Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Музыкальная историческая фантазия с элементами пародии.
Известнейший композитор и пианист-виртуоз Ференц Лист дает концерты, его
осаждают толпы юных поклонниц. У музыканта бурная личная жизнь: несколько
любовниц и странная дружба с Рихардом Вагнером, а некая русская княжна Каролина
приглашает его в Санкт-Петербург. Фильм рассказывает о жизни Ференца Листа,
талантливого композитора и пианиста, представляя ее в виде истории восхождения
и заката рок-звезды. Любовный роман с Рихардом Вагнером, нежелание вступать
в брак с русской княжной, и как итог-монашеская жизнь…
Ференц Лист (1811-1886)-венгро-немецкий композитор, пианист, педагог, дирижер,
публицист, крупный представитель музыкального романтизма.
Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом
концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные
технические возможности. До сих пор его виртуозность остается ориентиром
для современных пианистов, а произведения-вершинами фортепианной виртуозности.
В 1843 году Лист совершил вместе с тенором Джованни Батистой Рубини гастрольное
концертное турне по Нидерландам и Германии. Активная концертная деятельность
в целом завершилась в 1848 году (последний концерт был дан в Елисаветграде),
после чего Лист выступал редко. Как композитор Лист сделал массу открытий
в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные
жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической
формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело.
Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его
в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось
(этот тезис был выдвинут к 1850-м годам). Если Вагнер видел этот синтез
в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой,
хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений:
«Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптура Микеланджело на
надгробии Лоренцо Медичи) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза
искусств нашли широкое применение. Лист верил в силу искусства, которое
может влиять на массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская
деятельность. Лист вел педагогическую деятельность. К нему в Веймар приезжали
пианисты со всей Европы. В собственном доме, где был зал, Лист давал приезжим
открытые уроки, причем никогда не брал за это денег. В числе других его
посетили А. П. Бородин, А. И. Зилоти и Эжен д’Альбер. Дирижерской деятельностью
Лист занялся в Веймаре. Там он ставил оперы (в том числе Вагнера), исполнял
симфонии. Среди литературных работ-книга о Шопене, книга о музыке венгерских
цыган, а также множество статей, посвященных актуальным и глобальным вопросам.
Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Венгрии, в городке Доборьян (австрийское
название Райдинг), комитат Шопрон и был единственным ребенком в семье. Родным
языком Листа был немецкий. Его отец, Адам Лист (1776-1827) служил чиновником
в администрации князя Эстерхази. Князья Эстерхази поощряли искусство. До
14 лет Адам играл на виолончели в оркестре князя, руководимом Йозефом Гайдном.
После окончания католической гимназии в Прессбурге (ныне Братислава) Адам
Лист поступил послушником во францисканский орден, но спустя два года решил
из него уйти. По некоторым сведениям, он на всю жизнь сохранил дружбу с
одним из францисканцев, что, как предполагают некоторые исследователи, вдохновило
его назвать сына Францем, а сам Лист, также поддерживая связи с францисканцами,
в поздние годы жизни вступил в орден. Адам Лист сочинял, посвящая свои произведения
Эстерхази. В 1805 году он добился своего назначения в Айзенштадт, где располагалась
резиденция князей. Там в 1805-09 годах в свободное от основной работы время
он продолжил играть в оркестре, имея возможность работать со многими приезжавшими
туда музыкантами, включая Керубини и Бетховена. В 1809 году Адам был отослан
в Райдинг. В доме у него висел портрет Бетховена, который был кумиром отца
и впоследствии стал кумиром сына. Мать Ференца Листа, Анна-Мария, урожденная
Лаггер (1788-1866), дочь пекаря из Кремса-на-Дунае. Осиротев в 9 лет, она
была вынуждена переехать в Вену, где была горничной, а в 20 лет переехала
в Маттерсбург к брату. В 1810 году Адам Лист, приехав в Маттерсбург навестить
отца, познакомился с ней, а в январе 1811 года они поженились. В октябре
1811 года родился сын, ставший их единственным ребенком. Имя, данное при
крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а по-немецки произносилось
Франц. В венгерских источниках используется имя Ференц, хотя сам Лист, плохо
владея языком, его использовал редко. В советское время имя Ференц закрепилось
в литературе на русском и других языках народов СССР, а также в польском,
чешском, болгарском и монгольском языках. Участие отца в музыкальном формировании
сына было исключительным. Адам Лист рано начал учить сына музыке (по некоторым
сведениям 1817 год-начало обучения игре на фортепиано под руководством отца),
сам давал ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист-игре
на органе. После трехлетних занятий Ференц в возрасте восьми лет впервые
выступил в публичном концерте. Отец возил его в дома знатных вельмож, где
мальчик играл на рояле, и сумел вызвать среди них благожелательное отношение.
