Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЖИЛЕЦ»
(Le Locataire)

США-Франция, 1976, 125 мин., «Marianna Films/Paramount»
Режиссер и сценарист Роман Полански, композитор Филипп Сард
В ролях Роман Полански, Изабель Аджани, Мелвин Дуглас, Шелли Уинтерс, Елена Менсон, Бернар Фрессон, Жак Моно, Клод Дофен

Робкий и застенчивый служащий Трелковский снимает квартиру в доме, из окна которой недавно выбросилась бывшая жиличка, мадмуазель Шуль. Он идет к ней в больницу и там знакомится с ее подругой Стеллой. Вскоре мадмуазель Шуль умирает. Трелковский немедленно въезжает в квартиру, радуясь, что нашел такое дешевое и удобное жилье. Но скоро его радость сменяется паранойей, все возрастающей подозрительностью к своим соседям, которые, как ему кажется, провоцируют его, чтобы он тоже совершил самоубийство, как предыдущая жиличка. Постепенно Трелковский начинает себя отождествлять с мадмуазель Шуль. В конце концов, он тоже выбрасывается из окна…
Потрясающий странный фильм, подчеркнутый выразительной игрой Романа Полански. Мир Роланда Топора («Автопортрет порнографа», 1971; «Дикая планета», 1973; «Эпидемия в Гамбурге», 1979), по произведению которого поставлен фильм, измученный и усталый: паранойя, причудливость, необычность и болезнетворность. Фильм медленный, скромный, но на нервах играет не хуже иных зрелищных и кровавых фильмов ужасов. Изабель Аджани исполняет маленькую роль, а вот Шелли Уинтерс («Великий Гэтсби», 1949; «Ночь охотника», 1955; «Самая великая рассказанная история», 1965; «Кровавая мама», 1970; «Приключения Посейдона», 1972; «Дракон Пита», 1977; «Город в огне», 1979; «Колдовской огонь», 1986; «Молчание ветчины», 1994) великолепна в роли свирепой консьержки. Великолепный фильм, некоторые моменты которого стали настоящей классикой, типа находки Трелковским в дырке стены зуба предыдущего жильца или неспокойный сон, когда он ищет что-то на стене ванной комнаты покрытой иероглифами. Франсуа Трюффо говорил об Изабель Аджани: «Она принадлежит к той породе актеров, которые опровергают миф о везении, об игре случая. Если бы она служила секретаршей в какой-нибудь префектуре, на нее все равно бы обратили внимание. Она из тех, кто играет каждый план, как самый главный в самой важной сцене, и весь фильм, как последний, словно от него зависит вся ее жизнь». Картина входит в своеобразную трилогию режиссера, повествующую об ужасах одинокого человека, сталкивающегося с незнакомыми обитателями его жилища, наряду с фильмами «Отвращение» (1965) и «Ребенок Розмари» (1968). Несмотря на то, что Полански играет главную роль, в титрах он не указан в качестве актера. На Каннском кинофестивале картина номинировалась на главный приз. В прокате США картина собрала 2 миллиона долларов.