали Де Вольф Хоппер, Фэй Темплтон и Дэвид Уорфилд. Другими фаворитами были «Вуп-де-ду» и «Большая маленькая принцесса». Перед постановкой «Твирли-Уирли» в 1902 году Джон Стромберг, сочинивший для нее несколько хитов, отложил на несколько дней соло Рассел, заявив, что оно не готово. Когда он покончил жизнь самоубийством за несколько дней до первой репетиции, в кармане его пальто были обнаружены ноты к «Come Down Ma Evenin Star». Она стала фирменной песней Рассел и является единственной, которую она, как известно, записала, хотя запись была сделана после того, как голос Рассел значительно ухудшился. Оставив Вебера и Филдса, она затем сыграла главную роль леди Тизл в 1904 году в Театре Казино, а затем начала играть в водевиле. После 1904 года у Рассел начались проблемы с вокалом, но со сцены она не сошла. Вместо этого она переключилась на немузыкальные комедии, гастролируя с 1906 по 1908 год под руководством Джеймса Брукса. В 1906 году она сыграла главную роль в «Миллионах Барбары», а в 1908 году она была Генриеттой Баррингтон в «Уайлдфайре». В следующем году она была Лорой Кертис в «Мощи вдовы». В 1911 году она гастролировала в «В поисках грешника». Затем Рассел вернулась к пению, участвуя в бурлеске, эстраде и других развлечениях. В 1912 году она вышла замуж за своего четвертого мужа, Александра Поллока Мура, владельца Pittsburgh Leader, и по большей части ушла со сцены. Свадьба прошла в Питтсбурге в гранд-отеле Schenley, который сегодня является национальной исторической достопримечательностью и зданием студенческого союза Питтсбургского университета. Какое-то время Рассел жила в номере 437 отеля, который теперь находится в офисах студенческой газеты The Pitt News. В том же году она в последний раз появилась на Бродвее в фильме Weber-Fields Hokey Pokey. В 1915 году Рассел появилась вместе с Лайонелом Бэрримором в фильме «Лесной пожар», который был основан на пьесе 1908 года, в которой она появилась. Это было одно из ее немногих выступлений в кино. Она появлялась в водевиле до 1919 года, когда плохое здоровье заставило ее полностью покинуть сцену после четырех десятилетий карьеры. Примерно с 1912 года Рассел вела газетную колонку, стала активной в женском избирательном движении (как и ее мать) и была популярным лектором по личным отношениям, здоровью и красоте, отстаивая оптимистическую философию самопомощи и собирая большие толпы людей. В 1913 году она заявила, что откажется платить подоходный налог в знак протеста «против отказа в голосовании женщинам». Тем не менее, она была завербована в Корпус морской пехоты США во время Первой мировой войны и собирала деньги на военные нужды. Рассел стала богатой женщиной, и во время актерской забастовки 1919 года она сделала крупное пожертвование денег, чтобы спонсировать формирование Ассоциации хорового капитала хористками Ziegfeld Follies. В марте 1922 года Рассел путешествовала на борту RMS Аквитании из Саутгемптона, Англия, в порт Нью-Йорк. По данным The New York Times, она «создала прецедент, исполняя обязанности председателя судового концерта, первой женщины, судя по записям, которая председательствовала на развлекательном мероприятии на борту корабля». В 1922 году Рассел предприняла миссию по установлению фактов в Европе от имени президента Уоррена Хардинга. Миссия заключалась в расследовании увеличения иммиграции. Она рекомендовала ввести пятилетний мораторий на иммиграцию и как минимум 21 год проживания до подачи заявления на натурализацию. Рассел заявила: «Только те, кто бесполезны в восстановлении своих стран, стремятся прибыть в Соединенные Штаты…иммиграция последних лет была из того класса людей, который скорее задерживает, чем помогает развитию любой нации». Ее выводы сыграли важную роль в разработке содержания Закона об иммиграции 1924 года, который значительно ограничил иммиграцию южных и восточных европейцев и запретил иммиграцию азиатов. На обратном пути Рассел получила, по-видимому, легкие травмы, которые, однако, привели к осложнениям, и она умерла после десяти дней болезни в своем доме в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Тысячи людей выстроились по пути ее военных похорон, приняли участие многие актеры и политики. Президент Хардинг послал венок, который был возложен на ее гроб. Она похоронена в частном мавзолее своей семьи на кладбище Аллегейни в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Друг Лилиан Рассел Даймонд Джим Брэди был крупным владельцем чистокровных скаковых лошадей и, возможно, повлиял на ее решение заняться этим видом спорта. В августе 1906 года ее пресс-агент объявил, что она приобрела восемь жеребцов от новозеландского жеребца Carbine для своей новой конюшни чистокровных скаковых лошадей. Она соревновалась под псевдонимом «Мистер Клинтон» с гоночными цветами за темно-синий с белой звездой. Портрет Рассел в полный рост был написан в 1902 году американским художником швейцарского происхождения Адольфо Мюллер-Ури (1862-1947), который также нарисовал еще один овал в половину длины, но оба портрета отсутствуют.