Понимая, что сыну нужна серьезная школа, отец везет его в Вену. С 1821 года
Лист занимался в Вене игрой на фортепиано у Карла Черни, который согласился
учить мальчика безвозмездно. Великому педагогу мальчик поначалу не понравился,
так как был тщедушным и слабым физически. Школа Черни дала Листу универсальность
его фортепианного искусства. Теорией Лист, также безвозмездно, занимался
у Антонио Сальери, который 25 августа 1822 года писал Николаю Эстерхази:
«После того как я случайно услышал мальчика Франческо Листа, прелюдирующего
и играющего с листа на фортепиано, я был так поражен, что мне казалось,
будто все это я вижу во сне». Выступая на концертах, Лист произвел сенсацию
среди венской публики. Во время одного из них Бетховен после блестящей импровизации
Ференца в каденции одного из своих концертов поцеловал его. Лист об этом
вспоминал всю жизнь. После Вены Лист поехал в Париж (1823). Целью была Парижская
консерватория, но Листа туда не приняли, так как принимали только французов.
Любопытно, что этот бюрократический отказ санкционировал директор консерватории-итальянец
Л. Керубини. Однако отец решил остаться в Париже, несмотря на сложное материальное
положение. Из-за этого приходилось постоянно организовывать выступления.
Так в раннем возрасте началась профессиональная деятельность Листа. Занимались
с Листом педагоги из той же Парижской консерватории (среди них были такие
выдающиеся музыканты, как известный итальянский композитор и оперный дирижер
Фердинандо Паер и профессор консерватории Антонин Рейха), однако никто больше
не учил его фортепианной игре. Черни был последним его педагогом по фортепиано.
В этот период Лист начал сочинять-в основном, репертуар для своих выступлений-этюды.
В 14 лет начал оперу «Дон Санчо, или Замок любви», которая даже была поставлена
в Grand-Opera в 1825 году. Постоянные концертные выступления были для юного
музыканта психологически изматывающими, и в семье было принято решение отправиться
на море в оздоровительных целях. Там в 1827 году Адам Лист простудился,
развилась пневмония, и он умер. Ференц тяжело переживал это событие, около
3 лет был в подавленном состоянии. К тому же его раздражала его роль «паяца»,
диковинки в светских салонах. По этим причинам на несколько лет Лист выключился
из жизни Парижа, был даже опубликован его некролог. Возросло мистическое
настроение, и прежде замеченное в Листе. В свете Лист появился только в
1830 году. Это год Июльской революции. Листа увлекла бурная жизнь вокруг
него, призывы к справедливости. Возникла идея «Революционной симфонии»,
в которой должны были быть использованы революционные песни. Лист вернулся
к активной деятельности, с успехом концертировал. Образовался круг близких
ему музыкантов: Берлиоз (создавший в это время «Фантастическую симфонию»),
Паганини (приехавший в Париж в 1831 году). Игра гениального скрипача побудила
Листа добиться еще большего совершенства в исполнении. На некоторое время
он отказался от концертирования, усиленно работал над техникой и переложил
для фортепиано каприсы Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. Это
был первый и чрезвычайно блестящий опыт в фортепианном переложении, которое
впоследствии Лист довел до столь высокой степени. На Листа как на виртуоза
имел также громадное влияние Шопен, который, согласно распространенному
мнению, к Листу относился скептически, не успев увидеть расцвета его творчества
после 1848 года и видя в нем только виртуоза, однако, как художник-исполнитель
Лист был высоко ценим Шопеном, общавшимся с ним в Париже. В письме 1833
года Шопен написал: «Я хотел бы похитить у него манеру исполнения моих собственных
этюдов». Среди знакомых Листа также писатели Дюма, Гюго, Мюссе, Жорж Санд.
Около 1835 года вышли статьи Листа о социальном положении артистов во Франции,
о Шумане. В это же время Лист начал и педагогическую деятельность, которую
никогда позже не оставлял.
В начале 30-х годов Лист познакомился с графиней Мари д’Агу, подругой Жорж
Санд. Она увлекалась современным искусством. Графиня имела некоторые литературные
способности и печаталась под псевдонимом Даниель Стерн. Творчество Жорж
Санд было для нее эталоном. Графиня д’Агу и Лист были в состоянии романтической
влюбленности. В 1835 году графиня ушла от мужа и порвала все связи со своим
кругом. Вместе с Листом она уехала в Швейцарию-так начался следующий период
жизни Листа. С 1835 по 1848 годы длится следующий период жизни Листа, за
которым закрепилось название «Годы странствий» (по названию сборника пьес).
В Швейцарии Лист и Мари д’Агу жили в Женеве и по временам-в каком-нибудь
живописном селении. Лист делал первые наброски пьес для сборника «Альбом
путешественника», который впоследствии стал «Годами странствий», преподавал
в Женевской консерватории, иногда ездил в Париж с концертами. Однако Париж
уже увлечен другим виртуозом-Тальбергом, и Лист не имел былой популярности.
В это время Лист уже начал придавать своим концертам просветительскую тематику-играл
симфонии (в своем переложении для фортепиано) и концерты Бетховена, парафразы
на темы из опер. Вместе с д’Агу Лист написал статью «О роли искусства и
положении художника в современном обществе». В Женеве Лист не выпал из активной
европейской жизни. К нему приезжали друзья из Парижа, в том числе Жорж Санд.
В 1837 году, уже имея одного ребенка-дочь Бландину, Лист и д’Агу поехали
в Италию. Здесь они посетили Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию-центры искусства
и культуры. Из Италии Лист писал очерки о местной музыкальной жизни, которые
посылал в Париж для публикации. Для них был избран жанр письма. Адресат
большей части писем-Жорж Санд, которая отвечала Листу также очерками в журнале.
В Италии Лист впервые в истории сыграл сольный концерт, без участия других
музыкантов. Это было смелое и дерзкое решение, которое окончательно обособило
концертные выступления от салонных.
К этому же времени относятся фантазии и парафразы на темы из опер (в том
числе из «Лючии» Доницетти), переложения «Пасторальной симфонии» Бетховена
и многих сочинений Берлиоза. Дав несколько концертов в Париже и Вене, Лист
возвратился в Италию (1839), где окончил переложение симфоний Бетховена
для фортепиано. В 1841 году Ференц Лист был принят в масонскую ложу «Zur
Einigkeit» («К единению») во Франкфурте-на-Майне. Он был возвышен до степени
подмастерья и возведен в степень мастера-масона, являясь членом берлинской
ложи «Zur Eintracht» («К согласию»). С 1845 года он был также почетным членом
ложи «Modestia cum Libertate» в Цюрихе, и с 1870 года ложи в Пеште (Будапешт-Венгрия).
Между 1842 и 1848 годами Лист несколько раз объехал всю Европу, в том числе
Россию, Испанию, Португалию, был в Турции. Это был пик его концертной деятельности.
В России Лист был в 1842 и 1848 годах. В Санкт-Петербурге Листа слушали
выдающиеся деятели русской музыки-В. В. Стасов, А. Н. Серов, М. И. Глинка.
При этом Стасов и Серов вспоминали о своем потрясении от его игры, а Глинке
Лист не понравился, он выше ставил Фильда. Лист интересовался русской музыкой.
Он очень высоко оценил музыку «Руслана и Людмилы», сделал фортепианную транскрипцию
«Марша Черномора», вел переписку с композиторами «Могучей кучки». В последующие
годы связи с Россией не прерывались: в частности, Лист издал сборник избранных
отрывков из русских опер. В это время Лист познакомился с княгиней Каролиной
Витгенштейн, женой Николая Петровича Витгенштейна (1812-1864). В 1847 году
они решили пожениться, но Каролина была замужем и, кроме того, истово исповедовала
католицизм. Поэтому пришлось добиваться развода и нового венчания, которое
должны были разрешить русский император и папа римский. В это же время достигла
пика просветительская деятельность Листа. В свои концертные программы он
включал множество фортепианных произведений классиков (Бетховена, Баха),
собственные переложения симфоний Бетховена и Берлиоза, песен Шуберта, органных
произведений Баха. По инициативе Листа в 1845 году были организованы торжества
в честь Бетховена в Бонне, он же внес недостающую сумму для установки там
же памятника гениальному композитору. Однако через некоторое время Лист
разочаровался в своей просветительской деятельности. Он понял, что она не
достигает цели, а обывателю приятнее послушать попурри из модной оперы,
чем сонату Бетховена. Активная концертная деятельность Листа прекратилась.
Лист давно мечтал поехать в Венгрию, однако его подруга Мари д’Агу была
против этой поездки. В это же время в Венгрии произошло большое наводнение,
и Лист, обладая уже огромной популярностью и славой, посчитал своим долгом
помочь соотечественникам. Так произошел разрыв с д’Агу, и в Венгрию он уехал
один. Австрия и Венгрия встретили Листа триумфально. В Вене после одного
из концертов к нему подошел Сигизмунд Тальберг, давний его конкурент, признав
превосходство Листа. В Венгрии Лист стал выразителем патриотического подъема
нации. На его концерты дворяне приходили в национальных костюмах, преподносили
ему дары. Средства от концертов Лист перевел в пользу пострадавших от наводнения.
Это наиболее плодотворный период творческой деятельности Листа, когда получили
окончательное воплощение его самые значительные творческие замыслы. В Веймаре
были созданы 12 (из 13) симфонических поэм. Это новый жанр романтической
программной музыки, вдохновленный поэзией, драматургией или живописью: «Что
слышно на горе», «Мазепа», «Прелюды», «Идеалы», «Тассо», «Прометей», «Гамлет»,
«Битва гуннов». Тогда же появились 2 программные симфонии «Фауст» и «Данте»,
новые редакции 2-х фортепианных концертов, «Этюдов высшего исполнительского
мастерства» и «Этюдов по каприсам Паганини», «Утешения», «Траурное шествие»,
два тома «Годов странствий», соната си минор, 15 Венгерских рапсодий (из
19-ти), песни, Гранская месса и другие сочинения. Небывалый размах получает
просветительская деятельность Листа. Под его управлением на сцене Веймарского
театра были поставлены 43 оперы-от Глюка и Моцарта до Верди и Вагнера, причем
8-впервые в мире. Он исполнил все симфонии Бетховена, различные сочинения
Шуберта и Берлиоза, Шумана и Глинки, многих других композиторов. К их исполнению
писал пояснения и большие статьи, иногда совместно с Каролиной, в которых
излагал свои взгляды на пути развития музыки. Стремясь поддерживать современных
музыкантов-новаторов, Лист устраивал специальные «музыкальные недели», посвященные
творчеству того или иного композитора (неделя Берлиоза, неделя Вагнера).
Он боролся с обветшавшими традициями, рутиной. Благодаря Листу маленький
Веймар превратился в один из культурных центров Германии. Вокруг него группируются
друзья, ученики-пианисты, композиторы, которые съезжаются в Веймар со всей
Европы. Один из них, выдающийся дирижер и пианист Ганс фон Бюлов становится
мужем младшей дочери Листа Козимы. Однако консервативная веймарская публика
совсем не понимала новаторских устремлений Листа. Концерты посещались плохо
(симфония «Гарольд в Италии» исполнялась перед пустым залом). Положение
композитора осложняла правовая неупорядоченность его личной жизни-Каролине,
несмотря на все усилия, так и не удалось получить развод, поэтому Лист не
мог вступить с ней в законный брак. В октябре 1861 года Лист вслед за Каролиной
приехал в Рим, чтобы в день своего 50-летия обвенчаться в церкви Сан-Карло,
где все уже было готово к праздничной церемонии. Но его ждал неожиданный
удар: накануне вечером к княгине Витгенштейн явился посланец церкви с известием,
что венчание должно быть отложено по протесту ее родственников. Она в отчаянии
отказалась от бесплодной борьбы и стала вести затворническую жизнь, все
больше погружаясь в религию. Его тяжелое душевное состояние усугубила смерть
сына и старшей дочери. В начале 60-х годов Лист и Каролина переселились
в Рим, но жили в разных домах. Она настаивала на том, чтобы Лист стал церковнослужителем,
и в 1865 году он принял малый постриг в аколиты. Творческие интересы Листа
лежали теперь преимущественно в области духовной музыки: это оратории «Легенда
о святой Елизавете», «Христос», четыре псалма, реквием и венгерская коронационная
месса. Кроме того, появился третий том «Годов странствий», насыщенный философскими
мотивами. В Риме Лист играл, но чрезвычайно редко. В 1866 году Лист ездил
в Веймар, где начался так называемый его второй веймарский период. Жил он
в скромном домике своего бывшего садовника. Как и раньше, к нему приезжали
молодые музыканты-среди них Григ, Бородин, Зилоти. В 1875 году деятельность
Листа сосредоточилась преимущественно в Венгрии (в Пеште), где он был избран
президентом вновь основанной Высшей школы музыки. Лист преподавал, среди
его учеников-Эмиль фон Зауэр, Александр Зилоти, Карл Таузиг, д’Альбер, Мориц
Розенталь, Вера Тиманова, Софи Ментер и многие другие. Написал «Забытые
вальсы» и новые рапсодии для фортепиано, цикл «Венгерские исторические портреты»
(о фигурах венгерского освободительного движения). Дочь Листа Козима в это
время стала женой Вагнера (их сын-известный дирижер Зигфрид Вагнер). После
смерти Вагнера она продолжала организовывать вагнеровские фестивали в Байройте.
На одном из фестивалей в 1886 году Лист простудился, вскоре простуда перешла
в воспаление легких. Здоровье его начало ухудшаться, беспокоило сердце.
Из-за отеков ног он передвигался лишь с посторонней помощью. 19 июля 1886
года состоялся его последний концерт. Умер Лист 31 июля того же года в гостинице
на руках камердинера. Современные музыковеды считают Листа родоначальником
мастер-класса как формы совершенствования профессионального мастерства музыканта.
Его первым мастер-классом считается занятие в Веймаре в 1869 году. Император
Франц Иосиф I 30 октября 1859 возвел Листа в рыцарское достоинство, оставив
при этом собственноручную запись полного имени Листа: Франц Риттер фон Лист
(Franz Ritter von Liszt, от нем. Ritter-рыцарь, всадник). Имя было присвоено
Национальной венгерской музыкальной академии (Будапешт). Имя Ференца Листа
носит Международный аэропорт Будапешта-главная воздушная гавань Венгрии.
Экспозиция музея размещается в бывшем доме садовника герцога Карла Августа,
в котором композитор Ференц Лист жил в 1869-1886 годах. Среди мемориальных
предметов в музее находится рояль «Бехштайн» и фортепиано «Ибах», которыми
пользовались Лист и его ученики. Обстановка жилых помещений дома сохранена
в первоначальном виде, в котором создавалась при личном участии Листа. В
экспозиции музея отражена также деятельность Листа как природного капельмейстера
Веймарского театра, на сцене которого он поставил более 40 опер. Всего сочинений
Листа 647: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано.
Во всем, что писал Лист, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство
фантазии, смелость и новизна приемов, своеобразный взгляд на искусство.
Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперед в музыкальной
архитектонике. 13 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina commedia»,
фортепианные концерты представляют богатейший новый материал для исследователя
музыкальной формы. Из музыкально-литературных произведений Листа выдаются
брошюры о Шопене, о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «Neue
Zeitschrift fur Musik» и большое сочинение о венгерской музыке. Кроме того,
Ференц Лист известен своими Венгерскими рапсодиями (время создания 1851-1886),
которые являются одними из наиболее ярких и оригинальных его художественных
произведений. Лист использовал фольклорные источники (в основном цыганские
мотивы), которые легли в основу Венгерских рапсодий. Жанр инструментальной
рапсодии является своего рода «новацией» Листа.